4 класс. ФГОС. Рабочая программа начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
рабочая программа

Гольцер Татьяна Васильевна

Аннотация к рабочей  программе  по   основам  религиозных культур и светской этики 4 класса за курс  начальной школы. 

 

Предмет «ОРКСЭ – модуль  основы православной культуры» изучается на уровне основного общего  образования в качестве обязательного в 4 классе в  объеме 34 часа, 1 час в неделю.

        Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную  функцию составляющую наряду с научными знаниями, информацией  об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Цель преподавания учебного предмета: формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством приобщения его к отечественной религиозно – культурной традиции.

Задачи преподавания учебного предмета:

  • формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
  • формировать функционально грамотную  личность, человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учится и осваивает новые знания всю жизнь.

      Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу  религиозных  и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль  в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019-2020gg_fgos_orkse.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ ОШ №17, с. Шира, Республика Хакасия.

Гольцер Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.

4 класс. Рабочая  программа начального общего  образования по курсу

основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ.

Личностные результаты.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за  свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

            Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
  • Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное,  дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Смысловое чтение. Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
  • Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сообщения,  сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты).

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
  • Способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог.

Предметные результаты: 

Ученик научится:

  • Знать, понимать и принимать общечеловеческие ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • пониманию  основ светской и религиозной морали, их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • первоначальному  представлению о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознанию  ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
  • действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах. 

Ученик получит возможность научиться:

  • Объяснять, что такое духовный мир человека;
  • понимать взаимосвязь русской культуры и православия;
  • рассуждать, почему главное правило этики называется «золотое»;
  • различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.  

  Содержание  учебного модуля «Основы православной культуры».

Название темы.

Краткое содержание учебной темы.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия.

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения  православной культуры.

Человек и Бог в православии.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Изучают основы духовной традиции православия.

Православная молитва.

ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие.

Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий  православной культуры.

Проповедь Христа.

Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его  Крест.

Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

Пасха.

Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют  Пасху.

Православное учение о человеке.

Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние.

О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.   

Милосердие и сострадание.

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Золотое правило этики.

Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение.

Храм.

Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона.

Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Творческие работы учащихся.

Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Творческие работы учащихся.

Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь.

Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг.

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Заповеди блаженств.

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро?

Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина.

О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде.

Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Таинство причастия.

Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь.

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе.

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья.

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде.

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Творческие работы учащихся.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранной теме.

Итоговая презентация творческих

проектов учащихся.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранной теме.

Подведение

итогов.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранной теме.

Тематическое планирование.

Название темы.

Необходимое количество часов для изучения темы.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

17ч.

Раздел II. Православие в России.

17ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА») ДЛЯ 4-х КЛАССОВ

Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы  религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерально...

Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса  соответствует требованиям Федерального госуда...