Теоретическое обоснование. Методика на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения (С.Я. Рубинштейн "Экспериментальные методы патопсихологии"). Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от кажущегося очевидным, но неверного решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Цель. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. Инструкция. Испытуемому объясняют, что в каждой строчке есть одно слово, стоящее перед скобкой, и далее — пять слов в скобках; что все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобкой. Затем предлагают выбрать два слова из пяти и подчеркнуть их.
Тестовый материал. Этот тест предназначен главным образом для индивидуального обследования и обычно включается в набор тестов для определения уровня развития мышления. 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). 8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
Правильно выбранные слова: растения, земля; берег, вода; здание, улица; крыша, стены; углы, сторона; делимое, делитель; диаметр, округлость; глаза, печать; бумага, редактор; игроки, правила; сражения, солдаты.
Обработка результатов.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли он в своих неправильных ответах и чем объясняет свой выбор. Интерпретация результатов. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод об уровне сформированности логичности мышления испытуемого. Правильные ответы, находящиеся в диапазоне от 0 до 50%, — низкий уровень, от 51 до 70% — средний уровень, 71—100% — высокий уровень. Вариант №2 для младших школьников Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки. Инструкция: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения». Опросник 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото). 8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово). 9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор). 10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила). 11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели). 16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион). 18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные). 19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба). 20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек). Обработка результатов и интерпретация Ключ 1. Растения, земля 2. Берег, вода 3. Здания, улица 4. Крыша, стены 5. Углы, сторона 6. Делимое, делитель 7. Диаметр, округлость 8. Глаза, текст 9. Бумага, редактор 10. Игроки, правила 11. Сражение, солдаты 12. Бумага, текст 13. Голос, мелодия 14. Колебания почвы, шум 15. Книги, читатели 16. Почва, дерево 17. Состязания, победа 18. Врач, больные 19. Чувства, человек 20. Родина, человек Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно- логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.
Оценка результатов (по количеству правильных ответов); 20 ответов – 9 баллов 20 ответов – 8 баллов 19 ответов – 7 баллов 18 ответов – 6 баллов 16-17 ответов – 5 баллов 14-15 ответов – 4 балла 12-13 ответов – 3 балла 10-11 ответов – 2 балла
| Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания. Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста "Корректурная проба" и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту. Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ Учащийся __________________________________________ Класс ______ Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели | Результаты | Количество просмотренных за 10 мин, букв | | Количество правильно вычеркнутых букв | | Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | | Точность выполнения задания, % | | Оценка точности, баллы | | Оценка продуктивности, баллы | | Оценка устойчивости внимания, баллы | |
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n * 100 % где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв. Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования. Таблица 1.1 Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность
| Точность | Продуктивность | Точность | знаки | баллы | % | баллы | знаки | баллы | % | баллы | менее 1010 | 1 | менее 70 | 1 | 2660-2825 | 16 | 84-85 | 12 | 1010-1175 | 3 | 70-72 | 2 | 2825-2990 | 17 | 85-87 | 13 | 1175-1340 | 5 | 72-73 | 3 | 2990-3155 | 18 | 87-88 | 14 | 1340-1505 | 7 | 73-74 | 4 | 3155-3320 | 19 | 88-90 | 15 | 1505-1670 | 9 | 74-76 | 5 | 3320-3485 | 20 | 90-91 | 16 | 1670-1835 | 10 | 76-77 | 6 | 3485-3650 | 21 | 91-92 | 17 | 1835-2000 | 11 | 77-79 | 7 | 3650-3815 | 22 | 92-94 | 18 | 2000-2165 | 12 | 79-80 | 8 | 3815-3980 | 23 | 94-95 | 20 | 2165-2330 | 13 | 80-81 | 9 | 3980-4145 | 24 | 95-96 | 22 | 2330-2495 | 14 | 81-83 | 10 | 4145-4310 | 25 | 96-98 | 24 | 2495-2660 | 15 | 83-84 | 11 | более 4310 | 26 | более 98 | 26 |
5. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.
Таблица 1.2 Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки
| Устойчивость внимания | Переключение внимания | Объем внимания | Шкальные оценки | Устойчивость внимания | Переключение внимания | Объем внимания | 19 | более 50 | более 217 | менее 115 | 9 | 25-27 | 172-181 | 216-235 | 18 | - | - | - | 8 | 23-24 | 158-171 | 236-265 | 17 | 48-49 | 214-216 | 116-125 | 7 | 20-22 | 149-157 | 266-295 | 16 | 46-47 | 211-213 | 126-135 | 6 | 16-19 | 142-148 | 296-335 | 15 | 44-45 | 208-210 | 136-145 | 5 | 14-15 | 132-141 | 336-375 | 14 | 39-43 | 205-209 | 146-155 | 4 | 12-13 | 122-131 | 376-405 | 13 | 36-38 | 201-204 | 156-165 | 3 | 9-11 | 114-121 | 406-455 | 12 | 34-35 | 195-200 | 166-175 | 2 | - | 110-113 | - | 11 | 31-33 | 189-194 | 176-195 | 1 | - | - | - | 10 | 28-30 | 182-188 | 196-215 | 0 | менее 9 | менее 109 | более 456 |
"Корректурная проба" оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй Ключ оенасимвыгутжбщряцпзлкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщыохэчфцплкдзтжб смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйпжжбряцпллкдзюхэчфш оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьшйюхэчфьйшаплктжбшдз тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгтужбшяроенаицплктзюхэчфшьйтжжшряцплкдзюхэчфш йшььфчэкюздклпняршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгутжбшяроенаисцплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчпряьщьйщьйюхэчфцилкдзэж смвыгутжбшяроенаицплккдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйщьйюхэчфтплкдзтж йщьфчэхьюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряъщьйщьйщьйюхэчфцплкд нщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыукоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэмчфшьйоенаисмвыуктжбярцпш тжпшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхячпшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря ряцплклзюхэчфшьйшьйюхэчфцплклзяршбжтсмвыгуианеосмт цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцпклэй оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрядплкздюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшплкдзтжбря цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплклэй ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплклзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцплклзтжбря цплклзюхэчфшьйтжбряшясмвыгуоенаисмвыгутжбрясилкдэй ряцплкдзюхчфшьйщьйюхэчфцплдкзяшрбжтсмвыгуианеосмтс оенаисмвыгутжбшряцплкдзихэчфщьиоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря цплкдзюхэчфщбйтжьршясмвугуоенаисмывгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмбыгутжбшряцплкдщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбярцпш цплкдзюхэчфщьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй |
Методика «Совместная сортировка» Цель методики «Совместная сортировка»: выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Материал: Каждая группа учеников получает набор из 35 карточек (по 7 карточек с птицами, животными , деревьями и кустарниками, травянистыми растениями, грибами и лист бумаги для отчета. Порядок выполнения: детям, сидящие по группам, дается набор карточек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям. Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных карточек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать карточки с животными, другому – с птицами, третьему - с деревьями, четвёртому – с травянистыми растениями, а пятому – с грибами. Действуя вместе, нужно разделить карточки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили карточки и почему именно так». Критерии оценивания: • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных карточек; • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить карточки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение, . способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Показатели уровня выполнения задания: - низкий уровень – задание вообще не выполнено или карточки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены карточки не всех групп; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера; 3) высокий уровень – в итоге карточки разделены на семь кучек: 1) карточки , принадлежащие к природной зоне «Арктическая пустыня»; 2) карточки, принадлежащие к природной зоне «Тундра» 3) карточки, принадлежащие к природной зоне «Тайга» 4) карточки , принадлежащие к природной зоне «Широколиственные и смешанные леса» 5) карточки, принадлежащие к природной зоне «Лесостепь» 6) карточки, принадлежащие к природной зоне « Степь» 7) карточки, принадлежащие к природной зоне «Полупустыни и пустыни» Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения карточек; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Карточки Животные : белые медведи, песцы, рыси, лоси, сурки, тушканчики, барсуки. Птицы: кайры, гагара, рябчики, сибирский дрозд, дрофа, ястребы, жаворонки. Деревья и кустарники :арктическая ива, можжевельник, липа амурская, дуб, клен, лиственница, кедр корейский. травянистые растения: звездчатка, морошка, багульник, клевер, мятлик, верблюжья колючка, кассандра. Грибы: белые грибы, грузди черные, дождевик, дубовик, сыроежки , трутовики серно-желтые, шампиньон лесной. При повторной диагностике учащиеся выполняют сортировку по полезным ископаемым. Материал: Каждая группа учеников получает набор из 34 карточек и лист бумаги для отчета. Порядок выполнения: детям, сидящим по группам, дается набор карточек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям. Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных карточек. Действуя вместе, нужно разделить карточки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили карточки и почему именно так». Критерии оценивания: • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных карточек; • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить карточки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение, . способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Показатели уровня выполнения задания: - низкий уровень – задание вообще не выполнено или карточки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены карточки не всех групп; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера; 3) высокий уровень – в итоге карточки разделены на три кучки: 1) карточки , принадлежащие к рудным полезным ископаемым»; 2) карточки, принадлежащие к нерудным полезным ископаемым 3) карточки, принадлежащие топливным полезным ископаемым. Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения карточек; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Карточки Хром, никель, вольфрам, молибден, алюминий, медь, полиметаллические руды, олово, золото, ртуть, титан, урановая руда, железная руда, марганцевая руда, асбест, графит, слюда, апатиты, фосфориты, калийная соль, каменная соль, глауберова соль, алмазы, самородная сера, известняк, каолины, глина, кварц, каменный уголь, бурый уголь, горючие сланцы, нефть, природный газ, торф. Вопросы для обсуждения в группе: 1.Довольны ли вы результатом? 2. Кто и как именно проявлял активность при изготовлении модели? Кто предлагал идеи? 3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли? 4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом? 5. Легко ли было договариваться друг с другом? 6. Долго ли вы распределяли обязанности?
Группа | Уровень | Группа 1 |
| Группа 2 |
| Группа 3 |
| Группа 4 |
| Группа 5 |
|
Вопросы для обсуждения в группе: | 1.Довольны ли вы результатом? |
| 2. Кто и как именно проявлял активность при изготовлении модели? Кто предлагал идеи? |
| 3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли? |
| 4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом? |
| 5. Легко ли было договариваться друг |
| 6. Долго ли вы распределяли обязанности? |
|
|