«Основы естественно-научной грамотности»»
методическая разработка (5 класс)
Программа внеурочной деятельности для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fun.gram_._progr.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ярославской области
Администрация г. Переславля –Залесского, Православная организация Ярославская Епархия Русской Православной Церкви, Местная религиозная организация «Никольский женский монастырь г. Переславля – Залесского Ярославской Епархии Русской Православной Церкви
«Переславская православная гимназия» им. св. благ. вел. кн. А. Невского»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________________В.К. Толстова
Приказ № _______
От «____»_____________ 20____год
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы естественно-научной грамотности»»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Блохина Л.А
Учитель биологии и химии
Пеславль – Залесский 2022
Пояснительная записка
Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки обучения учащихся основам функциональной грамотности, направленного на подготовку учащихся к выбору будущей профессии и жизни в современном обществе. Содержание курса является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий.
Kypc предназначен учащимся основной школы и может быть
как обязательным учебным предметом по выбору учащегося из компонента образовательной организации в вариативной части учебного плана,
так и курсом в рамках внеурочной деятельности и/или дополнительного образования.
Учебно-методическое обеспечение курса включает рабочую программу элективного курса и учебное пособие для обучающихся. Рабочая программа устанавливает обязательное предметное содержание, предлагает примерное тематическое планирование с учётом логики учебного процесса, определяет планируемые результаты освоения курса на уровне основного общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа с первоисточниками, лекция, конференция и др.; возможно выполнение индивидуальных исследований и проектов.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».
Цель курса: формирование способностей применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных жизненных ситуациях.
Задачи курса:
- углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
- сформировать умение применять соответствующие
естественнонаучные знания для объяснения явления;
- сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
- сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
- сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства или технологии;
- сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;
- сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
- сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
- сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
- сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
- сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую;
- сформировать умение распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
- сформировать умение оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
- формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- формировать эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы);
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
- владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
Предметные результаты:
- применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
- распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
- делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
- объяснять принцип действия технического устройства или технологии;
- распознавать и формулировать цель данного исследования;
- предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
- выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
- описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
Учебно-методическое обеспечение курса (учебные материалы для учителя и ученика):
- Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. — М. ; CП6. : Просвещение, 2020.
- Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. — М. ; CП6. : Просвещение, 2021.
- Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. — М. Просвещение, 2020.
- Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. — М. : Просвещение, 2020.
- Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. — М. : Просвещение, 2020.
- электронное обеспечение: https://livingasia.online/2016/09/28/13_ecofilms/ https://nsportal.ru/kultura/kinoiskusstvo/library/2016/04/10/metodicheskaya-podborkafilmov-patrioticheskoy-i-kulturnoг
Данный курс предусматривает проведение практических занятий по решению задач и выполнению текстовых заданий и групповой работы по выполнению практических заданий.
различных ИСТОЧ НИКОВ.
Тематическое планирование
Раздел№ П/П | Название раздела | Виды деятельности. | Колич.часов |
Раздел 1 | Введение в раздел «Живые системы | Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. | 19ч. |
Раздел 2 | Введение в раздел «Физические системы» | Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. | 10 |
Раздел 3 | Введение в раздел «Земля и космические системы» | Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. | 5ч |
Итого | 34ч |
Поурочное планирование
курса «Основы естественно-научной грамотности»
1 ч/нед, 34 ч/год
п/п | Тема урока | Содержание | Оборудование | Дата проведен. |
Введение (1 ч) | ||||
1 | Введение в ЕНГ | Разбор тренировочных заданий по ЕНГ | Презентация, рабочие листы, листы оценивания | |
Раздел 1: «Введен | ие в раздел «Живы | е системы» (22 | ч) | |
2 | Бактерии наши спутники | Получение знаний и составление памятки для родителей. | Презентация, рабочие листы, ЛИ СTЫ оценивания | |
3 | «Живой кефир» | Разбор ситуации. Польза или вред для организма. | Презентация, рабочие листы, ЛИ СTЫ оценивания | |
4-5 | «Грипп и антибиотики» | Польза или вред для организма. | Презентация, рабочие листы, |
4-5 | «Грипп и антибиотики» | Польза или вред для организма. | оценивания | |
6 | Что такое семя растения | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, листы оценивания | |
7 | «Растительное питание для здоровья» | Разбор ситуации. Польза или вред для организма. | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
8 | Как питаются растения. | Разбор ситуации, отработка умений. | Презентация, рабочие листы, ЛИ сTЫ оценивания | |
9 | «Борщевик Сосновского» | Разбор ситуации. Памятка: опасные растения. | Презентация, рабочие листы, ЛИ сТЫ оценивания | |
10 | «Борщевик Сосновского» Первая помощь. | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
11 | Человеческий организм в сравнении с заводом. | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИсТЫ оценивания | |
12 | «Моя группа крови» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, листы оценивания | |
13 | «Иммунитет: научные знания и мифы» | Разбор ситуации. | Презентация, рабочие листы, оценивания |
14 | «Иммунитет. Как укрепить. | Разбор ситуации Памятка: как улучшить иммунитет. | Презентация, рабочие листы, Листы оценивания | |
15 | «Регенеративная медицина» | Разбор ситуации, отработка умений. | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
16 | Приспособления животных к окружающей среде. | Разбор ситуации. Памятка: у каждого свои… | Презентация, рабочие листы, листы оценивания | |
17 | «Хватка осьминога» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
18 | Легко ли жить лягушке. | Разбор ситуации. | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
19 | Итоговая работа по разделу «Введение в раздел «Живые системы» | Самостоятельная Работа –игра. | Презентация, рабочие листы, ЛИ сTЫ оценивания | |
Раздел 2. «Введение | в раздел «Физичес | кие системы» (10 | ч) | |
20 | Ситуация «Зеркальное отражение» | Разбор ситуации. Памятка: волшебство наук. | Презентация, рабочие листы, ЛИ РТЫ оценивания | |
21 | Почему летят мячи. | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИ сТЫ оценивания | |
22 | Ситуация «Непростое исследование простейшего прибора» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИ сТЫ оценивания |
23 | Что рассмотрим в микроскоп. | Практическая работа. | Презентация, рабочие листы, ЛИ сТЫ оценивания | |
24 | «Секреты микроволновки» | Разбор ситуации. Памятка для мамы. | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
25 | Приборы для диагностики организма | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
26 | «Озон: друг или враг?» | Разбор ситуации. Рисунок. | Презентация, рабочие листы, ЛИ РТЫ оценивания |
27 | «Парниковый эффект» | Разбор ситуации. Рисунок | Презентация, рабочие листы, ЛИ сТЫ оценивания | |
28 | «Заряжаем смартфон своей энергией» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, листы оценивания | |
29 | «Батарейки и аккумуляторы» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИ РТЫ оценивания | |
Раздел 3: «Введение в ра | аздел «Земля и косм | ические системы | » (5 ч) |
30 | «Движение воздуха» | Разбор ситуации, Куда двигаются воздушные массы. | Презентация, рабочие листы, ЛИ сTЫ оценивания | |
31 | «Как рождается прогноз погоды» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИСTЫ оценивания | |
32 | «Возможно ли управлять . | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, оценивания | |
33 | «Время: единое и разное» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИ СTЫ оценивания | |
34 | «Когда Земля станет пустыней?» | Разбор ситуации, отработка умений | Презентация, рабочие листы, ЛИ РТЫ оценивания |
Список литературы для учителя и учеников:
- Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. — М. ; CП6. : Просвещение, 2020.
- Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин
- Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv. instrao.ru/
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII- IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- vestestvennonauchnoy-pramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ" 13.03.2019
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ...
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Формирование естественно-научной функциональной грамотности
Рекомендации...
Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"
Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...
Методическая разработка по теме " Практическое применение Естественно- научной функциональной грамотности на уроках биологии"
Данный материал направлен пна применение ЕНФГ на уроках биологии...
Методические материалы к проведению занятий по модулю «Основы естественно-научной грамотности»
Методическая разработка предназначена учителям образовательных учреждений, реализующим программу «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»; всем педагогам, заи...