Роль педагога в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра
статья

Тарасова Елена Александровна

В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений педагога и ребёнка. Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса воспитания, центральной фигурой которого становится ребёнок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_statya_tarasova_e.a.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра

Тарасова Елена Александровна,

социальный педагог муниципального бюджетного учреждения «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

        В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений педагога и ребёнка. Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса воспитания, центральной фигурой которого становится ребёнок. Он представляет собой неповторимую личность. А значит, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. Таким образом, педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их преобразовывать, творчески и взаимодействовать, а так же сотрудничать со своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий нравственного воспитания несовершеннолетних является сотрудничество и взаимодействие педагога с детьми.

        Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Умение жить и работать в коллективе, быть внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно относиться к общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать гигиенические требования –являются основными требованиями в культуре поведения. Формирование этих качеств возможно с раннего детства, поэтому воспитание их должно занять соответствующее место в работе педагога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

        С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду, школе и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

        Подростковый возраст – время познавать взрослую жизнь, примерять на себя роль зрелого человека, определять свое собственное место в обществе. Когда подросток не имеет возможности самореализоваться, его действия направлены на привлечение внимания взрослых, и часто имеют негативные последствия.

        Очевидно, что воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних крайне ограниченны в общении с взрослыми людьми. Можно подумать, что в таких условиях подростки учатся быть самостоятельными, организованными, но исследования показывают обратное: дети не в состоянии организовать собственное время, придумать себе занятие. Для подростка нормально стремиться к самостоятельности, равенству в правах с взрослыми, но дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не имеют возможности развить подобные стремления. Это связанно с такими особенностями проживания в социальных учреждениях для несовершеннолетних, как существование четкого расписания дня, контроля со стороны взрослых.

        Следующей особенностью воспитанников нашего учреждения является повышенное желание обратить на себя внимание взрослого, его похвалу, стремление общаться с ним, испытать положительные эмоции. Эта потребность практически не удовлетворяется в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Педагоги по возможности разговаривают с каждым ребенком по отдельности, разбирают конкретные проблемы каждого, но этого бывает недостаточно.         Указанные особенности общения подростков с взрослыми исключают необходимое для любого ребенка ощущение того, что он нужен окружающим, подросток становится неуверенным в себе, и это затормаживает развитие личности.

        Существует более простое объяснение проявления грубости со стороны подростка, где агрессивность считается последствием неудовлетворенности потребности в материнской заботе, внимании. К этому добавляется недостаток в интимном общении, в самореализации и т.д.

        Даже после первых наблюдений за подростками нашего центра можно выделить важные особенности общения с взрослыми: во-первых, существование острой нехватки данного вида общения, во-вторых, нереальность быстрого решения проблемы.

        В нашем центре для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. При воспитании навыков необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе повседневной деятельности ребенка под руководством педагога.
Чтобы ребенок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приемы действия, осознать значение навыка, а затем в процессе занятия закрепить его.
        Для этого педагог использует приемы того или иного действия, объясняет его понятно для ребенка, следит за правильностью его выполнения. Надо помнить, что ребенок легче и быстрее овладевает навыками, если педагог в процессе воспитания их опирается на чувства детей, не ограничивается только словесными объяснениями.

        В воспитании навыков культурного поведения, также как и во всей работе с детьми, мы избегаем случайных приемов. Эта работа строится педагогом в определенной системе, основываясь на твердых педагогических принципах.

        Такими принципами являются систематичность, последовательность и непрерывность воспитательного воздействия. Работа с детьми строится с учетом возрастных особенностей, что дает возможность определить круг навыков культурного поведения детей согласно их возраста.

        Педагоги социально-реабилитационного центра помнят, что они имеют дело с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и поэтому к ним предъявляются особые требования-по матерински, любовно заботиться о каждом ребенке, создать атмосферу семьи. Влияние личности педагога на детей особенно велико. Педагог должен быть мастером своего дела. Он не только учит и воспитывает, но и согревает душу подростка. Только тот педагог, который сам владеет практическими умениями и навыками, сможет правильно руководить активной деятельностью детей, привить детям навыки культурного поведения в игре и труде. Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и порядка, он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей. Культурный педагог сумеет создать культурную обстановку в группе, поддержать чистоту и порядок, отвести для каждого предмета определенное место, научить всем этим правильно пользоваться. Педагоги нашего социально-реабилитационного центра приветливы, отзывчивы и в то же время требовательны. Ласковое и внимательное обращение с детьми и взрослыми, вежливые манеры служат примером для детей, учат их культурному обращению друг с другом и взрослыми.

Единая педагогическая направленность воздействия на детей всего коллектива даёт возможность воспитать устойчивые навыки культурного поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное исследование нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование нарушений в развитии  мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...

Причины нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Причины нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиени...

Отчёт воспитателя Фёдоровой Л.А об экскурсии в областной центр "Милосердие и порядок"воспитанников Кольчугинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В летние  каникулы воспитанники Кольчугинского социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних посетили с экскурсией  кинотеатр областного центра «Милосердие и порядок»....

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...

«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»

Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...