Сопоставительный анализ дидактических систем
материал

Пуртова Елена Александровна

Сопоставительный анализ дидактических систем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopostavitelnyy_analiz_didakticheskih_sistem.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ дидактических систем

Элементы дидактической системы

Я. А. Коменский (1592 - 1670)

Д. Дьюи  (1859–1952)

И. Ф. Гербарт (1776–1841)

Концептуальные принципы

Принцип природосообразности. Развитие умственных способностей, установление твердых знаний, не позволяющих заблуждений

Принцип наглядности

Учет интересов учащихся; учение через деятельность (обучение мысли и действию); познание и знание – следствие преодоления трудностей;  свободная творческая работа и сотрудничество

Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Устанавливать границы поведения для детей. Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям». Устанавливать четкие правила поведения. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине». «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их

Главные цели обучения

Развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. Обучение всех и всему. Энциклопедичность знаний

Не передача знаний, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта. Обучение «путем делания». Особенность школы - практические занятия, воплощавшие концепцию учения через деятельность. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач

Умственное развитие учащихся, формирование их интеллектуальных умений. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения

Специфика организации учебного процесса

Длительность урока 45 минут. Учебный год, разделенный на четверти. Должны быть каникулы, расписание. В классе должны обучаться дети одного возраста. Классно урочная система. Начало учебного года организовано с 1 сентября

Не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся

Четыре ступени обучения:

ясность (первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом);  ассоциация (усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы); система (связное изложение учителем материала); метод (выполнение упражнений, применение новых знаний на практике)

Роль учителя в обучении

Учитель заботится о своих подопечных. Главное требование  - любовь к детям, вера в их способность. Учитель должен быть образованным. Учитель - не только начальник, но и друг ребенка

Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности

Основная роль в обучении отводилась учителю. Активный учитель. Умение учителя занять ребенка

Роль ученика в обучении

Ребенок впитывает знания в соответствии со своим возрастом и способностями

Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности

навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни

Углубление и осмысливание получаемых от учителя знаний.  Ученики  должны «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Учитель-авторитет.

Особенности содержания образования

«Школа без дисциплины, что мельница без воды»

 Ощущение трудности; обнаружение и определение трудности; формулировка гипотезы; формулировка выводов (проверка гипотезы); наблюдения и эксперименты

Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе телесные

Преобладающие формы и методы обучения

Обучение на родном языке. Ученики заучивают только то, что понятно и продвигаются к знанию не спеша. Наглядность. Отработка знаний - упражнения. Обучение должно быть на интересе

Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры,

импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство

Систематическая передача учащимся знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения

Степень соответствия традиционному обучению

Соответствует

Не соответствует

Соответствует

Элементы системы, значимые для развития современной школы

Классно-урочная система сохранена. Педагог во главе образования

Большое значение семейного воспитания и вовлечению родителей в решение педагогических задач

Идея развития нравственности в единстве нравственных действий с сознанием. Воспитание  добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Данный материал позволяет  экономить  время на уроке. Возможно использование в качестве домашнего задания....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...