Составление описательных рассказов
статья
Составление описательных рассказов по возрастам в дошкольном учереждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov_po_vozrastam_tablitsa.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательных рассказов по возрастам
Младший возраст, 3-4 года | Средний возраст, 4-5 лет | Старший, подготовительный возраст, 5-7 лет |
В младшем возрасте осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: • Рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей); •Тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; •Использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; •Рассказ воспитателя об игрушке. Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте. | В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. 1. Рассматривание игрушки; 2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; 3. Образец рассказа воспитателя; 4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя; Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме: -узнавание игрушки по контуру; -графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её; -рисование данной игрушки, её лепка, аппликация; -выкладывание разрезных картинок по теме; -игры с данной игрушкой; -чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке. | В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. 1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия («Назови ласково», «Лови, бросай̆, и цвета называй̆» и др.) 2. рассматривание объекта описания; 3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; 4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; 5. рассказ сильного ребенка; по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога; 6. рассказы 4-5 детей об объекте; Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся); можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаную шапку носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено Сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...». Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания. Также можно использовать схемы для составления дошкольниками описательных рассказов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми с ОНР 3 уровня «Составление описательного рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам»
Обучение детей составлению рассказа с опорой на предметные картинки...
НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Конспект занятия по теме "Музыкальные инструменты. Составление описательного рассказа" для детей подготовительной к школе группы
Конспект занятия...
Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.
Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных слов при помощи дв...
Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.
Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных слов при помощи дв...
Составление описательного рассказа о себе
план-схема рассказа о себе....