для целеполагания ООО УУД
материал

Пуртова Елена Александровна

 для целеполагания ООО УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_tselepolaganiya_ooo_uud.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ООО

1

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации;

- анализировать условия и пути достижения цели;

- выдвигать и обосновывать предложенные версии выхода из проблемной ситуации;

- находить и формулировать учебную проблему, анализировать причины ее возникновения, выдвигать гипотезы;

- обнаруживать и формулировать проблему;

- определять границы знания и незнания (соотносить, что уже известно, а что неизвестно);

- определять способы и средства достижения цели;

- определять цели и формулировать задачи;

- определять цели учебной деятельности;

- определять цель работы, задачи, последовательность действий по их достижению;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- соотносить цель и полученный результат;

- сохранять цель на протяжении всего урока;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать познавательную цель, строить действия в соответствии с ней;

- формулировать проблему, анализировать причины ее существования;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2

ПЛАНИРОВАНИЕ

- анализировать выполнение плана;

- вносить коррективы в план / способ действия в случае изменения условий;

- выбирать оптимальный путь решения проблемы;

- выделять учебные действия, необходимые для решения учебной задачи;

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- определять последовательность шагов по достижению цели;

- определять пути достижения цели;

- определять способы и средства решения учебных и познавательных задач;

- осуществлять действия по реализации плана, соблюдая последовательность действий;

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи приборов;

- планировать расход времени на выполнение каждого действия, раздела плана;

- планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

- планировать свою учебную познавательную деятельность;

- планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- различать способ и результат действия;

- распределять время на выполнение учебного задания;

- соблюдать разработанный алгоритм деятельности;

- соотносить собственные действия и план;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы самостоятельно/совместно с учителем;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

3

КОНТРОЛЬ

- анализировать допущенные ошибки, определять причины их возникновения;

- контролировать время при выполнении задания;

- контролировать и оценивать свою работу / полученный результат;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- определять степень успешности выполненной работы;

- осуществлять взаимный контроль / взаимопроверку;

- осуществлять итоговый / пошаговый контроль по результатам деятельности;

- осуществлять контроль в процессе своей деятельности;

- осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок;

- оценивать верность / ошибочность выполнения учебных задач;

- сличать способ действия и результат с заданным эталоном;

- соотносить конечные результаты своей деятельности с целью / образцом.

4

ОЦЕНКА

- адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников;

- выделять критерии оценки деятельности;

- определять степень успешности выполнения заданий;

- оценивать верность / ошибочность выполнения учебных задач;

- оценивать выполненное задание по параметрам / критериям;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям;

- оценивать свои действия, других учащихся;

- оценивать свою деятельность, используя оценочные листы;

- оценивать свою работу и полученный результат по критериям и с ориентацией на образец;

- проводить самооценку результатов своей учебной деятельности.

5

КОРРЕКЦИЯ

- вносить коррективы в планирование или способы выполнения действий в зависимости от изменившихся условий;

- вносить коррективы в случае с расхождением с эталоном;

- вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта / результата;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

- корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки;

- корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- намечать пути преодоления трудностей;

- находить, исправлять и объяснять ошибки.

6

РЕФЛЕКСИЯ

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- анализировать причины успеха / неуспеха;

- выделять достижения и трудности в работе;

- осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- осуществлять самооценку результатов своей учебной деятельности;

- осуществлять самопроверку готовности к уроку;

- оценивать результаты своей деятельности и всего класса.

7

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

- выполнять действия согласно инструкции;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью / планом;

- выполнять предложенные учебные задачи;

- выполнять пробные учебные действия;

- действовать конструктивно даже в ситуациях неуспеха;

- настраивать себя на продуктивную деятельность;

- начинать и выполнять действия, заканчивать его в требуемый временной момент;

- организовывать свое рабочее место;

- организовывать себя на продуктивную работу;

- понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;

- принимать и удерживать учебную задачу;

- способность к волевому усилию, к преодолению препятствий;

- способность самоопределяться в ситуациях учебной деятельности;

- тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

8

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

- вносить необходимые изменения в план и способ действия в случае изменений условий;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- находить различные варианты решения поставленной задачи;

- предвосхищать результат и уровни усвоения, его временные характеристики;

- прогнозировать результаты выполняемых действий.

Критерии УУД

Параметры УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

1

Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий

Поиск:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- находить ответы на вопросы в тексте / по иллюстрации;

- определять индикаторы поиска информации в соответствии с поставленной целью / задачей;

- определять недостаточность информации;

- определять стратегию поиска необходимой недостающей информации и его источник;

- осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять поиск необходимой информации в контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- оценивать достаточность информации для решения задач;

- применять различные методы информационного поиска;

- формулировать поисковые запросы, выделять ключевые слова для информационного поиска.

Выделение:

- выделять информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные;

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать информацию из звучащего текста в соответствии с целью аудирования;

- извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям;

- извлекать наиболее значимую информацию из текста / наглядного материала;

- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;

- извлекать необходимую информацию из нескольких источников;

- извлекать необходимую информацию из прослушанного / прочитанного текста;

- извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах;

- определять основную и второстепенную информацию для выполнения учебных заданий.

2

Проводить сравнение, классификацию

- выбирать критерии / основания для проведения сравнения, классификации, типологии;

- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

- выделять признаки сходства / различия;

- выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

- выделять существенные признаки объекта;

- группировать / классифицировать по заданным критериям;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- определять объект (аспект) анализа и синтеза;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, классификацию объектов по заданным основаниям (критериям);

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

- сравнивать объекты с заданными признаками;

- упорядочивать информацию по заданному основанию.

3

Систематизация, структурирование текста, информации

- заполнять таблицу на основе текста (печатного и прослушанного);

- извлекать информацию по заданным основаниям;

- определять связи между частями;

- оформлять графическое изображение;

- представлять информацию в развернутом / сжатом виде;

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- систематизировать информацию в соответствии с требованием задания;

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- систематизировать, обобщить затруднения при выполнении задания;

- составлять сложный план письменного текста;

- составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста.

4

Использование знаково-символических средств для решения задач

- использовать знаково-символические средства для решения задач;

- использовать знаково-символические средства представления информации;

- кодировать информацию в знаково-символической форме;

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- представлять информацию в развернутом / сжатом виде с помощью знаково-символических средств;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- применять знаки, символы, модели;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- создавать и преобразовывать модели / схемы для решения задач;

- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.

5

Преобразование информации в другие формы

- определять индикаторы и формы представления информации в наиболее эффективном виде;

- переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного представления в текстовое, и наоборот;

- представлять информацию в развернутом / сжатом виде;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- систематизировать информацию в соответствии с требованием задания;

- фиксировать в графической форме наблюдаемые или описанные объекты, события, понятия.

6

Решение задач в стандартных / нестандартных условиях

- анализировать, сравнивать разные виды решения задания;

- владеть рядом общих приемов решения задач (проблем);

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выполнять задания воспроизводящего / творческого характера;

- выполнять задания выходящих за рамки стандартных ситуаций;

- использовать полученную информацию в новой учебной ситуации;

- определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задачи;

- осуществлять выбор способов решения задач;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации, как основные, так и дополнительные;

- понимать содержание заданий, интерпретировать смысл;

- порождать новые решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- применять освоенные способы в новых ситуациях;

- проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения);

- работать с инструкциями и алгоритмами;

- работать с разными по уровню заданиями;

- составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы;

- составлять, понимать и объяснять план действий при работе с конкретным заданием.

7

Проектная, в том числе учебно-исследовательская деятельность

- анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы;

- выполнять проектную, исследовательскую и творческая деятельность;

- выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы;

- оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями;

- планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;

- планировать этапы исследования;

- планировать, выполнять учебный проект, эксперимент, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

- подбирать необходимое оборудование (измерительные приборы);

- предлагать подходящие способы измерения выбранных характеристик;

- представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности;

- формулировать цели исследований.

8

Использование современных компьютерных технологий в учебной деятельности

- демонстрировать результаты своей работы с использованием компьютерных средств и технологий;

- использовать современные компьютерные технологии при работе с информацией / в оформлении работы;

- осуществлять поиск необходимой информации в контролируемом пространстве Интернета;

- создавать презентацию в программе Power Point для представления результатов своей деятельности.

9

Умение публично представлять результаты своей деятельности

- выстраивать логику выступления, адекватно подбирать наглядные средства;

- выступать с сообщениями на уроке / с использованием компьютерных технологий;

 - выступать с сообщениями на уроке с использованием компьютерных технологий;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- публично представить результаты своей собственной деятельности,

- публично представлять свои результаты с использованием ИКТ;

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

10

Смысловое чтение

- адекватно передавать содержание текста;

- выделять в тексте ключевые слова / непонятные слова;

- выделять главную мысль (идею) текста;

- выделять смысловые части текста;

- выделять существенную информацию из текста;

- выполнять подробный / краткий пересказ прочитанного;

- выстраивать последовательность событий;

- извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения;

- использовать информацию из текста для решения учебной задачи;

- критически оценивать содержание и форму текста;

- находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

- находить значение незнакомых слов в словаре;

- озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

- определять / отличать основную информацию от второстепенной;

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- отвечать на вопросы по содержанию;

- отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

- подтверждать свое суждение примерами из текста;

- различать тексты разных стилей;

- резюмировать главную идею текста;

- совершенствовать технику смыслового чтения;

- толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

- формулировать выводы на основе прочитанного.

11

Доказательство, выдвижение и обоснование гипотез

- анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации, аргументировать свои идеи;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- обосновывать постановку вопросов к наблюдаемым фактам;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями;

- приводить аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

- приводить доказательства при выполнении учебного задания;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- ставить и задавать вопросы по сути проблемы / отыскивать на них ответ;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- уметь находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

- устанавливать аналогии;

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- фиксировать противоречия в различных информационных источниках.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1

Устная коммуникация (монологическая, диалогическая речь)

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью / обосновывать свои суждения;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения / предположение;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;        

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

- передавать информацию посредством мимики и пантомимики / интонации;

- подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

- подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

- придерживаться определённого плана при изложении мысли;

- придерживаться темы при изложении мыслей;

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;

- формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

- формулировать собственное мнение / позицию.

2

Письменная коммуникация

- использовать убедительные примеры, факты для подтверждения своих тезисов;

- определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста;

- оформлять свои мысли в письменной форме с учетом учебной задачи;

- оформлять свою мысль в письменной форме речи, соблюдая грамматические нормы;

- подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

- пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

- представлять результаты в письменной нерегламентированной форме;

- соблюдать нормы оформления текста по заданным образцам / критериям;

- создавать письменный текст с учетом необходимого объёма и темы;

- создавать тексты различных типов;

- составлять аннотацию письменного текста;

- составлять конспекты письменного текста;

- составлять тезисы письменного текста.

3

Умение формулировать вопросы партнеру по общению

- задавать вопросы с достаточной полнотой и точностью;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности / сотрудничества с партнером;

- слушать собеседника, задавать конструктивные, уточняющие вопросы;

- формулировать вопросы к пройденному на уроках материалу;

- формулировать понятные вопросы партнеру по общению;

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

4

Продуктивная групповая коммуникация, выражать свое мнение, аргументируя свою позицию

- аргументировать свою позицию / координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;

- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- взаимодействовать в группе согласно условиям;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- выполнять различные социальные роли и выступать от имени взятой на себя социальной роли;

- выражать свою точку зрения (высказывать, обосновывать);

- выражать свою точку зрения, строить понятные высказывания, аргументировать свою позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работать в паре, группе);

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной работе;

- подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

- поддерживать дискуссию, высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией;

- представлять результат своей деятельности и деятельности группы;

- признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

- распределять функции и роли в совместной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии;

- соблюдать правила речевого поведения;

- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом / решением;

- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- строить взаимное сотрудничество в совместном решении проблемы;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

5

Умение разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

- аргументировать свое предложение (позицию), убеждать и уступать, может гибко менять свою позицию в случае необходимости;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- уважать позиции других людей, отличную от собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

1

Смыслообразование и самоопределение

- оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;

- оценивать результат своей работы;

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- понимать причины успешного выполнения задания;

- понимать причины успешности / не успешности учебной деятельности;

- самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат;

- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2

Ценностно-смысловая / моральная ориентация

- веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках;

- ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;

- осознавать значения семьи в жизни человека и общества;

- осознавать и определять эмоции других людей /сочувствовать другим людям, сопереживать;

- оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- понимать личную ответственность за своё здоровье (установка на здоровый образ жизни);

- понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества;

- понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем;

- способность к нравственному самосовершенствованию;

- сформированность ответственного отношения к учению;

- сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий;

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

3

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

- выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- понимать чувства других людей и сопереживать им;

- соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

4

Мотивация / личностная ответственность за результаты учебной деятельности

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

- осознавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- осознавать свои возможности в учении;

- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием;

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

5

Формирование основ гражданской идентичности

- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- осознавать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

- осознавать свою этническую / культурную принадлежность (идентичность);

- формировать основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России;

- формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.

Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....

"Целеполагание при проектировании урока"

Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Целеполагание и компетентностный подход

Целеполагание и компетентностный подход...

Целеполагание - основная функция управления

Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....

Конструирование учебного занятия на основе целеполагания

Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала...