Методические материалы к проведению занятий по модулю «Основы естественно-научной грамотности»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Рябчикова Ольга Васильевна

 Методическая разработка предназначена учителям образовательных учреждений, реализующим программу «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»; всем педагогам, заинтересованным в повышении качества современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy.docx_5_kl_estest_nauchn_gr.docx13.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы

к проведению занятий по модулю «Основы естественно-научной грамотности» 5 класс

Тема Звуки живой и неживой природы. Звуковые явления.

Слышимые и неслышимые звуки

I Тексты для чтения

1.        Звук – это объективно существующее в природе физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела (туго натянутой струны или мембраны, голосовых связок, металлической или деревянной пластины, воздушного столба, заполняющего корпус духовых инструментов и т.п.), в результате чего образуются звуковые волны, воспринимаемые ухом и преобразуемые в нем в нервные импульсы.

2.        В музыкальной теории звук – это физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела (например, натянутой струны гитары), и в результате этих механических колебаний образуются звуковые волны, они воспринимаются ухом и преобразуются в ухе в нервные импульсы.

3.        В научном знании звук рассматривается как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16 до 20000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду).

4.        Звук порождается механическими колебаниями. Однако для того, чтобы эти колебания стали слышны, они должны происходить в какой-нибудь среде: воздухе, жидкости или твердом теле. Благодаря среде звук колебаний может достичь уха слушателя. Колебания могут быть правильными, то есть, другими словами, объект создает в среде волны, следующие через строго определенные временные промежутки. В этом случае результатом является мелодичный звук. Однако, если колебания неправильные, то их воздействие на наши уши доставляет гораздо меньше удовольствия. Звук, являющийся результатом подобных колебаний, называется шумом16.

5.        Звуком называются механические колебания воздуха, воспринимаемые органами слуха. Воздух вибрирует - быстро колеблется взад-вперед - при движении в нем любого объекта. Например, ударяя в бубен, мы заставляем вибрировать туго натянутую кожу, колебания которой передаются молекулам воздуха. В воздухе возникают звуковые волны, слышимые нами. Величина звуковых волн поддается измерению – чем больше они по размаху, тем громче звук. По мере удаления от объекта звучания волны теряют свою силу, поэтому мы плохо слышим звуки на большом расстоянии17.

6.        Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде18.

II Задания:

1.        Назовите, о чем говорится в каждом фрагменте текста.

2.        Объясните, какая главная мысль объединяет эти фрагменты текста. 3. Назовите, что нового вы узнали из текста.

4.        Найдите в каждом фрагменте текста общие слова, которые характеризуют физиче- ское явление – звук.

5.        Придумайте название общему тексту.

6.        Сформулируйте вопросы к общему тексту, которые начинаются словами: «Что? Где? Как?»

7.        Найдите в тексте характеристики правильного и неправильного звука.

8.        Выделите в каждом фрагменте текста ключевое слово, характеризующее звук.

III    Напишите эссе по использованию данной информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...

практическое занятие по отработке навыков естественно- научной грамотности

Материал помогает отработат навык работы с картами и текстом географического содержания....

План занятия научного объединения учащихся естественно-научного направления в форме защиты проектов по теме: «Родники России. Иван Петрович Павлов».

laquo;Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений»  Дж. Питт. Проект – это пять «П»: Проблема, Пр...

«Основы естественно-научной грамотности»»

Программа внеурочной деятельности для 5 класса....

Методическая разработка внеклассного занятия в Центре образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»

Предложена разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7 класса по биологии. Цели урока:1.Методическая – использование методов активации познавательной деятельности обучающихся;2.Образ...