Мастер-класс "Использование музыкальных инструментов для развития высших психических функций"
учебно-методический материал
Мастер-класс для учителей начальных классов, логопедов, дефектологов по развитию высших психических функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_muz.instr_.docx | 25.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа-интернат №60»
Мастер-класс
«Использование музыкальных инструментов
для развития высших психических функций»
Учитель: Птицына О.А.
Курган, 2021г
Цель мастер-класса: Знакомство учителей с опытом использования детских музыкальных инструментов и музыкально – дидактических игр, способствующих развитию высших психических функций у детей.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
3.Ознакомление с рекомендациями по использованию шумовых инструментов в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Значит именно играя на музыкальных инструментах, у детей повышается интерес к занятиям, что способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Давайте вспомним, какие умственные операции происходят у ребенка при развитии музыкальной памяти и внимании?
(ответы аудитории)
Развитие этих способностей предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет на развитие познавательных способностей ребенка.
В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах тоже формируются эти предпосылки, как вы думаете какие? Развиваются внимание, волевые качества, память, воображение, формируется целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, коммуникативные навыки и развивается память: слуховая, двигательная, тактильная, зрительная.
Правила игры на детских музыкальных инструментах
Немаловажным фактом успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Давайте вспомним эти приемы, что бы вы смогли их пояснить самостоятельно маленькому музыканту.
Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.
Треугольник: возьмите левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди, палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).
Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.
Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.
Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.
Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку), разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).
А сейчас я предложу вам игры, которые помогут у детей развить определенные виды памяти.
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить звучание на тех или иных музыкальных инструментах. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку», «Музыкальное лото»)
-Предлагаю поиграть в игру «Не оборви цепочку» и приглашаю гостя с красной ноткой(расставляю на столе музыкальные инструменты и по очереди играю на инструментах, количество зависит от возраста. Ребенок должен на магнитной доске выложить цепочку из карточек с музыкальными инструментами, в порядке очереди, как они прозвучали.
-«Музыкальное эхо».
Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука, один долгий; долгий звук, два коротких, один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-нибудь одном инструменте, но лучше не том же, на котором играл взрослый.
-«Музыкальное лото» учитель играет за ширмой на муз. инструменте, дети закрывают нужную картинку на столе.
Развивая зрительную память можно поиграть с детьми в игру
-«Какого музыкального инструмента не стало?»
1 способ Инструменты лежат на столе, закрываю ширмой и убирается один из инструментов, нужно отгадать какого инструмента не стало.
Для развития двигательной памяти и пространственных представлений попросить ребенка повторить различные технические упражнения. (Постучи ложками с права, с лева; играй в бубен вверху и внизу). Казалось бы, что может быть проще? Тем не менее, не все сразу получится.
Для развития тактильной памяти предложить музыкальные инструменты из разного материала (дерево, металл, пластмасса) Дайте ребенку попробовать их на ощупь, а потом с закрытыми глазами определить, где какой. Желательно предложить потрогать только часть муз.инструмента, т.к изменится цель игры, ребенок будет определять не материал а форму инструмента. Так он научится запоминать ощущения.
Игры и упражнения на развитие внимания: «Четвертый лишний» (из какого материала сделан, к какой группе относится) Пригласить для игры гостей с синими нотками. « Повтори за мной ритм» приглашаю гостей с зелеными нотками, «Перечисли, что за чем играет»...
Игрой на Музыкальных инструментах можно заниматься как во время уроков, например:
«Чтение »
Очень интересный и познавательный метод игры на музыкальных инструментах — это озвучивание.
Озвучивание сказок
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На небольшом развлечении можно удивить своих детей и вовлечь их в совместное исполнение.
Используются приемы игры при озвучивании сказок и стихов: глиссандо по пластинкам металлофона может изображать ручеек, и ливень, и солнечные лучики; удары по пластинкам металлофона или по треугольнику – часы, капли дождя, сверкание снежинок; встряхивания погремушки или маракаса – шум листвы, дождя, метель и т.д.
Заранее подготовьте детские музыкальные инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Заранее проверьте звучание ударных музыкальных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (прием игры). Для начала раздайте детям музыкальные инструменты с учетом их возможностей. В начале работы над озвучиванием сказок музыкальные инструменты у детей должны быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки.
Музыкальный инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать музыкальные инструменты в руки только для игры, а затем откладывать - "инструменту нужно отдохнуть". Взрослый должен подготовить указания для игры на музыкальных инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребенка, его творческое отношение.
Учите детей бережному обращению с музыкальными инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. Для проведения сказок-шумелок можно использовать специальное "сказочное" одеяло, в центре которого лежат детские музыкальные инструменты.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) – яичко упало и разбилось(глиссандо на металлофоне снизу вверх).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».
Озвучивание стихов
Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но как и при разучивании сказки, образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с ребенком, когда он выбирает то или иное звучание, позвольте ему искать и пробовать, поддерживайте юного творца в этом процессе, и постепенно им будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.
Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель
(удары по треугольнику)
По полям бегут ручьи
(глиссандо на металлофонах снизу вверх),
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
(удары в пластмассовый молоточек)
После зимней стужи.
(Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу).
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
(Размеренные встряхивания маракаса,
удары деревянными ложками или игра на барабане).
Стали птицы песни петь
(игра на свистульке)
И расцвел подснежник.
(игра на колокольчике). С. Маршак
Озвучивание и звукоподражание на шумовых и детских музыкальных инструментах быстро разовьет мелкую моторику у детей, они овладеют различными приемами извлечения звуков, разовьют слуховую память и научатся воспринимать и воспроизводить оттенки звучания: громкость, тембр, высоту, ритм и продолжительность
«Математика»
Послушай внимательно и посчитай, сколько раз я ударила в бубен, покажи соответствующую цифру. Посмотри на цифру, которая висит на доске и ударь столько же раз по металлофону.
Загадки о музыкальных инструментах. Как вы думаете, что развивают загадки? (ответы аудитории)
Правильно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление.
он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера, как из «этого» извлекается музыкальный звук. А значит, мыслительный процесс идет!
Внутри пустой, а голос густой.
Сам молчит, а бьют – ворчит.
(Барабан)
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
не птица, а заливается.
(Гармошка)
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)
У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, черный глянцевый…
(Рояль)
Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон!
Что звучит?
(Металлофон)
Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на …
(Дудке)
Творческие игры
«Волшебный мешочек» (отгадывают на ощупь, что лежит в волшебном мешочке), далее можно определить, что лишнее. (например, фрукты).
«Моя семья» соотносить музыкальный инструмент к членам своей семьи и объяснить почему.
«Собери картинку» разрезные картинки с элементами музыкальных инструментов
«Веселый художник» ребенок дорисовывает недостающий элемент музыкального инструмента. Эта игра проводится после знакомства с музыкальным инструментом, для закрепления.
Моторные игры
Дети очень подвижны и нуждаются в активных моторных играх.
-«Передай хлопок»
Цель этой игры наладить взаимодействие, единство, концентрацию, зрительный контакт, поэтому эту игру я бы рекомендовала проиграть во время большой перемены.
-«Беру, отдаю» (игра с палочками)
Цель та же что и в игре «Передай хлопок»
-«Отстучи ритм» (муз.молоточки, палочки, ложки, металлофон)
Цель: Развитие слухового контроля
Ребенок по словесной инструкции педагога отстукивает на муз.инструменте заданный ритм, например простучи два раза громко, сделай паузу и четыре раза тихо
-«Ну-ка, руки покажи»
Цель: определить у кого находиться муз.инструмент
Дети плотно стоят в кругу и за спиной передают муз.инструмент (погремушку, маракас, то что создает негромкое звучание), водящий в центре с закрытыми глазами, определяет у кого инструмент, открыв глаза обращается к игроку: «Ну-ка, руки покажи. Маракас у тебя — скажи?», если угадал, играет на муз.инструменте, если нет, то меняется водящий.
Использование музыкальных инструментов на физкультминутках.
«Дождик» (просмотр видеофрагмента)
«С бубнами в кругу сидим» (показ игры на педагогах).
Вывод: таким образом использование музыкальных инструментов на коррекционных занятиях, уроках, физкультинутках способствует не только повышение интереса детей, но и развитие у них памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)
Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Развитие высших психических функций на логопедических занятиях с помощью "Тактильных дощечек"
Использование тактильных дощечек для развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; тактильной памяти, развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновени...
РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
Развитие крупной и мелкой моторики...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....