Совершенствование профессиональной культуры учителя английского языка в контексте обновления ФГОС
учебно-методический материал по английскому языку
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_28_08yu23.docx | 105.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 9 г. Гуково
Доклад
на ГМО учителей английского языка
по теме:
«Совершенствование профессиональной культуры учителя английского языка в контексте обновления ФГОС»
Подготовила:
учитель английского языка
Чекунова Алевтина Викторовна
Гуково - 2023
"Учитель живёт до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться, в нём умирает учитель"
(К.Д.Ушинский)
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».
Одним из основных требований ФГОС является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. Самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знание основных документов.
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря
уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.
Профессиональная компетентность - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Изменения, происходящие в современной системе образования, введение новых ФГОС делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
В настоящее время появилась возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка:
● курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;
● проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;
● проблемные курсы;
● дистанционное обучение;
● обучение по индивидуальному плану;
● Интернет - форумы, конкурсы, ЧАТЫ;
● фестиваль открытых уроков;
● методические семинары, семинары-практикумы;
● методические дни, недели в ОУ;
● участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
В новых условиях все эти традиционные формы должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.
Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, несомненно, способствуют развитию учителя как личности и профессионала. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Поэтому большое влияние на формирование учительского профессионализма должна оказывать самообразовательная и методическая деятельность, предполагающая:
● постоянное ознакомление с современными исследованиями в области преподавания английского языка;
● изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
● ознакомление с новыми программами, технологиями и концепциями обучения и воспитания.
Д. А. Медведев в одном из своих обращений к учителям России сказал, что очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями.
Существуют 4 блока профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель иностранного языка при выполнении своих функциональных обязанностей:
1. Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).
2. Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований гос. стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).
3. Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).
4. Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).
Одним из правил организации успешного урока является определение структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
Новый ФГОС требует от учителя английского языка проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением современных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно–познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.
Одним из инструментов самосовершенствования компетенции учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.
Для успешной работы на уроке компетентный учитель английского языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.
Требования к содержанию урока:
1. Научность.
2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.
3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.
4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными.
5. Организация активной познавательной деятельности учащихся.
6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.
7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.
Требования к методике проведения урока:
1. Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях
2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.
3. Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.
4. Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.
5. Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.
6. Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.
7. Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.
Успешность подбора УМК.
Современные учебные пособия должны соответствовать требованиям новых ФГОС.
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Вся линейка УМК включена в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ. Данное УМК отвечает требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам, содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, а также соответствует стандартам Совета Европы.
УМК Кузовлев В.П. «Английский язык» («English») - это учебно-методический комплект (УМК) по английскому языку для общеобразовательных учреждений (2-11 класс).Научный руководитель авторского коллектива - Е.И. Пассов, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор. Линия УМК «English 2-11» разработана на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по иностранному языку и Примерной программе начального общего образования по иностранному языку. Учебно-методический комплект «English» выпускается с 2006 года (издательство «Просвещение»). УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов.
На уроках я активно использую материалы сайта British Council (Британский совет), на котором можно найти необходимые грамматические задания, упражнения на тренировку лексического материала, видеоуроки и интересные презентации, что делает урок более эффективным и интересным в соответствии с новыми требованиями.
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя.
Согласно новой образовательной программе, информационная компетенция является одной из ключевых, т.к. формирование и развитие других базовых компетенций невозможно осуществить без овладения информационно-коммуникационными технологиями. Очевидно, что современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя английского языка является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ требует от учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Образовательный потенциал компьютерной программы Power Point стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в школе. При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно:
● при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
● при изучении грамматического и страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Информационно–технологическая компетенция учителя иностранного языка призвана сыграть большую роль в успешной деятельности ученика. Показатели этой компетенции - овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, владение современными технологиями обучения.
Таким образом, компетентность современного учителя английского языка – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого–педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство).
Литература
- Бартош Д. К. Особенности лингвокультурной компетентности будущего учителя иностранного языка // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 19-27.
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- Борлакова З. Э. Реализация метапредметного подхода при обучении иностранным языкам: проблемы и векторы развития [Электронный ресурс] // Информационно-методический бюллетень. Современные тенденции в обучении иностранному языку: мат-лы видеоконф. Ухта ⎼ Новый Уренгой ⎼ Всеволожск, б/г. С. 9-11. URL: http://www.uhtagpl.ru/ FGOS/metod_kopilka/opit_rabot/mater_videokonf.pdf
- Глотова Ж. В. Лингвокультурная компетентность как показатель качества развития личности преподавателя высшей школы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 2. С. 78-83.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2002. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании городского методического объединения учителей английского языка по теме "Организация и проведение современного урока английского языка в рамках ФГОС" (март, 2014)
Материал содержит в себе доклад и презентационный материал....
Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС
Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе. Особое значение она приобретает...
Профессиональная культура учителя английского языка
Статья посвящена особенностям профессиональной культуры учителя английского языка....
Конспект открытого урока английского языка по ФГОС второго поколения. Автор: учитель английского языка МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Ефименко Ольга Андреевна
Предмет: Английский язык Класс: 6 БТема урока: “ Рождество. Christmas.”Дата проведения урока: 23 декабря 2017 г.УМК: Spotlight”, 6 класс. Ю.И...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...
Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное - умение ориенти...
Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО
Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи. И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...