Статья на тему: "Квест технологии как средство развития познавательного интереса подростков к математике"
статья по математике
В данной статье представлена краткая информация касаемая сущности познавательного интереса и путей его развития в образовательном процессе. А также какое влияние на развитие познавательного интереса подростков оказывает квест технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_tehnologii_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnogo_interesa_podrostkov_k_matematike.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафонова В.М., учитель математики
ГБОУ СОШ №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района, г. Санкт-Петербурга.
«Квест-технологии как средство развития познавательного интереса подростков к математике»
Проблема развития познавательного интереса школьников всегда была насущной для педагогической науки и практики. Особую актуальность она приобретает сегодня, когда происходит реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в котором закреплено, что выпускник основной школы должен активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества. В этой связи перед каждым педагогом возникают вопросы о том, как активизировать познавательную деятельность школьника, как развивать и поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Изучение познавательного интереса занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. Этой проблеме посвящены работы таких ученых, как Г.И. Щукина, А.А. Гордон, С.А. Рубинштейн, и другие. Ученые рассматривают различные стадии развития познавательного интереса, сущностные характеристики, показатели, по которым можно зафиксировать уровень развития интереса, основные принципы активизации познавательной деятельности.
В самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами, как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес является тем самым важнейшим мотивом учения, который составляет основу положительного отношения обучающихся к школе, к процессу обучения, урокам, заставляет продолжать изучение предмета более глубоко.
Современный образовательный процесс немыслим без применения современных педагогических технологий, которые будут способствовать активизации познавательной активности обучающихся, проявлению большей заинтересованности в процессе обучения, развитию самостоятельности, способности решать проблемы, умению сотрудничать с другими людьми.
Одной из технологий, ориентированной на формирование познавательной мотивации и развитие личности обучающихся как активных субъектов жизнедеятельности, является квест-технология или образовательный квест.
Целью исследования является изучение возможностей квест - технологии в развитии познавательного интереса подростков к математике.
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
1) Провести анализ научно-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, в результате которого раскрыть сущностные черты и пути развития познавательного интереса школьников, а также охарактеризовать квест-технологию.
2) Разработать и провести диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления познавательных интересов подростков к математике, а также отношения педагогов и обучающихся к квест-технологии.
3) Предложить возможные варианты использования квест-технологии для развития познавательного интереса подростков к математике.
1. Познавательный интерес, пути его развития в образовательном процессе
Интерес человека многообразен, как и мир, который нас окружает. Но из этого количества явлений и предметов людям интересно только то, что является значимым, важным и ценным для нас самих.
Особой областью феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который проходит несколько стадий развития:
– Любопытство – это стадия избирательного отношения обусловлена только лишь внешними, чаще всего неожиданными обстоятельствами, которые привлекают внимание ученика. На данной стадии мы еще не видим подлинного стремления к познанию, но она уже является его начальным толчком.
– Любознательность выступает уже как ценное состояние личности, так как она характеризуется стремлением человека проникнуть в сущность увиденного уже за его пределы. Мы можем видеть достаточно сильные проявления эмоциональной составляющей.
– Познавательный интерес чаще всего характеризуется познавательной активностью и избирательной направленностью, где главное место занимают мотивы. На данной стадии школьник уже уделяет большое внимание предмету, свободное время уходит на изучение интересующей его информации.
– Теоретический интерес связан уже со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки. Школьник углубляется в сущность предмета, он полностью заинтересован в решении возникающих проблем и задач.
Представленные стадии развития условны, они в известной мере помогают достаточно точно определить то, насколько избирательно обучающийся подходит к изучению предмета и какое же влияние оказывает данный предмет на развитие личности ученика.
Наибольшее значение с позиции педагогики представляет рассмотрение сущностных характеристик познавательного интереса.
К показателям, по которым можно зафиксировать познавательный интерес, прежде всего, относят различные показатели мыслительной активности учащихся:
1. Вопросы являются показателем заинтересованности ученика, его вовлеченности в процесс обучения. Вопросы ребенок задает чаще всего тогда, когда у него есть беспокойство, он не до конца понимает сущность того или иного объекта или явления и хочет добраться до решения и понимания его, чтобы удовлетворить эту потребность;
2. Стремление учеников по собственному желанию принять участие в рассмотрении и обсуждении ряда вопросов, в дополнении и исправлении ответов одноклассников. Свидетелем этого является частота поднимания руки, характер ответа на поставленный вопрос по самостоятельному решению обучающегося.
3. Также сосредоточенность произвольного внимания может служить показателем сосредоточенности мыслей на предмете интереса. Так, например, отвлечение учащегося и замечания учителя, выраженные количественными данными, являются негативными показателями отношения учащихся к учебному предмету, уроку, выполнению задания.
4. Характер процесса деятельности: то как принимается задание – с готовностью к действию или безразличием, и то, как выполняется познавательная задача – самостоятельно или по образцу. Также показателем является то, что заинтересован ученик или безразличен, а самое главное какой результат выполнения данной задачи он продемонстрирует (глубина, основательность, оригинальность либо узость и примитивность подхода).
В то же время ряд исследований также показал, что не всегда вопросы, которые ученики задают на уроках являются свидетельством проявления у них познавательного интереса. Иногда обучающиеся задают вопросы учителю с целью «подловить» или «поймать» учителя или же наоборот блеснуть самому и показать всем свою эрудицию. Поэтому, стало очевидным, что вопросы учащихся не могут служить критерием наличия у них познавательного интереса к предмету и они требуют специального подробного рассмотрения.
Ученые решили обратить свое внимание на учеников, которые, наоборот, не задают большого количества вопросов. Может ученики не задают вопросы, не потому что он не заинтересован, а потому что, наоборот, он привык к тому, что не надо предвосхищать события и заглядывать вперед, а учитель сам все расскажет с течением времени. То есть отсутствие вопросов является следствием мыслительной инертности или привычного образа жизни в учении.
Эмоциональные проявления обучающихся также являются показателями познавательного интереса, которые можно зафиксировать в процессе наблюдения:
1. Речевые реакции – в восклицаниях, обмене мнениями с соседом.
2. В особом эмоциональном последействии, в наступившей тишине, свидетельствующие о взволнованности, поглощенности только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся.
3. В адекватности реакций, учащихся в ответ на происходящее в классе.
Еще одним показателем познавательного интереса, который можно зафиксировать в процессе наблюдения, является участие учащихся по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на разных возрастных этапах познавательный интерес проявляется по-разному.
Так, например, в подростковом возрасте (V-VIII классы) зафиксировать познавательный интерес сложнее, чем в других так, как проявляют обучающиеся его не столь открыто, реакция у них намного бледнее, но все-таки обнаружить ее с помощью наблюдения вполне возможно.
При этом у подростков, которые учатся в одном и том же классе познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Во многом интересы подростков определяются новообразованиями этого возраста – стремлением к взрослости и самостоятельности. На данном возрастном этапе в познавательном процессе интерес начинает носить поисковый характер, связывается с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний.
Подростковый возраст – это сложный период в жизни школьников, так как он сопровождается перестройкой организма с точки зрения физиологии. Можем наблюдать у подростков повышенную чувствительность, частные перепады настроения. А также учеба у подростков уходит на второй план и перестает быть главной задачей. Ведущая деятельность в подростковом возрасте – это общение со сверстниками. Педагогам необходимо в данном возрасте как никогда поддерживать и стимулировать развитие познавательной активности у подростков.
2. Пути развития познавательного интереса обучающихся
Проведенный теоретический анализ показал, что ученые выделяют ряд основных принципов, учет которых в образовательном процессе, будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся:
принцип проблемности в обучении;
принцип взаимообучения;
принцип исследования изучаемых проблем;
принцип индивидуализации;
принцип мотивации.
Сущность принципа проблемности в обучении заключается в решении обучающимися каких-то специфических проблем. Содержание школьного материала должно опираться на учет интересов обучающихся, данный принцип предполагает использование различных форм организации уроков, педагогических приемов и методов. Знания школьником приобретаются за счет собственной активной деятельности и проявления интереса. Основным условием возникновения проблемной ситуации является потребность человека в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Такая потребность может определяться как непосредственными практическими обстоятельствами выполнения действия, так и широкими общественными потребностями.
Процесс проблемного обучения оказывается, как бы слагающимся из двух необходимых этапов:
1. Этап постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
2. Этап поиска неизвестного в проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования ученика (в старших классах и в вузе), либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для выполнения проблемного задания. Эти сведения и составляют усваиваемые учеником знания.
Поиск неизвестного в проблемной ситуации составляет главное звено проблемного обучения. Он совпадает с процессом усвоения новых знаний.
Принцип взаимообучения. Данный принцип основан на том, что знания школьники приобретают за счет взаимного обучения друг друга. Они обмениваются друг с другом уже знакомым материалом.
Принцип исследования изучаемых проблем. Обучение должно опираться на исследовательскую деятельность.
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Учителю необходимо учитывать специфику данного принципа, требуется обеспечить переход от теоретического осмысления к практическому, учитывая при этом принцип проблемного обучения.
Принцип индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности основана на учете индивидуальных особенностях ребенка, поэтому учитываются наличие методов и форм обучения, которые способны характеризовать особенности ученика. Реализация принципа индивидуализации включает в себя влияние состава класса, адаптацию к учебному процессу, способность к восприятию материала. В чем же заключаются специфические цели индивидуализации?
По мнению Инге Унт, настоящая необходимость индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. Сюда относят уровень знаний, умений и навыков, учебные умения и способности. Поскольку индивидуализация обучения требует учета названных особенностей, то ее специфическая обучающая цель – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.
Развивающая цель индивидуализации – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Третья специфическая цель индивидуализации обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. Индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специальных особенностей ребенка, также вызывает у учащихся положительные эмоции, благотворно влияет на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Поэтому улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов также можно считать специфической целью индивидуализации.
Принцип самообучения, в основе данного принципа лежит самоконтроль и саморегулирование, а также личное стремление к получению знаний и умений.
Принцип мотивации. Начало активной деятельности подразумевает желание решить проблему, имея мотивационный стимул. Мотивация есть важное условие активизации познавательной деятельности.
Таким образом для того, чтобы активизировать деятельность учащихся необходимо учитывать факторы, которые побуждают к активности и проявлению интереса, при помощи стимулов и мотивов.
Однако активизация учебной деятельности учащихся не может рассматриваться в современных условиях развития школы лишь как процесс управления активностью учащихся. Это одновременно и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Этот процесс обусловлен индивидуальным складом ученика: его установками, скоростью и адекватностью реагирования на учебный процесс, стремлением и умением ставить перед собой задачи и находить пути их решения, выходы из затруднений.
Огромное влияние на развитие познавательного интереса у школьника оказывает личность самого учителя, педагогическое общение учителя с обучающимися. Недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося нередко в ущерб вниманию к его личности оборачивается большими педагогическими просчетами. Это заставляет со всей остротой поставить вопрос об оптимальной организации педагогического общения в учебном процессе. Педагогическое общение – это одно из главных средств педагогического воздействия, которое реализует не только функции общения и воспитания, но и решаются другие педагогические задачи.
Педагог должен в своей деятельности реализовать все функции общения:
1. Выступать как источник информации;
2. Выступать как человек, познающий другого человека или группу людей;
3. Выступать как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Педагогическое общение – особый вид творчества, так как учитель в ходе урока возникает огромное количество микроситуаций, выход из который необходимо найти немедленно.
На современном этапе особый статус приобрела внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность позволяет решать ряд задач, заложенных в образовательных стандартах, в том числе, связанных с активизацией познавательной деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности обучающегося, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Направлением реализации внеучебной деятельности является обще интеллектуальное, которое предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания, творческих подходов к организации познавательной деятельности. Целью работы является формирование осознанного отношения к знаниям и к процессу познания.
Исходя из приведенной информации следует, что развитию познавательных интересов школьников способствуют: включение учеников в активную познавательную деятельность на уроке, использование принципа проблемности в обучении, разнообразие форм организации внеурочной деятельности, выполнение учащимися творческих заданий, включение школьников в поисковую деятельность. В качестве одного из путей развития интереса к предмету у школьников также может рассматриваться организация процесса обучения с использованием различных педагогических технологий.
Одной из технологий, ориентированной на формирование познавательной мотивации и развитие личности обучающихся как активных субъектов жизнедеятельности, является квест-технология или образовательный квест.
Согласно Г.К. Селевко под педагогической технологией будем понимать «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и проводящую к намеченным результатам».
Точно и конкретно поставленные достижимые цели позволяют в каждый момент для данных условий из имеющегося педагогического арсенала подобрать подходящие методы, формы, приёмы и средства их достижения.
Говоря о целесообразности использования педагогических технологий в современных условиях, ученые выделяют такие их характеристики как:
ориентир на достижение высоких образовательных результатов;
переход от репродуктивного характера к проблемности обучения;
организация активной познавательной деятельности обучающихся и опора на их личный опыт, интерактивность и диалогичность, мотивация к сотрудничеству, совместная деятельность всех субъектов обучения;
учёт индивидуальных образовательных потребностей, здоровья, предоставление возможности выбора вида познавательной деятельности;
наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся;
интегрированность;
рефлективность и критичность;
применение информационных образовательных ресурсов и электронных гаджетов.
В работе подробнее остановимся на игровых технологиях, и, прежде всего, охарактеризуем само понятие «игра». Игра представляет собой один из основных видов деятельности человека, наряду с ученьем.
Понятие игра имеет огромное количество различных трактовок. Так, например, Д.Г. Миду считает, что игра – это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли. Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра – развитие души», а Л.С. Выготский описал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений.
Использование игровых технологий в образовательном процессе является достаточно традиционным. Однако современным детям уже не так интересно просто принимать участие в дидактических играх, они все больше хотят, чтобы был захватывающий сюжет, целый сценарий действий, с распределенными ролями, принимая участие в которых, они решали бы ряд определенных задач. Достаточно хорошо для этого подходит современная технология, которая называется образовательный квест.
Образовательный квест появился совсем недавно и еще даже не насчитывает десятилетия своего использования в сфере образования. Эта технология пришла в образование из компьютерных игр и только набирает популярность в нашей стране.
Если рассмотреть определение понятия «квест», то можно увидеть, что оно обозначает игру, поиски, требующие от участников решения ряда умственных задач для преодоления трудностей, препятствий и их дальнейшего следования по сюжету, который может быть определен заранее или же зависеть от решения участника.
У термина «квест» множество значений, оно может обозначать и игру в реальности на местности или же в здании, и часть задания в настольной игре. Если же смотреть значения слова «квест» в образовательном процессе, то это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся выполняют поиск информации по указанным адресам, включающий как поиск самого адреса, так и иных объектов, людей, предметов. Квесты позволяют каждому участнику не только показать свои знания, но развивать свои творческие способности, коммуникативные действия между игроками. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения и расширить рамки образовательного пространства.
Таким образом, образовательный квест – это педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие – либо ресурсы.
Как и все педагогические технологии, образовательный квест имеет свою структуру.
Основателями веб-квеста была предложена следующая его структура, которая может быть транслирована в целом на квест-технологию (или образовательный квест):
‒ вступление, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
‒ центральное задание проблемного характера и итоговый результат самостоятельной работы;
‒ список информационных ресурсов, включающий ссылки на интернет-ресурсы, адреса веб-сайтов по теме и др.;
‒ описание процедуры работы;
‒ описание критериев и параметров оценки веб-квеста;
‒ руководство к действиям, организующим учебную работу (временные рамки, рекомендации по использованию электронных источников, форме представления результатов и др.);
‒ заключение, где суммируется приобретённый участниками квеста опыт и могут ставиться новые задачи.
Анализ литературы показал, что выделяют следующие основные виды заданий для образовательных квестов.
1. Пересказ – это вид заданий подразумевает понимание темы на основе представление материалов из разных источников в новом формате. Формат может быть любым, от создания презентации до изготовления плакатов или написания рассказа.
2. Планирование и проектирование – участники создают план или проект на основе условий, поставленных перед ними.
3. Самопознание – происходят любые аспекты исследования личности.
4. Компиляция – участники преобразуют информацию, полученную из разных источников, после этого происходит создание какого-то продукта, основанного на приобретенных знаниях.
5. Творческие задания – творческая работа может быть выражена в любой форме: стихотворения, песни, пьесы, видеоролики.
6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
8. Достижение консенсуса – выработка решений по острой проблеме.
9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.
10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
12. Научное исследование – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников.
Подготовка образовательного квеста требует от педагога продумывания всех его структурных элементов, таких, как название, цели и задачи, сюжет, задания, которые будут предложены обучающимся. Также важно продумать, где именно будет проходить игра, сколько будет участников, будут ли участники двигаться по определенному маршруту или же будут самостоятельно выбирать свой маршрут.
Таким образом, в представленной работе был проведен теоретический анализ работ, обращенных к проблеме развития познавательного интереса, а также работ, посвященных педагогической технологии образовательный квест. Было установлено, что на развитие познавательного интереса у школьников влияет различные факторы такие, как содержание материала, способы его объяснения учителем, используемые формы и технологии организации педагогического процесса, а также, личность учителя.
Кроме теоретического анализа было проведено диагностическое исследование (результаты исследования могут быть запрошены в личном порядке), в рамках которого было зафиксировано, что учителя считают необходимым изучение познавательного интереса у подростков, в то же время одна треть учителей этим не занимается. Также учителя положительно относятся к использованию игровых технологий на уроках, но сами используют их не часто.
Если обратиться к исследованию, которое проводилось у школьников, то у них был зафиксирован высокий уровень познавательный активности. Школьники положительно относятся к математике и к ее изучению.
В ходе исследования у учителей и учеников было выявлено, что большинство знают, что такое квест-технологии и положительно относятся к ее использованию на уроках. Однако никто среди опрошенных учителей не применял квест-технологию в своей деятельности. Кроме того, было зафиксировано, что обучающиеся принимали участие в квестах, но это происходило в свободное время с друзьями и родителями, а не в рамках образовательного процесса в школе. Подростки хотели бы принять участие в квесте, который был бы организован в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике»
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добить...
Опыт работы. Тема: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся»
Данный опыт работы может заинтересовать учителей, которые в своей работе используют проектную технологию....
«Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся»
Работа на конкурс педагогического мастерства учителя русского языка и литературы....
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках английского языка
Эта работа является описанием опыта работы по теме "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов на уроках английского языка". В данной работе описаны различные виды игр, такие ка...
Статья на тему: Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях объединения "Языкомания"
Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслител...
Статья на тему "Метод беседы как средство развития познавательного интереса на уроках изобразительного искусства "
Развитие познавательного интереса...
Статья "Задачи с историческим содержанием как средство развития познавательного интереса школьников к математике"
Сборник " Формирование готовности будущего учителя математики к работе с одаренными учащимися" ( Брест, 2019). Статья "Задачи с историческим содержанием как средст...