Статья Вектор успеха Квест-технологии в дополнительном образовании
статья
Статья "Вектор успеха" Квест-технологии в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vektor_uspeha_kvest-tehnologii_v_dopolnitelnom_obrazovanii.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Вектор успеха». Квест-технологии в дополнительном образовании
Квесты – это очень популярное современное развлечение, не только для детей но и для взрослых. Наверно, каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с так называемыми квестами: « В поисках сокровищ», «Путешествие в Средиземье», «Миссия невыполнима», « Морской бой», «Машина времени», «Школа волшебства».
Но главный квест, который мы проходим ежедневно - это гармоничное воспитание и обучение детей. В этом квесте каждый пользуется своими уникальными технологиями для достижения максимально результата. Одна из технологий, применяемых мною – это квест-технология.
Актуальность:
Одной из важных задач современной системы дополнительного образования является создание пространства для самореализации личности.
Согласно концепции развития дополнительного образования, сегодня на первый план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности.
Как руководителю программы «Зарница», на равнее с этими задачами, мне важно формирование умений командной работы, четких действий при решении проблемных задач, воспитание чувства ответственности за себя и за других.
Цели, задачи, содержание проекта:
Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, основой является проблемное задание с элементами ролевой сюжетной игры.
На мой взгляд, основная цель использования квест технологий в дополнительном образовании – воспитание яркой личности, умеющей реализовывать себя и работать в команде.
Задачи ОП «Зарницы» | Задачи, решаемые с помощью использвания квест-технологии |
Развитие таких личностных качеств, как собранность, внимательность, наблюдательность, уверенность в себе. | Развитие внимательности, собранности, наблюдательности при решении проблемных ситуаций, умение проявить себя |
Развитие творческих способностей детей; | Развитие способностей находить креативные подходы для решения проблемных задач. |
Формирование метапредметных умений; | Развитие умений критического мышления; Приобретение опыта исследовательской деятельности |
Воспитание чувства ответственности, товарищества, сопереживания; | Формирование умения работать в команде, совместно решать поставленные задачи. |
Повышение уровня коммуникативной культуры; | |
Развитие лидерских качеств. | Развитие умений самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. |
Также использование квест-технологий способствует созданию дополнительной мотивации к изучению образовательной программы, повышению интереса обучающихся к образовательной программе в целом, так как обучающиеся становятся его активными участниками образовательного процесса. В итоге происходит повышение эффективности и качества образовательного процесса в целом.
Мой педагогический проект «Вектор успеха» заключается в создании системы образовательных квестов, способствующих улучшению качества дополнительного образования. Проект реализуется на протяжении всего процесса обучения (12-17 лет).
Этапы реализации:
- этап «Я самый…» (12-13 лет):
- Основная задача на этапе для детей: Знакомство с образовательной программой, проявление своих личностных особенностей.
- Основная форма работы: моделирование небольших проблемных ситуаций, которые проигрываются с детьми, и позволяют каждому участнику проявить себя. Допустимо проигрывать с детьми реальные истории, происходившие со старшими товарищами. Особенность квестов на данном этапе – отсутствие исходных установок для детей, создание возможностей для раскрытия особенностей личности каждого ребенка.
- Основная задача для педагога: Создавать и проводить проблемные ситуации, наблюдать за моделью поведения каждого ребенка, анализировать, выявить особенности каждого воспитанника, его «сильные» и слабые» стороны.
- Примеры: Моделирование реальных ситуаций в походе/ на соревнованиях и т.д., аналоги игры «Необитаемый остров».
- На данном этапе можно использовать творческую систему оценивания для фиксации результатом проведенных мероприятий. Например, присваивать разнообразные титулы («Самый творческий», «Самый коммуникабельный»). Отметить необходимо каждого ребенка.
2 этап «Ты самый…» (13-14 лет)
- Основная задача на этапе для детей: Развитие выявленных индивидуальных качеств, принятие их коллективом. На данном этапе ключевым является осознание каждым участником своей роли в команде, ее значимости и собственной уникальности. Начинается формирование единого коллектива, выделяются лидеры.
- Основная форма работы: В этот период целесообразно проводить штурмовые квесты, где для решения общей задачи каждому необходимо решить свою подзадачу.
- Основная задача для педагога: составление разнообразных квестов, основываясь на личностных характеристиках участников, решение возможных внутренних конфликтов.
- Примеры: «Космический корабль» (каждый ребенок – специалист в какой-то сфере)
- Данный этап является достаточно сложным, так как именно здесь начинается формирование коллектива. Возможно внутренние конфликты, скрытая зависть детей и т.д. На этом этапе педагог может лично принимать участие, направлять детей к решению конфликтов. В этот период обязательным является разбор квестов, рефлексия (личная и командная).
3 этап «Мы самые…» (14-15 лет)
- Основная задача на этапе для детей: смена «ролей», приобретение и развитие новых качеств, проработка недостатков каждого. В этот период обучающиеся работают над своими недостатками, осваивают новые виды деятельности, обмениваются опытом, происходит сплочение коллектива.
- Основная форма работы: Разнообразные ролевые игры, нелинейные квесты с альтернативными концовками.
- Основная задача для педагога: создание квестов, анализ модели поведения детей, проведение рефлексии.
- Примеры: На данном этапе мы используем нелинейные квесты, в которых детям раздаются конкретные персонажи, наделенные качествами. Часто квесты создаются по мотивам известных произведении фантастов, построенных на принципах гуманизма («Лорд с планеты Земля»).
4 этап «Мы команда!» (15-16 лет)
- Основная задача на этапе: Данный этап можно назвать практико-ориентированным. В этот период учащиеся должны показывать результативность всей проведенной работы (прежде всего – высокие места на соревнованиях; сплоченные единый коллектив). На данном заключительном этапе окончательно складывается единый коллектив, где каждому участнику выделена своя особая роль.
- Основная форма работы: квесты на достижение максимально быстрого и яркого результата с возможность применения командных качеств.
- Основная задача для педагога: поддержать интерес.
- Пример: «Форт Боярд»
- Допустимо привлечение детей к разработке и проведению квестов.
Планируемые результаты:
«Плюсы» применения квест-технологий в дополнительном образовании:
Использование разнообразных квестов способствует:
- развитию различные учебных умений
- формируют ценностно-личностные компетенции (ценностные ориентиры ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);
- Создание дополнительной мотивации и интерес к изучение программы.
- Развитие коммуникативных умений.
На мой взгляд, формирование умения существовать в отдельно взятом коллективе в целом обществе – одна из ключевых задач в дополнительном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Личностно-ориентированный подход на занятиях дополнительного образования
Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, обучающихся в системе дополнительного образования, на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индиви...
Статья «Патриотическое воспитание учащихся в отделении дополнительного образования школы»
В статье приводятся примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию учащихся....
Статья "Особенности работы концертмейстера в системе дополнительного образования"
Статья может быть использована в работе концертмейстеров, педагогов доп. образования....
Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...
Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)
Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...
Статья "Условия формирования коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования"
Написаная мной и опубликовання статья об условия формирования КК педагога ДО в рамках ОУ....
Статья на тему: "Квест технологии как средство развития познавательного интереса подростков к математике"
В данной статье представлена краткая информация касаемая сущности познавательного интереса и путей его развития в образовательном процессе. А также какое влияние на развитие познавательного интереса п...