Школьный тур олимпиады по географии
олимпиадные задания по географии (8,9,10,11 класс) по теме
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки,
но и развития географического мышления, представлений о нашей планете.
Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите,
так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала,
но и общей географической эрудиции.
Желаем успеха !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiady_po_geografii.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия ________________
Имя_____________________
Школа___________________
Класс____________________
ЗАДАНИЯ
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Московская область 2009/2010 уч.год
8 КЛАСС
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.
Удачи Вам в работе!
Задание 1.
Найди «лишнее» слово:
А) область древней складчатости, платформа, область молодой складчатости;
Б) горы, платформы, равнины;
В) высокие горы, область новой складчатости, средневысотные горы.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Как распределяются пояса атмосферного давления по земному шару. Отражается ли количество солнечного тепла, получаемого территорией, на величине атмосферного давления.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Объясните, почему Австралию называют самым « сухим» материком, а Южную Америку самым «мокрым»?______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Глубина Марианской впадины - 11022 м, какую температуру будет иметь вода на дне этой впадины, если на её поверхности температура + 26 градусов?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Дайте определение понятий: Изогипсы_________________________________________________________________________
Изобары___________________________________________________________________________
Изотермы__________________________________________________________________________
Задание 8. На какой параллели 22 декабря наблюдается полярная ночь: 1) 80с.ш. 2) 45 с.ш. 3) 45 ю.ш. 4) 80 ю.ш.
Задание 9.
Установите соответствие:
ТЕРРИТОРИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
1)Антарктида а) Ф. Магелланн и Марко Поло
2) Алеутские острова б) В. Беринг и А. Чириков
3)Центральная Азия в) Р.Амундсен Р. Скотт
г) П.П. Семенов – Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам:
1 1 | 2 | 3 |
Задание 10.
Масштаб «В одном сантиметре 300 км» переведите в численный
Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 12.
___________________________________________________________________________________
Задание 13.
Блиц – опрос «Самый - самый»:
1) Самая высокая точка Земли. На каком материке находится_______________________________
2) Самая низкая точка Земли. На каком материке находится________________________________
3)Самый высокий водопад мира. На каком материке находится_____________________________
4) Самый высокий вулкан. На каком материке находится___________________________________
Задание 15.
Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 8 класс
Рекомендации по оценке заданий по географии.
Уважаемые коллеги!
Содержание заданий для школьного тура ориентировано, в основном, на программный материал (80%).Однако, цель олимпиады не только проверка уровня подготовки учащихся по предмету, но и выявление наиболее одаренных, эрудированных школьников. Поэтому, помимо заданий базисного уровня, предлагаются задания повышенной сложности, выходящие за рамки программного материала(20 %).
Авторский коллектив по разработке заданий школьного тура предлагает Вам определенные критерии оценки результатов олимпиадных заданий. Максимальный балл – 50.
Ответы на задания
№ | Ответ | Количество баллов за правильный ответ |
1. | А) платформа; Б) платформа; В) область новой складчатости | Каждый правильный ответ - 1 балл |
2. | Платформа – это устойчивый участок земной коры, не испытывающий резких вертикальных движений. Горные породы, слагающие осадочный чехол, располагаются горизонтальными пластами. Это, как правило, осадочные породы. Этими факторами и объясняется то, что платформы выражены в рельефе равнинами. | Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов) |
3. | Экватор, умеренные широты – низкое давление; полюса и тропические широты – высокое давление. Количество солнечного тепла, которое получает территория, напрямую отражается на величине давления отчасти. Температурными условиями определяется возникновение поясов пониженного давления у экватора и повышенного – у полюсов. Образование поясов низкого давления в умеренных широтах и высокого давления в тропических с количеством солнечного тепла, получаемой территорией (температурой) напрямую не связано, а объясняется динамическими причинами. | Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов) |
4. | Температура воздуха зависит не только от количества тепла, которое получает территория, но и на какую поверхность поступает тепло: на сушу и в океан. Большое значение играет характер подстилающей поверхности. Это нарушает широтный ход изотерм. | Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов) |
5. | Жизнь на Земле зародилась в океане. Тем не менее, в настоящее время масса живого вещества континентов в несколько сот раз превышают биомассу океана. При этом в пределах суши растения резко преобладают над животными. В океане картина обратная: около 90% его биомассы приходится на животных. | 1балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4 балла) |
6. | На большой глубине температура воды перестает изменяться и становится постоянной, поэтому температура на дне Марианской впадины не связана с температурой поверхностной воды и составляет + 2-3 градуса по Цельсию. | 1 балл 1 балл 1 балл |
7. | Широтная зональность: Смена компонентов природы в направлении от экватора к полюсам Проявляется на равнинах Высотная поясность: Смена природных компонентов в направлении от подножия горы к вершине Проявляется в горах | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла) |
8. | 4. | 1 балл |
9. | ВБГ | Каждое правильно установленное соответствие 1 балл (максимально – 3балла) |
10. | 1: 5 000000 | 1 балл |
11. | Названные пустыни делятся на две группы: тропические внутриконтинентальные и субтропические прибрежные, К первой группе относятся Сахара, Руб-эль-Хали, Калахари, ко второй – Атакама, Намиб, Калифорнийская. | 1 балл 1балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла) |
12. | На рисунке должны быть отмечены: материковая отмель, острова, океанический желоб, подводные горы, материковый склон. | За каждый правильно отмеченный элемент – 1 балл. (максимально – 5баллов) |
13. | 1.г.Джомолугма (Эверест) – 8848м – Евразия 2.Побережье Мертвого моря - 392 м ниже уровня моря – Евразия 3.Водопад Анхель – Южная Америка, Венесуэлла 4. Вулкан Льюльяйльяко – Южная Америка, Аргентина – 6723 м. | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла) |
14. | г. Эльбрус | 1 балл |
15. | Поскольку судно пересекает линию перемены дат в направлении с запада на восток, то «приобретаются» новые сутки и путешествие закончится не 19 мая, а 18 мая. | 1 балл 1 балл |
Фамилия ________________
Имя_____________________
Школа___________________
Класс____________________
ЗАДАНИЯ
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Московская область 2009/2010 уч.год
9 КЛАСС
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.
Удачи Вам в работе!
Задание 1.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Задание 3. На сибирских реках паводки бывают весной – во время таяния снега
и выпадения весенних осадков. На Амуре половодье случается летом. Почему?
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Известно, что на восточных склонах Уральских гор осадков выпадает меньше,
чем на западных склонах. Объясните причину этого явления.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Объясните причину понижения температур в морях Северного Ледовитого океана
с запада на восток, от Баренцева моря до Чукотского моря.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Ниже приведен перечень горных стран, различающихся по геологическому возрасту: Алтай, Западный Саян, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет Камчатки. Расставьте их от самых молодых к самым древним.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Эта территория входит в состав Российской Федерации.
Что это за территория?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Дайте определение понятиям:
«Транспортно-географическое положение» - это________________________________________
___________________________________________________________________________________
«Эколого-географическое положение» - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
Дайте определение понятиям:
«Трудоемкость» - это____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Наукоемкость» - это________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Перечислите факторы, влияющие на размещение машиностроительного производства.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Задание 12.
Перечислите отрасли хозяйства, которые входят в топливно-энергетический комплекс.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13.
Ответ:_____________________________________________________________________________
Задание 14.
Отметьте верные суждения:
1) Большая часть электроэнергии вырабатывается в России на ГЭС.
2)Самый крупный потребитель электроэнергии в хозяйстве – промышленность.
3) АЭС – наиболее чистые станции.
4) разработка нефтяных месторождений приурочена к местам расположения потребителей.
5) на себестоимость угля главным образом влияют способ добычи, мощность пластов и близость к источникам потребления.
6)ТЭС располагаются как вблизи источников топлива, так и в местах наибольшего потребления.
Задание 15.
Чем отличаются ГЭС от ГРЭС? Назовите одну из самых мощных ГРЭС России.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 9 класс
Рекомендации по оценке заданий по географии.
Уважаемые коллеги!
Содержание заданий для школьного тура ориентировано, в основном, на программный материал (80%).Однако, цель олимпиады не только проверка уровня подготовки учащихся по предмету, но и выявление наиболее одаренных, эрудированных школьников. Поэтому, помимо заданий базисного уровня, предлагаются задания повышенной сложности, выходящие за рамки программного материала(20 %).
Авторский коллектив по разработке заданий школьного тура предлагает Вам определенные критерии оценки результатов олимпиадных заданий. Максимальный балл – 50.
Ответы на задания
№ | Ответ | Количество баллов за правильный ответ |
1. | Фундаменты платформ унаследовали складчатое строение бывших эпох складчатости. Например, на Восточно-Европейской равнине это байкальская складчатость, на Западносибирской – каледонская и герцинская. | 1 балл Примеры складчатостей в пределах равнин – по 1 баллу Максимально – 3 балла |
2. | 1, 3, 6 – прямая радиация; 2, 4, 5 – рассеянная радиация. Обусловлено это характером действующих воздушных масс. | 3 балла 3 балла 1 балл Максимально – 7 баллов |
3. | Это связано с летними муссонными дождями | 1 балл |
4. | Это связано с тем, что при западном переносе воздушные массы влажные (содержат влагу), воздух поднимается по западным склонам, конденсируется, и выпадают осадки. При перевале воздуха на восточные склоны он опускается вниз. Происходит диабатическое расширение и воздух удаляется от насыщения (происходит трансформация воздушных масс) и поэтому осадков выпадает меньше, чем на западных склонах. | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл Максимально – 4 балла |
5. | Сказывается влияние Северо-Атлантического течения, которое повышает температуру в водах Баренцева моря. Распределение температур января при движении с запада на восток определяется в первую очередь циркуляцией атмосферы. | 1 балл 1 балл |
6. | 1)Западный Саян; 2)Алтай; 3)Сихотэ-Алинь; 4) Кавказ; 5) Срединный хребет Камчатки. | 2 балла |
7. | Калининградская область | 1 балл |
8. | Геополитическое положение позволяет оценить место страны на политической карте, её отношения с различными государствами. Экономико-географическое положение страны позволяет оценить положение страны по экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики. | 1 балл 1 балл |
9. | Трудовые ресурсы – это население, способное работать в народном хозяйстве страны. Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и её предложения (со стороны трудоспособного населения) | 1 балл 1 балл |
10. | Специализация, кооперирование, наукоёмкость, трудоёмкость, транспортный, потребительский, сырьевой, экологический. | Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 8 баллов |
11. | Предприятия черной металлургии ориентируются на добычу железной руды, марганцевой руды, коксующегося угля. Затем происходит обогащение железной руды на обогатительных (агломерационных) фабриках. В доменных печах происходит выплавка чугуна, который поступает в сталеплавильный цех для выплавки стали. Она поступает в прокатный цех. Продукция этого цеха - трубы, листы, проволока. Предприятия передельной металлургии в качестве сырья используют металлолом. Сущность бездоменного способа получения железа – производство железа методом прямого восстановления (из железорудных окатышей в электропечах). | Каждые выделенные два элемента – 1 балл. Максимально 10 баллов |
12. | 1) лесозаготовительная отрасль; 2) деревообрабатывающая отрасль; 3)целлюлозно-бумажная отрасль. | 1 балл 1 балл 1 балл |
13. | Мех, лен, лес, пенька | Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 4 балла |
14. | 2,3,6. | Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 3 балла |
15. | ГЭС – гидроэлектростанция – использует энергию падающей воды, обслуживающий персонал невелик, себестоимость электроэнергии минимальна. ГРЭС – государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию. Рефтинская (3800 мВт). | 1 балл 1 балл 1 балл Максимально – 3 балла |
Фамилия ________________
Имя_____________________
Школа___________________
Класс____________________
ЗАДАНИЯ
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Московская область 2009/2010 уч.год
10 - 11 КЛАСС
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.
Удачи Вам в работе!
Задание 1.
Задание 2.
Установите соответствие:
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 1 | 2 | 3 |
Задание 3.
На какой из перечисленных территорий самое прохладное лето?
1)Республика Калмыкия; 3)Республика Карелия;
2) Астраханская область; 4)Краснодарский край.
Ответ:_________________________________________________
Задание 4. Установите соответствие:
НАРОД ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ
1)хакасы А) алтайская; Ответ:1)___2)____3)____
2)манси Б) индоевропейская;
3)ингуши В) уральско-юкагирская;
Г) северокавказская.
Задание 5. Почему смертность в расчете на тысячу жителей в Тюменской области значительно ниже, чем в Ивановской области?
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Какие три из перечисленных городов являются центрами цветной металлургии:
1)Череповец; 4)Братск;
2)Красноярск; 5)Норильск;
3)Липецк; 6)Нижний Тагил.
Ответ:______________________________________________________________
Задание 7. Какие три из перечисленных городов являются крупными центрами химической промышленности:
1) Астрахань; 4)Тольятти; Ответ:______________________________
2) Березняки; 5)Владивосток;
3)Петрозаводск; 6)Череповец.
Задание 8. Из-за высоких таможенных пошлин иностранным автомобильным корпорациям выгоднее организовывать сборку автомобилей в России, чем ввозить в страну готовые. Многие автосборочные предприятия немецких и корейских фирм разместились в Калининградской области. Какие факторы, кроме наличия в области свободной экономической зоны, способствовали их размещению в ней. Укажите не менее двух причин.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9. Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Определите регион России:
Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 11. Отметьте три верных суждения:
1) В Эстонии, единственной из стран Прибалтики, имеются топливные ресурсы.
2)В целях сохранения природной среды в республике Беларусь созданы три заповедника и природный национальный парк.
3)Основу экономики Молдовы по-прежнему составляет нефтеперерабатывающая промышленность.
4)Латвия – парламентская республика, высший законодательный орган – Великий Государственный Хурал.
5)Старейшая отрасль Армении – цветная металлургия на собственной сырьевой базе.
Задание 12. На территории, каких государств расположены перечисленные высочайшие вершины материков и частей света?
1)г. Монблан 4)г. Мак-Кинли
2)г. Джомолунгма 5) г. Аконкагуа
3)г. Килиманджаро 6)г. Косцюшко.
Задание 13.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.
Задание 15.
Назовите нетрадиционные источники энергии.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 10 -11 класс
Рекомендации по оценке заданий по географии.
Уважаемые коллеги!
Содержание заданий для школьного тура ориентировано, в основном, на программный материал (80%).Однако, цель олимпиады не только проверка уровня подготовки учащихся по предмету, но и выявление наиболее одаренных, эрудированных школьников. Поэтому, помимо заданий базисного уровня, предлагаются задания повышенной сложности, выходящие за рамки программного материала(20 %).
Авторский коллектив по разработке заданий школьного тура предлагает Вам определенные критерии оценки результатов олимпиадных заданий. Максимальный балл – 45.
Ответы на задания
№ | Ответ | Количество баллов за правильный ответ |
1. | 3 | 1 балл |
2. | ВБА | Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 3 балла |
3. | 3 | 1 балл |
4. | А В Г | Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 3 балла |
5. | В Тюменской области ниже доля лиц пожилого возраста и выше рождаемость, чем в Ивановской. При этом в Тюменской области наблюдается миграционный приток молодого населения, а в Ивановской отток. | 1 балл 1 балл |
6. | 2, 4, 5 | Каждый правильный ответ - 1 балл. |
7. | 2,4,6 | Каждый правильный ответ - 1 балл. |
8. | Первый фактор – выгодное ЭГП (крупный порт). Второй – наличие в Калининградской области квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. | 1 балл 1 балл |
9. | Оборудование для добывающей промышленности является металлоёмким, его неудобно и дорого перевозить на значительные расстояния, поэтому его производство размещается рядом с потребителями, недалеко от крупных металлургических баз. В Белгородской области расположен крупнейший в стране горно-обогатительный комбинат – ведущий добычу руд КМА. Недалеко (Липецкая область) находятся крупные металлургические базы. | 1 балл 1 балл 1 балл |
10. | Омская область | 1 балл |
11. | 1,2,5 | 3 балла |
12. | 1)Франция и Италия; 2) Китай и Непал; 3)Танзания; 4)США; 5)Аргентина; 6)Австралия. | По 1 баллу Максимально – 6 баллов |
13. | Был создан запас воды на сезон засух. Водохранилище дало возможность рационально использовать воду для орошения. С прекращением разливов прекратилось поступление на пойму плодородного ила, поэтому возникла необходимость искусственного удобрения почв. | 1 балл 1 балл 1 балл |
14. | На экваторе в конце января высота Солнца над горизонтом меньше, угол падения солнечных лучей меньше и, следовательно, продолжительность светового дня меньше. На экваторе прозрачность воздуха ниже, т.к. воздух содержит больше водяного пара. Большее количество радиации поглощается атмосферой. На экваторе больше облачность. | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл |
15. | Энергия Солнца; ветра; приливов и отливов; морских волн; термоядерная энергия; земных недр (геотермальные источники и горячий пар); энергия водорода. | Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 7 баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный тур олимпиады по географии
Задания школьного тура олимпиады по географии, включая региональный компонент...
Школьный тур олимпиады по географии, 8 класс.
Задания для проведения школьного тура олимпиады по географии в 8 классе....
Задания школьного тура олимпиады по географии 6-11 класс.
В материале представлены задания школьного тура олимпиад по географии для 6-11 класса. Задания "собраны" из различных источников. Вопросы подобраны таким образом, чтобы не только проверить теоретическ...
Школьный тур олимпиады по географии, 6 класс
Задания для школьного туоа олимпиады, 6 класс...
Школьный тур олимпиады по географии 10 класс
Представлены вопросы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии. Работа состоит из двух туров: первый представлен тестовыми заданиями,а второй содержит несколько вопросов на рассуж...
Материал для школьного тура олимпиады по географии
Материал для школьного тура олимпиады по географии...
Школьный тур олимпиады по географии 9 класс.
Задания и ответы школьного тура олимпиады по географии в 9 классах общеобразовательной школы....