Программа педагога "Одаренные дети"
методическая разработка

Аврамова Светлана Петровна

методический материал для педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pedagoga_odarennye_deti.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

«Одаренный ребенок»

по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»»

Аврамова  Светлана Петровна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

 

2019- 2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Педагогическая проблема

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете.  Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. Однако, современные образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на детей – середнячков, без выдающихся способностей. В результате, одаренный ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно опускается до среднего уровня развития. Т.е. природная одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает.

Актуальность

Для нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д.  К группе одаренных детей, как губка впитывающих все новое,  требуется один подход, а к группе детей с замедленным развитием – совершенно другой.  Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах, специальных детских садах. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию, исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности является мощным средством, как для коррекции ослабленных детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных детей.

Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.

Задачи программы:

  • Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
  • Создать условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
  • Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
  • Создать образовательную среду, способствующую развитию творческого потенциала одаренных детей.

Этапы и сроки реализации программы исследования

Программа реализуется тремя этапами: подготовительно - организационный, внедренческий, итоговый (результативный).

  • Первый этап - подготовительно – организационный. Срок реализации - 2019 - 2020  учебный год.

Цель: проектирование условий для успешного развития творческого потенциала одаренных детей.

В основе этого этапа лежит проведение констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:

  • Изучение уровня развития музыкально-творческих способностей у детей;
  • Обоснование критериально - диагностического определения уровней творческого потенциала детей;
  • Составление перспективно-тематического планирования интегрированных занятий.
  • Второй этап – внедренческий. Срок реализации - 2020 – 2021 учебный год.

Цель: развитие одаренности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.

На этом этапе будет проверяться и уточняться гипотеза исследования, будут апробированы концептуальные положения программы и внедрены в практику занятия по развитию одаренных детей средствами интеграции всех видов музыкальной деятельности, будут разработаны методические рекомендации и система взаимодействия в деятельности всех педагогов ДОУ

  • Третий этап – итоговый (результативный) Срок реализации – 2021- 2022  учебный год.

Цель: подведение и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы, обработка диагностического контрольного уровня, осуществление обработки полученных результатов для выявления динамики роста творческого потенциала у одаренных детей.

Объект исследования – развитие одаренных детей.

Предмет исследования – интеграция всех видов музыкального искусства, направленная на развитие одаренных детей.

Гипотеза исследования – творческий потенциал одаренных детей будет развиваться успешно, если:

  • интеграция всех видов музыкальной деятельности будет осуществляться планомерно в процессе взаимодействия всех субъектов дошкольного учреждения;
  • в процессе музыкальной деятельности будут использоваться разнообразные методы, стимулирующие мотивацию детей на музыкально-художественное творчество;
  • активация творческого процесса развития осуществляется за счет включения в работу творческих заданий и упражнений, требующих реализации имеющихся у детей музыкально-творческих способностей и опыта.

Практическая значимость исследования

Реализация данной программы способствует:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей;
  • созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания дошкольников в целом;
  • формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Ожидаемый результат

В соответствии с заявленной целью будут получены следующие результаты по итогам реализации программы:

  • Разработана система работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
  • Созданы условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
  • Разработана система ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
  • Создана образовательная среда, способствующая развитию творческого потенциала одаренных детей.

  1. Учебно – тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во занятий

Сентябрь

Диагностика

«Осенние мотивы»

Выявить уровень творческого потенциала (одаренности) детей.

Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями об осени развивать музыкальные, художественные, танцевальные способности детей.

4

4

Октябрь

«Значение музыки в жизни человека»

«Три кита»

Формирование отношения к музыке и к искусству в целом.

Знакомить детей с различными жанрами в музыке.

4

4

Ноябрь

«Музыкальные ступеньки»

Знакомство детей с основами музыкальной грамоты

8

Декабрь

«Сказка в музыке»

По балету П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского, с искусством балета, с выразительной силой музыки и танца;

Развивать у детей способность выражать свои впечатления от музыкального произведения в рисунках, пластических этюдах, театрализации.

8

Январь

«Волшебство театра»

Подготовка и показ театрализованного представления на основе музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

8

Февраль

«Танцы кукол»

Расширение представлений детей об изобразительном характере музыки.

Знакомство с творчеством Д.Д.Шостаковича.

Развивать способности детей выражать свое отношение к музыкальному произведению через изобразительное, танцевальное, исполнительское искусство.

8

Март

«Матушкина песня»

Знакомство детей с народными колыбельными песнями.

Знакомить с колыбельными песнями русских композиторов.

Развивать у детей умение интонационно – выразительно исполнять колыбельные песни.

Поощрять детей к созданию и исполнению колыбельных песен собственного сочинения.

8

Апрель

«Весенняя палитра»

Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями о весне развивать музыкально – творческие способности детей.

8

Май

 «Вспомним те дни»

«Прощай, дошкольное детство»

В рамках фестиваля песен военных лет развивать исполнительское творчество детей.

Демонстрация творческого таланта детей на выпускном балу.

2

6

Итого

72

III. Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный

объем

(в день или неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Восприятие

Обогащение, освоение, развитие:

- представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке;

- опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений;

- слушательской культуры;

- умений элементарного музыкального анализа.

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально-дидактическая игра Беседы интегративного характера

Беседы элементарного музыковедческого содержания

Интегративная детская деятельность

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

25 мин.

Исполнение

Обогащение, освоение, развитие:

- певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности);

- игры на детских музыкальных инструментах;

- танцевальных умений;

- выразительности исполнения.

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение

Музыкальные упражнения

Попевки

Распевки

Двигательные, пластические, танцевальные этюды

Танцы

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

25 мин.

Творчество

Обогащение, освоение, развитие:

- самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа;

- умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев.

задания

Концерты-импровизации

Музыкальные сюжетные игры

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

15 мин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Восприятие

Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

Групповые

15 мин.

Исполнение

Музыкальные подвижные игры

Интегративная детская деятельность

Концерты-импровизации

(на прогулке)

Подгрупповые

30 мин.

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Подгрупповые

Индивидуальные.

  1. Диагностическое обеспечение программы

Для диагностических исследований в области выявления одаренности у детей рекомендовано воспользоваться следующими методиками.

  • Анкетирование «Как распознать одаренность», авторы Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогами, работающим с ребенком, родителями ребенка и самим ребенком (с помощью взрослого). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант.

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
  • кажется, что он всерьез никогда не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности.

Если…
  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
  • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование.

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант.

Если…
  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности.

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
  • серьезно относиться к произведениям искусства;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе.

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант.

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает пере аудиторией;
  • с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект.

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет сверстников по учебе,
  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б :У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

  • Методика оценки общей одаренности, автор А.И. Савенков.

Общая характеристика. Методика разработана российским психологом А.И.Савенковым, занимающимся проблемой детской одаренности. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

  1. Список источников и литературы

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .

5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст] Н.С.Лейтес-М.:Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.

6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» [текст] Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,- 115с.

7. Ковалькова О.Н. «Одаренность»: проблемы, испытания [текст] М. академия,2010.

8. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одарённых детей» [текст]. М:Педагогика 2003, 115 с.

9. АвдееваН.И. «Одарённые дети» [Текст] Н.И. Авдеева - М.издательский центр «Академия»2008.-176с.

10. В.В.Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» [текст] В.В.Чурсина. - М.Издательство «Презент», 2006.-176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...