Методическая разработка «Изучение увеличенных и уменьшённых интервалов в курсе сольфеджио»
методическая разработка
Методическая разработка о способе увеличенных и уменьшенных интервалов, которые помогают ученикам качественнее освоить изучаемый материал на клавиатуре и в пении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 383.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Изучение увеличенных и уменьшённых интервалов в курсе сольфеджио»
Цель курса сольфеджио заключается в организации и развитии музыкального слуха. Особенно важным является обучение активному использованию его в творческой и исполнительской деятельности, воспитание способности воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Своеобразный и сложный музыкальный язык не всем даётся одинаково. Для одних детей он быстро становится родным, для других долго остаётся чем-то вроде иностранного. В этом случае педагог становится переводчиком, проводником в мире музыки.
Одним из важных элементов музыкального языка является интервал – соотношение двух звуков по высоте. В сущности, всякая мелодия состоит из цепочки разных мелодических интервалов.
Поэтому знакомство с интервалами происходит ещё в младшем возрасте. На первом году обучения дети называют все интервалы в виде «дорожки» в определённом ритме, а также играют эту «дорожку» на клавишах ( осваивая первоначально только ступеневую величину). Тритон не входит в эту дорожку, но ученики знают о существовании этого особого интервала, у которого нет своей цифры, слушают «лязгающую» музыку» ( тритон гармонический )и песню ( в основе рассказа лежит сказка об интервалах Г. Куриной или Учебно-игровое пособие «Путешествие в страну интервалов» Л.Лёхиной.
Освоение интервала предполагает умение построить, сыграть, спеть его в какой-либо тональности и от звука, узнать на слух и определить по нотному тексту. Это требует времени и многократных повторений.
На втором и третьем годах обучения дети строят интервалы от ноты ( постепенно добавляя тоновую величину) и в тональности.
Интервалы, если они звучат в ладу, подчиняются его законам. Как и отдельные ступени, они могут быть устойчивыми ( если оба звука входят в Т53) . Это – консонансы. Могут быть и неустойчивыми ( если оба звука или один из них не входит в Т53). Неустойчивые интервалы бывают и диссонансами и консонансами, но они требуют разрешения.
Только на четвёртом году обучения ученики возвращаются к тритонам, осваивая обе его разновидности – ум5 и ув.4. Тритон – это ожидание и крайняя неустойчивость , а вне тональной настройки и неясность, т.к. ум.5 неотличима от ув.4. При изучении тритонов мы знакомимся с песнями Е. Тиличеевой «Два звука стремятся друг к другу навстречу…» и «Загадку реши, отчего два звука уходят стремительно друг от друга…». Хорошо помогает запомнить тритоны песенка «На седьмой ступени жил да был тритон…» ( Учебное пособие «Сольфеджио без проблем», авторы Амазарян и Даниленко).
Однако, прежде чем петь эти интервалы нотами, мы учимся строить их на клавиатуре, всегда начиная с уменьшённой квинты.
Кварта является обращением квинты. Поэтому обычно мы находим её с помощью перекрещивания рук.
В нотных примерах для четвёртого года обучения эти интервалы встречаются в наиболее лёгких мелодических и ритмических положениях, но всё же необходимо пропевать их отдельно и включить в настройку.
Пятый год обучения посвящён закреплению этой пары тритонов. Пятиклассники учатся строить их, также, и от ноты, с разрешением в мажор и минор.
На шестом году обучения учащиеся знакомятся со второй парой тритонов – на II и VI ступенях минора и, сразу же, на II и VI гармонической ступенях в мажоре, поскольку к тому времени уже пройден гармонический мажор. Если нужно спеть все четыре тритона, мы используем пример 47б) в учебнике Калужской ( с.14), то есть поём обе квинты, затем обе кварты. Но порядок кварт меняем – так удобнее.
Важно показать ученикам, что вторая пара тритонов обычно имеет субдомининтовую основу.ступени
Но не только новые тритоны отличают гармонические лады от натуральных. Повышенная VII ступень в миноре меняет все интервалы, в которые она входит как основание или как вершина. Точно так же и в мажоре понижение VI ступени меняет интервалы, содержащие эту ступень.
В результате на VII гармонической ступени в миноре появляются два новых уменьшённых интервала ( ум.4 и ум.7). Все три интервала мы поём в порядке возрастания ступеневой величины. Но в начале играем их, отталкиваясь от тех устойчивых звуков, в которые они потом разрешатся. Сначала это малая терция на I ступени. А уменьшённую квинту строим, раздвигая полутоновыми ходами чистую квинту на I ступени и потом возвращаясь к ней.
То же относится и к мажору, где появляются два новых увеличенных интервала. Здесь мы «сужаем» чистую кварту на V ступени, а для следующих интервалов строим б6 на V ступени, причём нижний голос как в мажоре так и в миноре повторяет полутоновое разрешение. Но обычно мы поём все 4 уменьшённых интервала в миноре и все 4 увеличенных – в мажоре. В этом случае последним поётся тритон из натурального лада.
Четыре новых интервала ( ум.4, ум.7 и их обращения в миноре, ув.2, ув.5 и их обращения в мажоре ) называются характерными интервалами, т.е. такими, которых нет в натуральных ладах.
Характерные интервалы энгармонически равны консонансам, поэтому вне лада они не кажутся диссонирующими. Лишь в условиях лада они приобретают ладовую зависимость и становятся ярко выраженными неустоями.
При игре (и пении) характерных интервалов мы берём первый уменьшённый в миноре и первый увеличенный в мажоре, делаем их обращения и, пропуская тритон, так же поступаем с третьим интервалом.
Детям раздаются таблицы, наглядно представляющие систему построения таких интервалов.
Тритоны, увеличенные и уменьшённые интервалы скрепляют и активизируют лады. Особенно это относится к гармоническому мажору и минору, которые богаты многообразными напряжёнными и красочными интонациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по теме «Использование Интернет-ресурсов аутентичных курсов при изучении английского языка»
Интернет в изучении иностранного языка :Место компьютера среди других технических средств обучения,функции компьютера, Мультимедийные средства обучения, Использование WEB-сайтов в изучении англи...
Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...
Методическая разработка. Изучение истории края на уроках и во внеурочное время
Методическая разработка. ...
Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования.
Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования....
Методическая разработка "Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ"
Книга – результат сотворчества писателя и художника - иллюстратора. Писатель написал литературное произведение, художник проиллюстрировал.Необходимо чтобы учащиеся в детской ш...
Методическая разработка «Изучение литературных произведений детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) на занятиях в театральной студии»
Театрализованные приёмы работы с особыми детьми в дополнительном образовании....
Методическая разработка "Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Семеновской матрешки" для индивидуального дистанционного обучения.
Методическая разработка " Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Семеновской матрешки"для индивидуального дистанционного обучения. Материал предназначен для самостоятельного ди...