4 класс. ФГОС. Рабочая программа начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
рабочая программа
Аннотация к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики 4 класса за курс начальной школы.
Предмет «ОРКСЭ – модуль основы православной культуры» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного в 4 классе в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную функцию составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Цель преподавания учебного предмета: формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством приобщения его к отечественной религиозно – культурной традиции.
Задачи преподавания учебного предмета:
- формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- формировать функционально грамотную личность, человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учится и осваивает новые знания всю жизнь.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-2020gg_fgos_orkse.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ОШ №17, с. Шира, Республика Хакасия.
Гольцер Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.
4 класс. Рабочая программа начального общего образования по курсу
основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ.
Личностные результаты.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
- Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение. Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
- Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сообщения, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты).
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
- Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- Знать, понимать и принимать общечеловеческие ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- пониманию основ светской и религиозной морали, их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- первоначальному представлению о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознанию ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах.
Ученик получит возможность научиться:
- Объяснять, что такое духовный мир человека;
- понимать взаимосвязь русской культуры и православия;
- рассуждать, почему главное правило этики называется «золотое»;
- различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Название темы. | Краткое содержание учебной темы. |
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. | |
Россия – наша Родина. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. |
Культура и религия. | Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
Человек и Бог в православии. | Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия. |
Православная молитва. | ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. |
Библия и Евангелие. | Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры. |
Проповедь Христа. | Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. |
Христос и Его Крест. | Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. |
Пасха. | Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. |
Православное учение о человеке. | Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. |
Совесть и раскаяние. | О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. |
Заповеди. | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. |
Милосердие и сострадание. | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Золотое правило этики. | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. |
Храм. | Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. |
Икона. | Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. |
Творческие работы учащихся. | Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
Творческие работы учащихся. | Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
Раздел II. Православие в России. | |
Как христианство пришло на Русь. | Что такое Церковь. Что такое крещение. |
Подвиг. | О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. |
Заповеди блаженств. | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. |
Зачем творить добро? | Как подражают Христу. Чему радуются святые. |
Чудо в жизни христианина. | О Святой Троице. О христианских добродетелях. |
Православие о Божием суде. | Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) |
Таинство причастия. | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. |
Монастырь. | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. |
Отношение христианина к природе. | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. |
Христианская семья. | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. |
Защита Отечества. | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. |
Христианин в труде. | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. |
Любовь и уважение к отечеству. | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Творческие работы учащихся. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме. |
Подведение итогов. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме. |
Тематическое планирование.
Название темы. | Необходимое количество часов для изучения темы. |
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. | 17ч. |
Раздел II. Православие в России. | 17ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА») ДЛЯ 4-х КЛАССОВ
Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерально...
Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса соответствует требованиям Федерального госуда...