Олимпиады по географии
учебно-методический материал
Олимпиада по географии проводится ежегодно в рамках общеобразовательной программы! По итогам результатов школьного тура участники, набравшие наибольшее количество баллов среди каждой параллели, получают возможность принимать участие в районном туре олимпиады по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада 9 класс | 17.37 КБ |
Олимпиада 8 класс | 15.41 КБ |
Олимпиада 7 класс | 14.94 КБ |
Олимпиада 6 класс | 14.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
9 класс
Задание 1
Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности?
А – якуты
Б – карелы
В – татары
Г – ханты
Задание 2
Крупнейшим горным озером в России является
А – Телецкое
Б – Чудское
В – Баскунчак
Г – Онежское
Задание 3
Укажите исключение из логики:
а) Адыгея е) Северная Осетия
б) Кабардино-Балкария ж) Ингушетия
в) Абхазия з) Дагестан
г) Карачаево-Черкессия и) Калмыкия
д) Чечня
Задание 4
Какие изменения произошли бы в климате Ставропольского края, если бы Кавказские горы переместились бы на северную границу края?
Задание 5
Найдите логические связи географических объектов в предложенном списке: город, деревня, село, поселок городского типа (пгт), кишлак, аул, хутор, мегаполис.
Выделите самостоятельно группы, в которые можно объединить объекты, и впишите туда название группы объектов и названия объектов, которые вы отнесете к выделенным группам.
Название группы объектов Объекты
Задание 6
Этот водоем самый глубокий в России, он содержит 1/5 запасов пресных вод планеты (не считая ледников). В него впадает более 300 рек, а вытекает из него только одна. Берега водоема покрыты почти полностью хвойными лесами. По берегам открыты заповедники. В одном из них, открытом в 1916 году, в районе хребта на восточном берегу обитает ценный зверек, имеющий такое же название, что и хребет, полученное по названию реки, впадающий в водоем. Эта же река дала имя северо-восточному ветру.
Водоем расположен в зоне активных тектонических движений. Поэтому часто в этом районе бывают землетрясения. В 1862 году в результате одного из них неподалеку от дельты самой крупной реки, впадающей в водоем, погрузился под воду большой участок суши. В 1920-х годах в поселке, расположенном у истока вытекающей реки, был открыт стационар по изучению водоема.
Что это за водоем?
В каких субъектах Российской Федерации он расположен?
Как называется река, вытекающая из водоема?
Как называется река, давшая название зверьку, хребту и ветру? Как называется этот зверек?
У устья какой реки находится погрузившийся объект и как он называется?
Как называется поселок, в котором располагается исследовательский институт?
Задание 7
Запасы этого минерального природного ресурса в Калининградской области оцениваются более чем в 3 млрд. тонн, разведано 281 месторождения. Этот минеральный ресурс может служить и как топливо, и как минеральное удобрение. Добыча его ведется в основном в Нестеровском и Полесском районах области. Иногда его теплотворная способность достигает 5000 кКал, хотя с 1982 г. использование его как топлива запрещено законом. Этот ресурс поставляется во многие страны Европы.
О каком ресурсе идет речь? Какие проблемы его добычи и использования Вы знаете?
Задание 8
отрывок из своей биографии:
«Родился я и вырос в городе, название которому дано по имени реки, на которой он расположен. Учился я в другом городе, который находился восточней первого: расстояние между ними 945 км по железной дороге. Имя второму городу дала также река, на которой он лежит. Кстати, название этих городов и рек схожи, разница лишь в одной начальной букве. Один из этих городов мы будем проезжать. Еду я домой, в город, название которого читается одинаково справа и слева. Начальная буква в названии этого города та же, что и города, где я родился. А находится он в бассейне реки, имя которой носит моя дочь. Если хотите знать, как меня зовут, то следите за станциями, мимо которых мы будем проезжать. В названии одной из них. В названии одной из них, данной в честь русского казака-землепроходца Хабарова, вы прочтете мое имя и отчество».
Попробуйте, пользуясь данными, которые приведены в рассказе, ответить на следующие вопросы:
1. В каком городе родился рассказчик, и на какой реке этот город расположен?
2. Где он учился (название города и реки)?
3. В какой город он едет.
4. В бассейне какой реки находится этот город?
5. Имя и отчество рассказчика?
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
9 класс
ОТВЕТЫ
Задание 1
В
Задание 2
А
Задание 3
Абхазия
Задание 4
Климат стал бы субтропическим- теплее и влажнее в зимнее время.
Задание 5
1 группа – это городские населенные пункты: город – пгт – мегаполис.
2 группа – это сельские населенные пункты: деревня – село – кишлак – аул – хутор.
Задание 6
Это озеро Байкал.
Расположено оно в двух субъектах Российской Федерации – Республике Бурятия и Иркутской области.
Вытекает из озера река Ангара.
Река, давшая название хребту, называется Баргузин. Хребет – Баргузинский, зверек – баргузинский соболь, северо-восточный ветер – Баргузин.
Залив называется Провал, он находится у устья реки Селенга.
Поселок называется Листвянка.
Задание 7
Это торф.
Проблемы добычи: территории, где добывается торф, часто являются эталонными местами обитания животных, более 88% территории добычи предлагалось вывести из осуществления добычи; часто места добычи не рекультивируются; нарушается баланс природных комплексов (подтопление территорий, нарушение); нарушение водоохранных зон и т.д.
Проблемы использования: несмотря на то, что это ископаемое может использоваться в качестве топлива, его большая ценность может быть найдена в сельскохозяйственном использовании. В данный момент используется не чистый торф в качестве удобрения, а с минеральными добавками, который в таком же виде и экспортируется за границу. Необходимо также поговорить и о более глубокой переработке торфа. Существует множество технологий производства из торфа дрожжей, воска, лекарств, усиливающих иммунитет организма, этилового спирта, щавелевой кислоты и т.д.
Задание 8
Рассказчик родился в Омске (на реке Омь), учился в Томске (река Томь). Едет в город Томмот, находящийся в бассейне реки Лены. Его имя и отчество – Ерофей Павлович.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
8 класс
Задание 1
Какое явление, происшедшее на берегу р.Волги описал летописец:...и Божьим изволением фех ради наших оползла горы сверху, и засыпало в слободе сто пятьдесят дворов и с людьми и со всякой скотиной?
- оползень;
- обвал;
- осыпь;
- сель.
Задание 2
Почему в зоне степей не произрастают леса?
- деревьям не хватает влаги;
- происходят периодические засухи;
- почвы подвержены засолению;
- деревья не могут прорасти
Задание 3
Наибольшую абсолютную высоту имеет:
- крайняя северная точка России;
- крайняя южная;
- крайняя западная;
- крайняя восточная
Задание 4
«Птичьи базары» - миллионные стаи птиц – распространены на западных берегах острова Новая Земля, но их почти нет на восточных берегах острова. Чем это объяснить?
Задание 5
Из Москвы вылетел самолет. Он пролетел 1000 км на юг, затем 1000 км – на восток, потом 1000 км на север, потом 1000 км на запад. Вернется ли он в Москву? Ответ объясните.
Задание 6
Небольшое по площади озеро Сямго, расположенное в Архангельской области, представляет интерес как один из периодически «исчезающих» водоемов. Один раз на протяжении 3-4 лет, обычно зимой, вода из озера уходит. За несколько часов котловина озера остается без воды и ее выстилает осевший на дно лед. Спустя две-три недели котловина заполняется той же водой. Чем можно объяснить исчезновение воды в озере?
Задание 7
В городах Астрахань, Волгоград, Кострома, Нижний Новгород, Новгород и Тверь решили построить телебашни. В каком из городов шпиль телебашни будет находиться выше всего над уровнем моря, а в каком - ниже при одинаковой высоте металлической конструкции?
Задание 8
Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России; возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. Назовите: а) имя этого человека; б) объекты на карте России, названные его именем.
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
8 класс
ОТВЕТЫ
Задание 1
№ 1
Задание 2
№ 1, 4
Задание 3
№2
Задание 4
Западные берега Новой Земли обращены в сторону теплого Северного Атлантического течения, заходящего в Баренцево море. Здесь птицы находят много пищи.
Восточные берега Новой Земли обращены к холодному Карскому морю, в котором птицы не могут найти достаточно пищи.
Задание 5
Нет, не вернётся
Если длина дуги в 1º на всех меридианах одинакова, то на параллелях она отличается. Чем ближе к полюсу, тем длина дуги меньше. Учитывая это, можно утверждать, что самолёт не вернётся в Москву.
Задание 6
Причина периодического исчезновения озера Сямго – существование крупных подземных пустот в известняковых породах и трещинно-карстовых подземных горизонтов и отсутствие прямой связи озера с современной речной сетью.
Наличие карстовых пустот,
Озеро не связано с речной сетью
Задание 7
Тверь - выше
Кострома, Н.Новгород, Волгоград, Новгород
Астрахань - ниже
Задание 8
В. Беринг
Объекты: Берингов пролив, Берингово море, Командорские острова – по 0,5 балла
Предварительный просмотр:
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
7 класс
Задание 1
Исследователь намерен измерить высоту горы. Он располагает следующими приборами:
1. гигрометр
2. нивелир
3. термометр
4. барометр
5. анемометр
Каким (какими) из этих приборов это можно сделать? Ответ поясните.
Задание 2
Расстояние от Москвы до Лондона составляет около 2500 км. Чему будет равно это расстояние на карте масштаба 1: 25 000 000.
Задание 3
Есть ли на земном шаре точки, для которых достаточно указать:
а) только географическую широту?
б) только географическую долготу?
Если есть, то как они называются?
Задание 4
Укажите для каждого растения район, который является его родиной.
а). Растения: финиковая пальма, фикус, лавр, алоэ.
Районы: предгорья Тибета, юг Африки, побережье Средиземного моря, север Африки.
б). Растения: папирус комнатный, кактус, герань, лимон.
Районы земного шара: Восточная Азия, юго-запад Северной Америки, остров Мадагаскар, юг Африки.
Задание 5
Составьте пары правильных ответов «прибор- единица измерения», которой характеризуется измеряемая прибором величина. Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, флюгер, эхолот. Единицы измерения: балл, метр, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент. Опишите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?
Задание 6
Напишите, какими способами на топографической карте можно показать отрицательные формы рельефа (овраг, обрыв и т.д.). Изобразите, используя условные знаки, холм, абсолютной высотой 322 метра. Подошва холма располагается на высоте 140 метров, северный склон более пологий, чем южный, горизонтали проведены через каждые 25 метров. Северный склон прорезает овраг.
Задание 7
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11022 м и окажусь ближе к центру земли».
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру земли».
Бурильщик «Я пробурю скважину на глубину 14 км и буду ближе всех к центру Земли».
Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км.
Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.
Задание 8
Туристическая фирма, рекламирующая отдых в Тайланде, предлагает перенестись «из Московской зимы в тропическое лето». В чем ошибка этой рекламы? В какое время года вы рекомендовали бы своим друзьям совершить эту поездку и почему?
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
7 класс
ОТВЕТЫ
Задание 1
Нивелир, термометр, барометр.
Нивелиром измеряют высоту объекта.
Термометром измеряется температура воздуха у подножия и на вершине. Высчитав разницу и зная, что при подъёме температура понижается на каждый километр на 6º, можно рассчитать высоту горы.
Барометром определяется атмосферное давление у подножия и на вершине. Высчитав разницу и зная, что при подъёме давление понижается на 1 мм рт. ст. на каждые 10,5 метров, также высчитывается высота горы.
Задание 2
10 см
Задание 3
а) северный и южный полюс,
б) на экваторе
Задание 4
4.а. финиковая пальма — север Африки
фикус — предгорья Тибеталавр — побережье Средиземного моря
алоэ — юг Африки
4.б. папирус комнатный — Мадагаскар
кактус — юго-запад Северной Америки
герань — юг Африки
лимон — Восточная Азия
Задание 5
Барометр - мм рт.ст.
Гигрометр - %
Осадкомер - мм
Эхолот - метр
Флюгер — ветер
Задание 6
Горизонтали, бергштрихи
Задание 7
Ближе всех – полярник (6357 км – полярный радиус); затем – бурильщик (6375 ( средний радиус)-14=6361км.); пингвин (6357+3+4=6364км);аквалангист (6378( экваториальный радиус) -11=6367км.
Задание 8
В Тайланде тоже зима. Ехать лучше зимой, когда нет периода дождей.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
6 класс
Задание 1
Выберите единственно верное утверждение:
1. В состав Солнечной системы входят несколько звезд, большие и малые планеты, кометы и другие космические тела.
2. Впервые шарообразность Земли была установлена в эпоху Великих географических открытий (после первого кругосветного плавания Ф. Магеллана)
3. Земной диаметр составляет 40 тысяч километров.
4. Смена времен года на Земле объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси к плоскости орбиты.
5. Главная причина приливов и отливов – притяжение вод Мирового Океана Солнцем.
Задание 2
Определите, какой вклад в накопление географических знаний внес каждый из перечисленных ученых, исследователей, путешественников:
1. Х. Колумб; 2. Ф. Магеллан; 3. Васко да Гама; 4. Р. Амундсен; 5. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев; 6. Эратосфен.
а) Измерил Размеры Земли по меридиану (Измерил длину окружности земного шара) -…
б) Первым прошел морским путем в Индию - …
в) Совершил первое кругосветное плавание - …
г) Первым достиг южного полюса - …
д) Открыл Америку - …
е) Открыл Антарктиду - …
Задание 3
Из начальных этапов эпохи Великих открытий ведущая роль принадлежала
1. Италии и Голландии
2. Англии и Испании
3. Голландии и Англии
4. Испании и Португалии
Задание 4
Можете ли вы назвать четыре «цветных» моря и хотя бы одну «цветную» реку?
Задание 5.
Восстановите из перечисленных слов правильную последовательность событий: (ответ запишите цифрами через запятую)
1. выпадение осадков
2. испарение
3. солнечные лучи
4. прогревание земной поверхности
5. образование облаков
Задание 6.
Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года при этом не происходит? Свой ответ обоснуйте.
Задание 7.
Ребята-финны из небольшого поселка, расположенного вблизи северного полярного круга, захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими с ними на одной параллели. Они отправили письма в Россию, Канаду, Швецию. В какие страны ребята забыли написать? Какими видами транспорта туда можно доставить письмо?
Задание 8.
Какие неблагоприятные и опасные природные явления следует учесть при строительстве жилых зданий и промышленных сооружений на Японских островах?
Олимпиада по географии - 2014
Школьный тур
6 класс
ОТВЕТЫ
Задание 1
№4
Задание 2
1д 2в 3б 4г 5е 6а
Задание 3
№ 4
Задание 4
Моря: Белое, Красное, Желтое, Черное. Река: Оранжевая.
Задание 5
3, 4, 2, 5, 1
Задание 6
На экваторе, на полюсах
Задание 7
США, Норвегия, Исландия.
Самолет, воздушный шар, морской, Норвегия - сухопутный
Задание 8
Землетрясения, вулканизм, цунами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный тур олимпиады по географии
Задания школьного тура олимпиады по географии, включая региональный компонент...
Школьный тур олимпиады по географии
Дорогие ребята!Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете.Отвечая на вопросы и выпол...
Олимпиады по географии
Олимпиады по географии для 6-9-х классов....
Особенности современной подготовки к школьным олимпиадам по географии.
Раскрываются основные направления в методики подготовки учащихся школы к олимпиадам по географии. Из опыта работы в МОУ "СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области"....
Школьный тур олимпиады по географии, 8 класс.
Задания для проведения школьного тура олимпиады по географии в 8 классе....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".
Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....
08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.
На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...