Работа с учащимися
материал
Подготовка к ЕГЭ https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/09...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Психологическая готовность к ЕГЭ
Провела: педагог –психолог
Сандова И.А.
Цель: познакомить участников занятия с основными способами снижения тревоги, напряжения простыми психологическими способами.
Психолог. Все мы знаем, что ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется ещё и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение, и беспокойство мешает сосредоточиться, снижает внимательность. Для этого существуют психологические способы справиться с тревогой. Но для начала давайте проверим ваше самочувствие накануне экзамена.
Тест « Твоё самочувствие»
Инструкция: « Ответьте на вопросы теста. За каждый ответ « да» поставьте 1 балл. В итоге нужно будет подсчитать сумму баллов».
- У меня часто плохой аппетит. ( Да, нет)
- После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. ( Да, нет).
- Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражительным и угрюмым. ( Да, нет).
- Периодически у меня бывают серьёзные заболевания, когда я вынужден(а) несколько дней оставаться в постели. ( Д, нет).
- Я почти не занимаюсь спортом. ( Да, нет).
- В последнее время я несколько прибавил (а) в весе . ( Да, нет).
- У меня часто кружится голова. ( Да, нет).
- В настоящее время я курю. ( Да, нет).
- В детстве я перенёс (ла) несколько серьёзных заболеваний. ( Да, нет).
- У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. ( Да, нет).
Обработка результатов.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы ещё в состоянии ходить и учиться. А ведь вам сдавать экзамены! Самые большие трудности ещё впереди! Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…
И чтобы снять напряжение и тревогу для этого есть хороший способ расслабления упражнение «Дорисуй и передай».
Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнёте рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопну в ладоши и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нём или нарисовать новый?
Выполняется анализ работ.
Чтобы снизить тревогу надо мысленно прожить ситуацию, которая тебя беспокоит. Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги ( например, расслабляться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить « лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов ( действий), которые приводят к тревожному событию. Например:
- Встать утром и выслушать мамины указания.
- Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.
- Поездка на место проведения экзамена.
-Рассаживание по местам.
- Получение тестовых бланков.
-Заполнение бланков – титульных листов.
- Решение заданий…
После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд.
Для успешной сдачи экзаменов можно выполнить упражнение « Рисую себя и госпожу Удачу».
Можно подружиться с госпожой Удачей, стать её любимчиком. Для этого на листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите себя со стороны, на своём « мысленном экране». Радом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу.
А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.
Как вы думаете, что вы сейчас сделали? Правильно- привлекли к себе удачу!
Никогда не сомневайтесь в успехе задуманного, гоните прочь от себя неуверенность и страх! Увидите: очень скоро в вашу жизнь придёт удача и успех!
При снятии нервно-психического напряжения применяют мышечную и дыхательную релаксацию.
Медитативно- релаксационное упражнение- « Храм тишины».
Психолог. Вообразите себя гуляющим на одной из улиц, многолюдного и шумного города… Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой.. Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры.. Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны или радостны.. Обратите внимание на звуки, которые вы слышите.. Обратите внимание на витрины магазинов.. Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих.. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдёте мимо.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице.. Это более спокойная улица. Чем дальше вы идёте, тем меньше вам встречается людей.. Пройдя ещё немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других.. Вы видите на нём большую вывеску: « Храм тишины».. Вы понимаете, что этот храм- место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружёнными полной и глубокой тишиной… Побудьте в этом храме в тишине..Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно, Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведёт к « Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь.
Упражнение « Правильное дыхание».
Инструкция. Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные лёгкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во всё время выдоха долгое « Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекает ощущение напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли.
Музыкотерапия.
Музыка играет в нашей жизни огромную роль. Ещё в Парфаянском царстве в 3 в. До н.э с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен. Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку.
Рекомендуемые произведения: И.С. Бах – Прелюдия № 1, №8, Хор. Ф Шопен. Прелюдия №4, №13,№15,№17.
Для диагностики определения уровня тревожности использую тест Прихожана и определения уровня стрессоустойчивости Тест самооценки стрессоустойчивости с Коухена и Г.Виллиансона.
Тест « Твоё самочувствие»
Инструкция: « Ответьте на вопросы теста. За каждый ответ « да» поставьте 1 балл. В итоге нужно будет подсчитать сумму баллов».
- У меня часто плохой аппетит. ( Да, нет)
- После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. ( Да, нет).
- Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражительным и угрюмым. ( Да, нет).
- Периодически у меня бывают серьёзные заболевания, когда я вынужден(а) несколько дней оставаться в постели. ( Д, нет).
- Я почти не занимаюсь спортом. ( Да, нет).
- В последнее время я несколько прибавил (а) в весе . ( Да, нет).
- У меня часто кружится голова. ( Да, нет).
- В настоящее время я курю. ( Да, нет).
- В детстве я перенёс (ла) несколько серьёзных заболеваний. ( Да, нет).
- У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. ( Да, нет).
Тест « Твоё самочувствие»
Инструкция: « Ответьте на вопросы теста. За каждый ответ « да» поставьте 1 балл. В итоге нужно будет подсчитать сумму баллов».
- У меня часто плохой аппетит. ( Да, нет)
- После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. ( Да, нет).
- Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражительным и угрюмым. ( Да, нет).
- Периодически у меня бывают серьёзные заболевания, когда я вынужден(а) несколько дней оставаться в постели. ( Д, нет).
- Я почти не занимаюсь спортом. ( Да, нет).
- В последнее время я несколько прибавил (а) в весе . ( Да, нет).
- У меня часто кружится голова. ( Да, нет).
- В настоящее время я курю. ( Да, нет).
- В детстве я перенёс (ла) несколько серьёзных заболеваний. ( Да, нет).
- У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. ( Да, нет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Творческие работы учащихся и для работы с учащимися
Материал может быть использован на уроках истории и МХК...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
План воспитательной работы с учащимися и родителями учащихся 6 класса
В настоящее время в педагогической литературе существует огромное количество схем, по которым можно составить планы воспитательной работы с учащимися разных с...