Разрешение конфликтов
план-конспект
«Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации», — пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razreshenie_konfliktov.docx | 816.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Разрешение конфликтов»
«Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации», — пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
Цель: получение участниками занятия опыта разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- сплочение коллектива;
- создание благоприятных условий для работы в группе;
- ознакомить с понятием «конфликт»;
- научить воспитанников эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими, снизить уровень конфликтности и враждебных реакций;
- показать и научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций.
Ход занятия.
Приветствие.
«Ребята, добрый день. Сегодня мы встретились, чтобы вместе поговорить про конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций. Почему мы выбрали эту тему? Эта тема очень актуальна в вашем возрасте, когда почти все поступки вы совершаете под влиянием эмоций. Мы с вами попытаемся сегодня во время беседы, различных упражнений, по - возможности, откровенных высказываний понять, что такое конфликт, как и почему он возникает, как вести себя в конфликтной ситуации.
Основная часть. Беседа на тему «Что такое конфликт».
«Все мы разные: у каждых своих взглядов, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной.
Упражнение «Ассоциации или скажи, что чувствуешь?»
Цель: осознание участниками понятия «конфликт», создание его метафорического образа.
Инструкция: «Конфликт, когда мы говорим это слово, у каждого человека возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Давайте подумаем:
Если конфликт – это мебель, то какая? (Ответы детей: старый рваный диван, твёрдый стул, тяжёлый шкаф и т.д.)
Если конфликт – это посуда, то какая? (Ответы детей: грязная кастрюля, стакан, вилки, ножи и т. д.)
Если конфликт – это одежда, то какая? (Ответы детей: рваная, испачканная, потрёпанная и т. д.)
Если конфликт – это растение, то какое? (Ответы детей: кактус, колючее, горькое, ядовитое и т. д.)
Если конфликт – это техника, то какая? (Ответы детей: испорченная, сломанная, мясорубка и т. д.)
Упражнение «Упрямое зеркало».
Цель: учить детей взаимодействовать в группе сверстников, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать умение управлять своими эмоциями, развитие воображения и снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Представьте, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную комнату, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения, но наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно – направо, вы закрываете один глаз, а оно – другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет «человеком», а другой – «упрямым зеркалом». Разделитесь на пары и распределите роли. Потом поменяетесь ролями».
Обсуждение: учащиеся делятся своими эмоциями, ощущениями, впечатлениями о проделанном упражнении, о трудностях, которые им пришлось испытать и т.д. В результате делается вывод, о том, что не каждый человек сможет повторить действия и движения другого человека, тем более «на ходу» перестроиться и сделать всё наоборот. Но как иногда важно уметь подстроиться под другого человека, наперекор своим эмоциям и чувствам.
Мозговой штурм «Причины возникновения конфликтов»
Психолог: «А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего она могла возникнуть? Что было причиной конкретного конфликта?»
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определённых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Психолог: «Ребята, а как вы думаете, каковы причины возникновения конфликта? (После ответов учащихся делается вывод, что это:
неумение контролировать своё эмоциональное состояние;
скрытность;
недопонимание;
агрессивность;
различие целей, интересов;
неумение общаться;
неумение сотрудничать и др.
Информационный блок «Виды конфликтов»
Психолог: «Виды конфликтов разнообразны, выделяют:
Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое неумение «жить в ладу с самим собой».
Межличностный - это самый распространённый вид конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие - то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.
Упражнение «Корабль и ветер»
Цель: снятие мышечного напряжения, взаимодействие и сотрудничество в группе сверстников.
Инструкция: «Представьте себе, что по волнам плывёт наш парусник, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки ... А теперь шумно выдохните через рот воздух, пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! (Упражнение можно повторить трижды).
Работа в группах «Стратегия и стиль поведения в конфликтах».
Учащиеся делятся на 5 групп по 2 - 3 человека в каждой и располагаются за столами, где уже лежат карточки с названием стратегий поведения (потом появятся карточки с изображением животных). (Приложение 1).
Психолог: «Чтобы нам было лучше запомнить и представить себе варианты поведения в конфликтных ситуациях, мы будем соотносить их со стилем поведения определённых животных. Давайте на них посмотрим».
В результате, учащиеся в группах размышляют и пытаются определить, какое животное соответствует конкретной стратегии поведения.
Тип I «Черепаха» – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
«Черепаха» (избегание). «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, из - за которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт - дело безнадёжное. Им легче убежать (физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним.
Тип II «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
«Акула» (конкуренция - соперничество). «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому-то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы.
Тип III «Медвежонок» – сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
«Плюшевый мишка» (приспособление). Для «мишек» главное - хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили.
Тип IV «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
«Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой - то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину».
Тип V «Сова» – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).
«Сова» (сотрудничество). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое бы удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путём ослабления напряжённости между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого.
Обсуждение: как вы думаете, какая стратегия самая лучшая? На самом деле, всё зависит от ситуации, в которой вы оказались.
Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Инструкция: «Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определённой ситуации (Приложение 2). Каждая ситуация - это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт».
Обсуждение: по итогам работы в группах учащиеся приходят к выводу, что среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространёнными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.
Деструктивным способом является решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить - значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
Саморефлексия «Мои возможности».
Цель: актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликта.
Инструкция: «Каждый из вас сейчас получит ладошку (Приложение 3). В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. В контуре каждого из пальцев напишите то, что может вам пригодиться для решения возможных конфликтов, например, качества, которые помогут вам успешно разрешить конфликт.
(Учащиеся в течение 5 – 7 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы).
Подведение итогов «Памятки».
В завершении занятия психолог предлагает учащимся запомнить «Правила бесконфликтного общения»:
Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту;
Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;
Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику;
Делайте как можно больше благожелательных посылов.
И предлагает использовать «Эффективные способы разрешения конфликта»:
Нельзя откладывать решение назревшего конфликта;
Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором;
Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого;
Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику;
Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие;
Подводя итоги нашего занятия, благодарю вас за активную работу. И помните, что в любой ситуации использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей.
Приложение 1.
Стили поведения (на примере животных) |
Стратегии поведения |
|
ИЗБЕГАНИЕ |
СОПЕРНИЧЕСТВО (КОНКУРЕНЦИЯ) | |
|
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (УСТУПЧИВОСТЬ) |
|
КОМПРОМИСС |
|
СОТРУДНИЧЕСТВО |
Приложение 2.
Ситуация 1.
Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!»
- Как бы вы отреагировали на такие слова в ваш адрес?
- Каким образом ещё можно было сделать замечание?
Ситуация 2.
Идёт урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели?»
- Какова реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 3.
Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала всё, словно смерч пронёсся в квартире! Не девочка, а несчастье какое - то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!»
- Какова реакция девушки?
- Как бы вы поступили на месте мамы?
Ситуация 4.
Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь!»
- Какова реакция ученика?
- Как бы вы поступили на месте учителя?
Ситуация 5.
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки её застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта? Как бы вы поступили?
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"
Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...
Методические материалы для проведения практического занятия «Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности»
Методическая разработка содержит подробное описание практических упражнений для тренинга по разрешению конфликтов в учебно-образовательном процессе....
«Конфликты. Разрешение конфликтов.»
Классный час на тему: «Конфликты. Разрешение конфликтов.»...
Конфликт. Пути разрешения конфликтов
Конфликт. Пути разрешения конфликтов...
Конфликт. Пути разрешения конфликтов
Конфликт. Пути разрешения конфликтов...
Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»
Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреждения конфликт...
Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"
Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреждения конфлик...