Конструирование учебного занятия на основе целеполагания
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Н.А.Шумова

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться ; что поможет учителю достижении цели ( средства ) , а уж затем определения способа - как учитель будет действовать , чтобы цель была достигнута.

        Общепринято в науке , что цель - это предполагаемый , заранее планируемый (мысленно или вербально ) результат деятельности по преобразованию какого - либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельности по преобразованию какого - либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося . а результатом - уровень облученности , развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока становятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться , как это было в период , когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов на уроке и" целям организации" занятий - "изучить такой - то объём нового материала" , "повторить какие-то разделы программы" и т. п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.                  

        Как же провести процедуру целеполагания при моделировании учебного занятия? Для этого необходимо:        

        1. Выяснить , какие требования предъявляются к обучающимся на уровне социального заказа , т.е. "преломить" цели, зафиксированные в общем виде в Государственном образовательном стандарте, в обязательных результатах обучения, в разделе программы " Требования к подготовке обучающихся по предмету" в рамках отдельного занятия.

        2.Проанализировать потребности обучающихся, насколько их личные интересы могут быть учтены на учебном занятии.

        3. Сформулировать цель конкретного занятия с учётом требований диагностичности , инструментальности , реалистичности .

        Следовательно, необходимо связывать ближние, средние и дальние цели.

                  дальние

                

        ЦЕЛИ  →средние ( ведущие цели отдельных учебных тем или разделов)

                

                  ближние (цели отдельных учебных занятий )

Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели .

        образовательные

ЦЕЛИ   →развивающие

        воспитательные        

        К образовательным целям занятия относят в основном формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы ). Выход на продуктивный , т.е. творческий уровень формирования знаний и умений , в большей степени приближен к развивающим целям .  

         Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся , развитие не только их интересов , но и способностей . Учебный процесс тогда и только тогда является развивающим , когда в его ходе целенаправленно достигаются те или иные изменения в психике, сознании обучающихся .

                В качестве развивающих целей используются следующие:

•          развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

•          развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.;

•          развитие мировоззрения;

•          развитие навыков устной и письменной речи;

•          развитие «умений учиться»: использовать знания, умения  и навыки в учебной деятельности;

•          развитие памяти;

•          развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;

•          развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

•          развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей,  сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.

        Цель воспитания предполагает формирования у учащихся определённых свойств личности и черт характера.

В качестве воспитательных целей используются следующие:

•          воспитание уважения к своей Родине;

•          воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность;

•          воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;

•          воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

Воспитательные задачи современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. Учить и воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта мысль и есть главное в уроке , писал учитель литературы Е.Ильин. Социальный блок задач включает воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной. Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формирование устойчивых положительных привычек. Воспитательная цель не может быть реализована на одном уроке: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становления отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Развивающий аспект является наиболее трудным при планирование педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить, это значит никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Кроме этого, на первом месте должна стоять задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.

Очень важным является развитие эмоциональной сферы. Сложной задачей для современных учеников является формирование воли. Отсутствие воли – лень сегодня основная причина всех проблем школьника.

Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.

Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Урок геометрии в 8 классе

Тема урока: Координаты середины отрезка.

Цель урока: Создать условия для восприятия, осмысления и закрепления  

                       формул для нахождения координат середины отрезка,

                       определения декартовых координат.

                       Способствовать развитию логического мышления учащихся,

                      речи, интеллектуальных умений осуществлять самоконтроль,    

                      самоанализ, самокоррекцию.

                      Содействовать воспитанию активности, мобильности,

                      ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование: презентации «Рене Декарт – сведения из биографии»,

                              «Определение декартовых координат», «Координаты  

                             середины отрезка», карточки для самоконтроля.

                                                  Ход урока.

1. Оргмомент.

     Проверка явки и готовности класса к уроку. В целях воспитания ответственного отношения к учебному труду напомнить о важности и острой необходимости в период распространяющейся эпидемии гриппа вести здоровый образ жизни: правильно питаться, использовать народные средства: употреблять лук, чеснок, лимон, больше бывать на свежем воздухе.

2. Проверка домашнего задания.

    - Какую тему изучали на прошлом уроке?

    - Почему так называются координаты?

    Учащиеся делают сообщения из биографии Рене Декарта, сопровождая презентацией.

    - Введите декартовы координаты( рассказ сопровождается презентацией)

   Словарный диктант:

Как называется горизонтальная ось? (абсцисса)

                                         вертикальная? (ордината)

                             точка их пересечения? (начало координат)

              числа, определяющие место нахождения точки? (координаты)

геометрическое место точек, ординаты которых равны – 7? (прямая параллельная оси абсцисс)

Взаимоконтроль, самокоррекция, самооценка.

3. Сообщение темы и целей урока.

    Сообщение темы урока и целей в действиях учащихся самими учащимися.

4. Актуализация опорных знаний.

   Игра «Змейка» - учащиеся по очереди сначала отвечают на вопросы, а затем, задают свои вопросы по теме «Определение декартовых координат»:

Найдите точки с  заданными  координатами.

Найдите координаты указанных точек.

На прямой, параллельной оси х, взяты две точки. У одной из них ордината - 4. Чему равна ордината другой точки?

На прямой , перпендикулярной оси х, взяты две точки. У одной из них абсцисса равна 5. Чему равна абсцисса другой точки?

Из точки М ( 3;2) опущен перпендикуляр на ось х. Найдите координаты основания перпендикуляра.

Через точку К (-1; -2) проведена прямая, параллельная оси х. Найдите координаты основания перпендикуляра.

Найдите геометрическое место точек плоскости ху, для которых  у =1

Найдите расстояние от точки А( - 2; - 7) до : а) до оси х;  б) до оси у.

Даны точки А(-2; 3) и В ( 2; 1). Как по отношению к осям координат расположен отрезок АВ?

5. Изучение нового материала.

    Один из сильных учащихся заранее получил задание разобрать вывод формул координат середины отрезка. Воспроизводит вывод, сопровождая презентацией.

6. Первичная проверка понимания.

   - Каковы координаты середины отрезка МК, если М( а; в), К( с; d) ?

7. Закрепление знаний и способов действий

Учащиеся в меру своих сил решают задачи самостоятельно:

№12(1;3) -  (3;2)    (1;1)

№ 13(1;3) – (- 2;3)       (- 4;4) 

№14 – О(0;-2)

№ 16 (1;2) – (0;1)      (- 2;0)

8. Домашнее задание: п.72, №12(2), 13(2), 15, 16 (3)

9. Итог урока: все учащиеся получают отметки за работу на уроке с учетом выполненного домашнего задания, словарного диктанта, активности, мобильности в игре, правильности ответов и постановки вопросов, самостоятельной работы по закреплению новой темы.

10. Рефлексия:

закончите предложение: « На сегодняшнем уроке я мог бы быть активнее, мобильнее, успешнее, если бы …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия

Предлагаю  опорную таблицу для анализа и конструирования учебного занятия по разным  учебным предметам...

Этапы конструирования учебного занятия

Этапы конструирования учебного занятия.   Примеры приемов, помогающих организовать урок...

Применение активных методов обучения при конструировании учебного занятия

Гуслева Татьяна Владимировна, преподаватель, учитель, методист СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Санкт-ПетербургПроблемное обучениеПроектная и учебно-исследовательская деятельность об...

Конструирование учебных задач как основа уственных действий

доклад на методическом семинаре в школе...

Лист конструирования учебного занятия по методике Беспалько

Лист конструирования занятия «Выполнение чертежа «Корпус» в компьютерной программе «Компас»» позволил заранее рассчитать эффективность планируемого мероприятия...

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...

"Использование современных образовательных технологий при конструировании учебных занятий по иностранному языку."

педагогические технологии при обучении иностранному языку,  применяемые комплексно при конструировании занятий по английскому языку:  Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обуче...