для целеполагания ООО УУД
материал
Предварительный просмотр:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ООО | ||
1 | ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | - анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; - анализировать условия и пути достижения цели; - выдвигать и обосновывать предложенные версии выхода из проблемной ситуации; - находить и формулировать учебную проблему, анализировать причины ее возникновения, выдвигать гипотезы; - обнаруживать и формулировать проблему; - определять границы знания и незнания (соотносить, что уже известно, а что неизвестно); - определять способы и средства достижения цели; - определять цели и формулировать задачи; - определять цели учебной деятельности; - определять цель работы, задачи, последовательность действий по их достижению; - принимать и сохранять учебную задачу; - соотносить цель и полученный результат; - сохранять цель на протяжении всего урока; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать познавательную цель, строить действия в соответствии с ней; - формулировать проблему, анализировать причины ее существования; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. |
2 | ПЛАНИРОВАНИЕ | - анализировать выполнение плана; - вносить коррективы в план / способ действия в случае изменения условий; - выбирать оптимальный путь решения проблемы; - выделять учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; - выполнять работу в соответствии с заданным планом; - определять последовательность шагов по достижению цели; - определять пути достижения цели; - определять способы и средства решения учебных и познавательных задач; - осуществлять действия по реализации плана, соблюдая последовательность действий; - планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи приборов; - планировать расход времени на выполнение каждого действия, раздела плана; - планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы; - планировать свою учебную познавательную деятельность; - планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия; - распределять время на выполнение учебного задания; - соблюдать разработанный алгоритм деятельности; - соотносить собственные действия и план; - составлять план (проект) решения учебной проблемы самостоятельно/совместно с учителем; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования). |
3 | КОНТРОЛЬ | - анализировать допущенные ошибки, определять причины их возникновения; - контролировать время при выполнении задания; - контролировать и оценивать свою работу / полученный результат; - контролировать процесс и результаты деятельности; - определять степень успешности выполненной работы; - осуществлять взаимный контроль / взаимопроверку; - осуществлять итоговый / пошаговый контроль по результатам деятельности; - осуществлять контроль в процессе своей деятельности; - осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок; - оценивать верность / ошибочность выполнения учебных задач; - сличать способ действия и результат с заданным эталоном; - соотносить конечные результаты своей деятельности с целью / образцом. |
4 | ОЦЕНКА | - адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников; - выделять критерии оценки деятельности; - определять степень успешности выполнения заданий; - оценивать верность / ошибочность выполнения учебных задач; - оценивать выполненное задание по параметрам / критериям; - оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; - оценивать свои действия, других учащихся; - оценивать свою деятельность, используя оценочные листы; - оценивать свою работу и полученный результат по критериям и с ориентацией на образец; - проводить самооценку результатов своей учебной деятельности. |
5 | КОРРЕКЦИЯ | - вносить коррективы в планирование или способы выполнения действий в зависимости от изменившихся условий; - вносить коррективы в случае с расхождением с эталоном; - вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта / результата; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; - корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки; - корректировать своё поведение с учётом установленных правил; - корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - намечать пути преодоления трудностей; - находить, исправлять и объяснять ошибки. |
6 | РЕФЛЕКСИЯ | - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - анализировать причины успеха / неуспеха; - выделять достижения и трудности в работе; - осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - осуществлять самооценку результатов своей учебной деятельности; - осуществлять самопроверку готовности к уроку; - оценивать результаты своей деятельности и всего класса. |
7 | САМОРЕГУЛЯЦИЯ | - выполнять действия согласно инструкции; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью / планом; - выполнять предложенные учебные задачи; - выполнять пробные учебные действия; - действовать конструктивно даже в ситуациях неуспеха; - настраивать себя на продуктивную деятельность; - начинать и выполнять действия, заканчивать его в требуемый временной момент; - организовывать свое рабочее место; - организовывать себя на продуктивную работу; - понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности; - принимать и удерживать учебную задачу; - способность к волевому усилию, к преодолению препятствий; - способность самоопределяться в ситуациях учебной деятельности; - тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. |
8 | ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | - вносить необходимые изменения в план и способ действия в случае изменений условий; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - находить различные варианты решения поставленной задачи; - предвосхищать результат и уровни усвоения, его временные характеристики; - прогнозировать результаты выполняемых действий. |
№ | Критерии УУД | Параметры УУД |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД | ||
1 | Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий | Поиск: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - находить необходимую информацию в различных источниках; - находить ответы на вопросы в тексте / по иллюстрации; - определять индикаторы поиска информации в соответствии с поставленной целью / задачей; - определять недостаточность информации; - определять стратегию поиска необходимой недостающей информации и его источник; - осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять поиск необходимой информации в контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - оценивать достаточность информации для решения задач; - применять различные методы информационного поиска; - формулировать поисковые запросы, выделять ключевые слова для информационного поиска. Выделение: - выделять информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные; - выделять существенную информацию из текста; - извлекать информацию из звучащего текста в соответствии с целью аудирования; - извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям; - извлекать наиболее значимую информацию из текста / наглядного материала; - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач; - извлекать необходимую информацию из нескольких источников; - извлекать необходимую информацию из прослушанного / прочитанного текста; - извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах; - определять основную и второстепенную информацию для выполнения учебных заданий. |
2 | Проводить сравнение, классификацию | - выбирать критерии / основания для проведения сравнения, классификации, типологии; - выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте; - выделять признаки сходства / различия; - выделять признаки, по которым сравниваются объекты; - выделять существенные признаки объекта; - группировать / классифицировать по заданным критериям; - обобщать и классифицировать по признакам; - определять объект (аспект) анализа и синтеза; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, классификацию объектов по заданным основаниям (критериям); - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников; - сравнивать объекты с заданными признаками; - упорядочивать информацию по заданному основанию. |
3 | Систематизация, структурирование текста, информации | - заполнять таблицу на основе текста (печатного и прослушанного); - извлекать информацию по заданным основаниям; - определять связи между частями; - оформлять графическое изображение; - представлять информацию в развернутом / сжатом виде; - разделять объект на части; - располагать части в определенной последовательности; - систематизировать информацию в соответствии с требованием задания; - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - систематизировать, обобщить затруднения при выполнении задания; - составлять сложный план письменного текста; - составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. |
4 | Использование знаково-символических средств для решения задач | - использовать знаково-символические средства для решения задач; - использовать знаково-символические средства представления информации; - кодировать информацию в знаково-символической форме; - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - представлять информацию в развернутом / сжатом виде с помощью знаково-символических средств; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - применять знаки, символы, модели; - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; - создавать и преобразовывать модели / схемы для решения задач; - создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства; - строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения. |
5 | Преобразование информации в другие формы | - определять индикаторы и формы представления информации в наиболее эффективном виде; - переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного представления в текстовое, и наоборот; - представлять информацию в развернутом / сжатом виде; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - систематизировать информацию в соответствии с требованием задания; - фиксировать в графической форме наблюдаемые или описанные объекты, события, понятия. |
6 | Решение задач в стандартных / нестандартных условиях | - анализировать, сравнивать разные виды решения задания; - владеть рядом общих приемов решения задач (проблем); - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; - выполнять задания воспроизводящего / творческого характера; - выполнять задания выходящих за рамки стандартных ситуаций; - использовать полученную информацию в новой учебной ситуации; - определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи; - ориентироваться в разнообразии способов решения задачи; - осуществлять выбор способов решения задач; - отбирать необходимые для решения задачи источники информации, как основные, так и дополнительные; - понимать содержание заданий, интерпретировать смысл; - порождать новые решения в стандартных и нестандартных ситуациях; - применять знания в нестандартной ситуации; - применять освоенные способы в новых ситуациях; - проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения); - работать с инструкциями и алгоритмами; - работать с разными по уровню заданиями; - составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы; - составлять, понимать и объяснять план действий при работе с конкретным заданием. |
7 | Проектная, в том числе учебно-исследовательская деятельность | - анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы; - выполнять проектную, исследовательскую и творческая деятельность; - выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы; - оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями; - планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; - планировать этапы исследования; - планировать, выполнять учебный проект, эксперимент, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме; - подбирать необходимое оборудование (измерительные приборы); - предлагать подходящие способы измерения выбранных характеристик; - представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности; - формулировать цели исследований. |
8 | Использование современных компьютерных технологий в учебной деятельности | - демонстрировать результаты своей работы с использованием компьютерных средств и технологий; - использовать современные компьютерные технологии при работе с информацией / в оформлении работы; - осуществлять поиск необходимой информации в контролируемом пространстве Интернета; - создавать презентацию в программе Power Point для представления результатов своей деятельности. |
9 | Умение публично представлять результаты своей деятельности | - выстраивать логику выступления, адекватно подбирать наглядные средства; - выступать с сообщениями на уроке / с использованием компьютерных технологий; - выступать с сообщениями на уроке с использованием компьютерных технологий; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - публично представить результаты своей собственной деятельности, - публично представлять свои результаты с использованием ИКТ; - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения. |
10 | Смысловое чтение | - адекватно передавать содержание текста; - выделять в тексте ключевые слова / непонятные слова; - выделять главную мысль (идею) текста; - выделять смысловые части текста; - выделять существенную информацию из текста; - выполнять подробный / краткий пересказ прочитанного; - выстраивать последовательность событий; - извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; - использовать информацию из текста для решения учебной задачи; - критически оценивать содержание и форму текста; - находить в тексте подтверждение предложенного суждения; - находить значение незнакомых слов в словаре; - озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста; - определять / отличать основную информацию от второстепенной; - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - отвечать на вопросы по содержанию; - отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; - подтверждать свое суждение примерами из текста; - различать тексты разных стилей; - резюмировать главную идею текста; - совершенствовать технику смыслового чтения; - толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте); - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - устанавливать причинно-следственные связи; - формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста); - формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста; - формулировать выводы на основе прочитанного. |
11 | Доказательство, выдвижение и обоснование гипотез | - анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации, аргументировать свои идеи; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - выделять явление из общего ряда других явлений; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - обосновывать постановку вопросов к наблюдаемым фактам; - определять логические связи между предметами и/или явлениями; - приводить аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; - приводить доказательства при выполнении учебного задания; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - ставить и задавать вопросы по сути проблемы / отыскивать на них ответ; - строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; - строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - уметь находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; - устанавливать аналогии; - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - фиксировать противоречия в различных информационных источниках. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД | ||
1 | Устная коммуникация (монологическая, диалогическая речь) | - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью / обосновывать свои суждения; - высказывать и обосновывать свою точку зрения / предположение; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; - передавать информацию посредством мимики и пантомимики / интонации; - подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; - подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли; - придерживаться определённого плана при изложении мысли; - придерживаться темы при изложении мыслей; - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения; - формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения; - формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; - формулировать собственное мнение / позицию. |
2 | Письменная коммуникация | - использовать убедительные примеры, факты для подтверждения своих тезисов; - определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью; - осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста; - оформлять свои мысли в письменной форме с учетом учебной задачи; - оформлять свою мысль в письменной форме речи, соблюдая грамматические нормы; - подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли; - пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать); - представлять результаты в письменной нерегламентированной форме; - соблюдать нормы оформления текста по заданным образцам / критериям; - создавать письменный текст с учетом необходимого объёма и темы; - создавать тексты различных типов; - составлять аннотацию письменного текста; - составлять конспекты письменного текста; - составлять тезисы письменного текста. |
3 | Умение формулировать вопросы партнеру по общению | - задавать вопросы с достаточной полнотой и точностью; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности / сотрудничества с партнером; - слушать собеседника, задавать конструктивные, уточняющие вопросы; - формулировать вопросы к пройденному на уроках материалу; - формулировать понятные вопросы партнеру по общению; - формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания. |
4 | Продуктивная групповая коммуникация, выражать свое мнение, аргументируя свою позицию | - аргументировать свою позицию / координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - взаимодействовать в группе согласно условиям; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - выполнять различные социальные роли и выступать от имени взятой на себя социальной роли; - выражать свою точку зрения (высказывать, обосновывать); - выражать свою точку зрения, строить понятные высказывания, аргументировать свою позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работать в паре, группе); - играть определенную роль в совместной деятельности; - корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; - определять возможные роли в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной работе; - подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; - поддерживать дискуссию, высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; - представлять результат своей деятельности и деятельности группы; - признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; - распределять функции и роли в совместной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии; - соблюдать правила речевого поведения; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом / решением; - согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - строить взаимное сотрудничество в совместном решении проблемы; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
5 | Умение разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов | - аргументировать свое предложение (позицию), убеждать и уступать, может гибко менять свою позицию в случае необходимости; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников; - разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета - сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - уважать позиции других людей, отличную от собственной; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД | |||
1 | Смыслообразование и самоопределение | - оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока; - оценивать результат своей работы; - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - понимать причины успешного выполнения задания; - понимать причины успешности / не успешности учебной деятельности; - самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат; - связывать свои успехи с усилием, трудолюбием; - способность к организации самостоятельной учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
2 | Ценностно-смысловая / моральная ориентация | - веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках; - ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы; - осознавать значения семьи в жизни человека и общества; - осознавать и определять эмоции других людей /сочувствовать другим людям, сопереживать; - оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - понимать личную ответственность за своё здоровье (установка на здоровый образ жизни); - понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества; - понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем; - способность к нравственному самосовершенствованию; - сформированность ответственного отношения к учению; - сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий; - сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. | |
3 | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | - выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; - понимать чувства других людей и сопереживать им; - соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
4 | Мотивация / личностная ответственность за результаты учебной деятельности | - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; - осознавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; - осознавать свои возможности в учении; - связывать свои успехи с усилием, трудолюбием; - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
5 | Формирование основ гражданской идентичности | - воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - осознавать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; - осознавать свою этническую / культурную принадлежность (идентичность); - формировать основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России; - формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока. Целеполагание.
Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...
Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.
Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....
"Целеполагание при проектировании урока"
Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....
Особенности целеполагания уроков производственного обучения
В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...
Целеполагание и компетентностный подход
Целеполагание и компетентностный подход...
Целеполагание - основная функция управления
Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....
Конструирование учебного занятия на основе целеполагания
Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала...