МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
методическая разработка

Памятки, анкеты, родительские собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей  5 класс

Тема «Причины и последствия детской агрессии»



Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит 
с собой как зло, так и добро.

Никколо Макиавелли


Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...

Эрих Фромм


Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение семиклассников ; формировать у родителей культуру понимания проблемы  детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения анализ проблемы агрессивности; причины детской агрессии; родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка; пути преодоления детской агрессивности; роль семьи в проявлении детской

агрессивности; поощрение, наказание в семье; законы преодоления детской  агрессии; экспресс-анкетирование родителей.

Участники: родители обучающихся, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог.

Подготовительная работа:

  • проведение классного часа «10 моих Я»;
  • анкетирование (см. приложение);
  • подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
  • проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.



Ход собрания.

  1. Встречу начинает классный руководитель.

Объявляет тему собрания.

Вступительное слово.
Уважаемые родители, участники круглого стола!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления  нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления

 живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Сегодня мы

сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем

пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев

компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют

 не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию

проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением

детской агрессии?

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под

контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько

 развито в обществе сопротивление агрессии.

Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит.

А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы,

взрослые, можем помочь детям преодолёть ее.

Полезная информация. Презентация по теме :

 «Агрессивное поведение детей. Причины. Профилактика. (педагог-психолог школы Колосова С.Ю.)


Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред

 предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может

проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека

 без физического вмешательства).

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное

деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования

 людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и

неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее

 у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние

 напряженности, страха, подавленности и т.п.).

В психологии различают два вида агрессии:
 инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения

 определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей

(я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. у наших с вами

детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы

причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

 Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем

ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.

Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые

формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей

или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.

Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе,

отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе,

чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как

 враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,

 культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:

крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.

Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни

 в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она

 стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам

поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей

не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно

 говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им

 удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к

растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно

 или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение

 и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется

 безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью,

враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит

к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое?

 Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие

в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом,

жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая

ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

  1. Анализ исследований психологической службы


Выступление педагога-психолога.

Анализ анкетирования

Анализ анкет показывает, что чаще всего школьники анализируют качества

своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются

подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми,

но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться

проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,

особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего терять, порог

стыдливости и ответственности преодолен, следовательно, можно продолжать

повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей,

 то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению

друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и

 ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать

 это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает

уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей

является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению

 к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель

 никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его

ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать

методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся

 ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания.

Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и

доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители

проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно

не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам

 и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и

 родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что

 ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется

за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя

требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и

душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются

 посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она

просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование,

если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет

сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница

только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто,

а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования

к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку

 родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье

поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в

 воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между

родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит

к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

             Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она

 оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить

взаимоотношения в своей семье по-новому.

Прослушайте 
«золотые» правила воспитания, которые, надеюсь,

 помогут вам в воспитании вашего ребенка:

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

 напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность

 семьи.

Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности. 

Литература

  1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.
  2.  СПб.: Респекс, 1996.
  3. Дубровина И. В. Мы живем среди людей. - М,, 1989.
  4. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. — Донецк, 1998.
  5. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:
  6.  профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,2006.


Приложение

Анкета для родителей 1

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?



Анкета для родителей 2

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить

те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать

их по степени выраженности в поведении ребенка:

  1. Доброта
  2. Сочувствие
  3. Покладистость
  4. Терпение
  5. Сопереживание
  6. Безразличие
  7. Упрямство
  8. Агрессивность
  9. Нетерпимость
  10. Эгоизм.
    Анкета для обучающихся

    Чаще всего я радуюсь, когда .

    Чаще всего я смеюсь, когда .

    Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .

    Чаще всего я плачу, когда.

    Чаще всего я злюсь, когда .

    Чаще всего я обижаюсь, когда .

    Мне хорошо, когда меня .

    Мне плохо, когда меня .


     Анкета для обучающихся


Если тебя наказывают, то...


Если тебя поощряют, то...


Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают


Тест для обучающихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите

те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно

быть не более пяти. Я — добрый Я — злой Я — терпеливый Я — нетерпеливый

 Я — упрямый Я — безразличный Я — хороший друг Я — умный Я —

помощник Я – обидчивый.


Памятка для родителей 1

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его
  3.  душу несбыточных надежд.
  4. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  5. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  6. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  7. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду
  8. чему-либо.
  9. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  10. Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и
  11. слабостями.
  12. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости
  13.  от его учебных успехов.
  14. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!
  15. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была

реализована в полной мере


 Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом

и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей

 семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка,

будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте

 над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе,

еще не поздно!
                           Агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. Ребенка бьют;
  2. Над ребенком издеваются;
  3. Над ребенком зло шутят;
  4. Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  5. Родители заведомо лгут;
  6. Родители пьют и устраивают дебоши;
  7. Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  8. Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  9. Родители не умеют любить одинаково своих детей;

    10. Родители ребенку не доверяют;

    11. Родители настраивают ребенка друг против друга;

    12. Родители не общаются со своим ребенком;

    13. Вход в дом закрыт для друзей ребенка;

    14. Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

    15. Родители живут своей жизнью, ребенок чувствует,

         что его не любят.
                 Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале

родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение,

 требовательность, честность, открытость, обязательность,

 доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,

ответственность, терпение.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей  «Отношение родителей к школе»  (1 четверть)

1. Как, по вашему мнению, ваш ребенок относится к школе? (подчеркните или напишите)

— положительно,— затрудняюсь ответить,— безразлично, — негативно,

2. Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими известными вам?

— лучше,— хуже,— наравне с другими,— затрудняюсь ответить,

3. Что удовлетворяет вас в школе?

— все,— отношения между учащимися,— отношения с педагогами,— организация занятий,— качество преподавания,— физкультурная подготовка,— затрудняюсь ответить, — организация досуга,

4. Что не удовлетворяет вас в школе?

— все,— отношение педагогов к детям,— отношения между учащимися,— качество преподавания,— затрудняюсь ответить,— организация досуга.

5. Какое состояние преобладает у вашего ребенка в течение учебной недели?

— подавленное,— чувство уверенности,— удовлетворенность,— безразличие,

— затрудняюсь ответить,

6. Чем вы это объясняете?

— перегрузкой учебой,— перегрузкой тренировками,— отношениями с товарищами,

— отношениями с педагогами,— общей атмосферой в школе,— успехами (или неуспехами) в учебе,— затрудняюсь ответить,

7. Что, по вашему мнению, должна дать школа вашему ребенку?

— задатки здоровья,— подготовить к жизни в условиях рынка,— развить творческие способности,— научить общению,— сформировать независимость,— подготовить в вуз,

— выработать какие-либо черты характера (укажите какие)—

сориентировать на общечеловеческие ценности,— затрудняюсь ответить,

8. Какую роль вы отводите себе во взаимодействии со школой, где учится ваш ребенок?

— воспитывать должна школа,— мне безразличны дела школы,

— могу помочь школе конкретно в — ..........

— хотел бы помочь, но не знаю чем,— затрудняюсь ответить,



Предварительный просмотр:

Методики диагностики сформированности  коллектива.

«Наши отношения» (1.чет)

Цель: выявить степень удовлетворенности обучающихся ,  личными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями, отражающими определенную сферу отношений в классе. Ему нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности  может быть предложена серия утверждений.

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет споров, но каждый существует сам себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5. Наш класс недружелюбный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружелюбный, трудно учиться в таком классе.

Обработка и интерпретация результатов

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Запись результатов:

Наш класс дружный (вопрос 1, 2)-  (средний   % по классу)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...