ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ_30.12.2020
учебно-методический материал
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ «Формирование универсальных учебных действий на уроках трудового обучения в старших классах»_30.12.2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_uud_30.12.2020.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 тел.: 8(496)247-68-02 ; e-mail: klinkorr@yandex.ru
Выступление на педагогическом совете
по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках трудового обучения в старших классах».
учитель: Ишков Алексей Пантелеевич
30.12.2020
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - Константин Дмитриевич Ушинский.
Новые задачи, которые ставятся СФГОС перед системой образования, затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учителя коррекционной школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: «Как и с помощью чего обеспечить метапредметные результаты обучения? Как формировать способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний? Как и когда учителю коррекционной школы формировать универсальные учебные действия (УУД)?» Готового механизма формирования таких учебных навыков не существует. Новые стандарты не содержат методики формирования УУД, разработку таких алгоритмов оставляют самим педагогам.
С каждым годом все большее число детей в коррекционных школах имеют значительно сниженный интеллект, а так же грубые нарушения всех сторон психики, они нуждаются в специальной помощи. Переход к рыночной экономике предъявляет повышенные требования к уровню квалификации. Особенно важными становятся такие качества как предприимчивость, коммуникабельность, профессиональная мобильность. Основной целью технологического образования является личная, социальная и профессиональная компетентность, умение жить и работать в быстро меняющемся мире. Складывающиеся в обществе социально- экономические условия обостряют проблему жизнеобеспечения лиц с особыми возможностями здоровья и придают ей особую актуальность.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, учитывая их психофизиологические возможности. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
в узком значении
- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебного предмета. Однако решение этой задачи представляет значительные трудности, поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике, но обеспечивает способность каждого учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят :
- надпредметный, метапредметный характер;
-обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
-обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
- личностный - позволяющий сделать учение осмысленным, направленным на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяющий сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;
- регулятивный - действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности;
- познавательный - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач;
- коммуникативный - обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД на уроках трудового обучения. Главная проблема – как сформировать эти умения?
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД с особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
проявляющиеся в трудовой деятельности:
- Неумение организовывать свою трудовую деятельность.
- Недостатки, связанные с интеллектуальной деятельностью.
- Неумение учащихся быстро и качественно усваивать приёмы работы.
На мой взгляд, нужно:
- во-первых, провести отбор содержания материала по темам;
- во-вторых, чтобы учащиеся смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения;
- в-третьих, должна быть системная организация учебного процесса.
Огромную роль в формировании УУД играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого учащегося. Постановка цели на уроке, обозначение значимости работы, которую выполняют на уроке – стимулирует деятельность детей, знакомят с целями и смыслом деятельности, учения.
Для формирования УУД на уроках я предпочтение отдаю следующим технологиям:
- личностно-ориентированные технологии (диалоговое общение, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, игр, творческих работ, позитивная оценка достижений, создание ситуации успеха, обучение самоанализу, самооценка,
- игровые технологии,
- проектной деятельности.
Примеры деятельности учащихся на уроке:
- составить рассказ по технологическим картам «Уход за больным», «Правила мытья полов» и т.д.
- составление плана работы (уборки помещения, территории, выполнения аппликации)
- задание: выбрать правильный ответ, исключи лишнее, найди ошибку.
- Игровые технологии. Игра способна активизировать и интенсифицировать учебный процесс: ролевые игры (разыгрываются ситуации «уход за больным», «мытье полов в палате»), ребусы, кроссворды.
- Работа с инструкциями, справочными материалами.
- домашнее задание: самостоятельно подобрать материал (н-р, в 9 классе - о работе кабинета физиотерапии, стоматологического и глазного кабинетах, в 5 классе – о видах бумаги, ткани).
Свою главную задачу вижу научить учащихся планировать свою деятельность. Одним из основных средств формирования способностей и основным критерием их сформированности является умение планировать. При этом формированию способностей в большей мере служит отбор посильных, но достаточно трудных заданий.
Одним из главных видов деятельности на уроках труда являются практические работы, которые проводятся как в группах, так и индивидуально.
Учителя трудового обучения должны вести систематическую работу по формированию способностей у учащихся, по воспитанию у них интересов и склонностей к предмету. И наряду с этим должны уделять особое внимание учащимся, проявляющим повышенные способности:
1) умения проводить содержательный анализ образца,
2) умения выполнять содержательное планирование,
3) умения выбирать оптимальный путь решения,
4) умения выполнять проверку правильности решения задания.
Выводы:
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Доклад на педагогическом совете 09.01.2020 г. на тему«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»
Смысловое чтение является метапредметной компетенций. В самом начале доклада я сформировала понимание данной темы в общем смысле слова. А далее попыталась обобщить применение наиболее известных приемо...
Подготовка к ГИА – 2020 на уроках и во внеурочное время. Выступление на педагогическом совете 18.02.2020
Выступление на педагогическом совете 18.02.2020 Подготовка к ГИА - 2020 на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы с маломотивированными учащимися...
Выступление на общешкольном педагогическом совете "Результаты СПТ 2020-2021, Профилактика суицидального поведения среди учащихся"
Выступление на педагогическом совете по результатам социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году. Выступление на тему"Профилактика суицидального поведения среди учащихся"...
Приказ о проведении итогового педагогического совета за 2019-2020 учебный год
Результаты работы за 2019-2020 учебный год...