Сопоставительный анализ дидактических систем
материал
Сопоставительный анализ дидактических систем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavitelnyy_analiz_didakticheskih_sistem.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопоставительный анализ дидактических систем
Элементы дидактической системы | Я. А. Коменский (1592 - 1670) | Д. Дьюи (1859–1952) | И. Ф. Гербарт (1776–1841) |
Концептуальные принципы | Принцип природосообразности. Развитие умственных способностей, установление твердых знаний, не позволяющих заблуждений Принцип наглядности | Учет интересов учащихся; учение через деятельность (обучение мысли и действию); познание и знание – следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество | Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Устанавливать границы поведения для детей. Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям». Устанавливать четкие правила поведения. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине». «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их |
Главные цели обучения | Развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. Обучение всех и всему. Энциклопедичность знаний | Не передача знаний, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта. Обучение «путем делания». Особенность школы - практические занятия, воплощавшие концепцию учения через деятельность. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач | Умственное развитие учащихся, формирование их интеллектуальных умений. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения |
Специфика организации учебного процесса | Длительность урока 45 минут. Учебный год, разделенный на четверти. Должны быть каникулы, расписание. В классе должны обучаться дети одного возраста. Классно урочная система. Начало учебного года организовано с 1 сентября | Не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся | Четыре ступени обучения: ясность (первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом); ассоциация (усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы); система (связное изложение учителем материала); метод (выполнение упражнений, применение новых знаний на практике) |
Роль учителя в обучении | Учитель заботится о своих подопечных. Главное требование - любовь к детям, вера в их способность. Учитель должен быть образованным. Учитель - не только начальник, но и друг ребенка | Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности | Основная роль в обучении отводилась учителю. Активный учитель. Умение учителя занять ребенка |
Роль ученика в обучении | Ребенок впитывает знания в соответствии со своим возрастом и способностями | Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни | Углубление и осмысливание получаемых от учителя знаний. Ученики должны «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Учитель-авторитет. |
Особенности содержания образования | «Школа без дисциплины, что мельница без воды» | Ощущение трудности; обнаружение и определение трудности; формулировка гипотезы; формулировка выводов (проверка гипотезы); наблюдения и эксперименты | Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе телесные |
Преобладающие формы и методы обучения | Обучение на родном языке. Ученики заучивают только то, что понятно и продвигаются к знанию не спеша. Наглядность. Отработка знаний - упражнения. Обучение должно быть на интересе | Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство | Систематическая передача учащимся знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения |
Степень соответствия традиционному обучению | Соответствует | Не соответствует | Соответствует |
Элементы системы, значимые для развития современной школы | Классно-урочная система сохранена. Педагог во главе образования | Большое значение семейного воспитания и вовлечению родителей в решение педагогических задач | Идея развития нравственности в единстве нравственных действий с сознанием. Воспитание добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)
Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...
Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...
Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),
Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Данный материал позволяет экономить время на уроке. Возможно использование в качестве домашнего задания....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...