Психологический коммуникативный тренинг для подростков (8-10 лет)
план-конспект
В последнее время количество подростков, имеющих сложности в адаптации, связанных с неумением устанавливать взаимоотношения с другими людьми имеет тенденцию к увеличению. Это вызывает необходимость в разработке дополнительных форм работы с выявленной проблемой. Настоящий тренинг предназначен для развития таких коммуникативных навыков как:
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- говорить самому.
Основная цель данного тренинга: расширение социального опыта подростков на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, проигрывания моделирующих ситуаций. Помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологический коммуникативный тренинг для подростков | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический коммуникативный тренинг для подростков (8-10 лет)
Цель тренинга :
В процессе тренингового занятия с использованием интерактивных игр сформировать у подростков коммуникативные навыки, заложить основы командного взаимодействия, снизить эмоциональное напряжение, развить навыки самопрезентации.
Задачи тренинга:
1. Научить: распознавать чувства и настроения других; выстраивать партнерские отношения с одноклассниками; взаимодействовать со сверстниками педагогами; работать в группе; относиться друг к другу доброжелательно и с пониманием.
2. Развивать: коммуникативные способности; навыки эффективного общения; уважение к мнению и позиции партнера по общению; сочувствие; чувство самоуважения.
3. Способствовать формированию: общей психологической культуры; согласованных совместных действий; чувства уверенности в себе; умения управлять негативными эмоциями и проявлениями.
Пояснительная записка.
В последнее время количество подростков, имеющих сложности в адаптации, связанных с неумением устанавливать взаимоотношения с другими людьми имеет тенденцию к увеличению. Это вызывает необходимость в разработке дополнительных форм работы с выявленной проблемой. Настоящий тренинг предназначен для развития таких коммуникативных навыков как:
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- говорить самому.
Основная цель данного тренинга: расширение социального опыта подростков на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, проигрывания моделирующих ситуаций. Помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации.
Критерии оценки эффективности тренинга:
-формирование установок на позитивное отношение и потребность к командным видам деятельности;
-оценка тренинга как процесса,
- повышение уровня осведомленности по заданным темам.
Для оценки эффективности тренинга необходимо выявить:
-эмоциональное состояние участников в начале и в конце тренинга;
-привлекательность для аудитории предложенных игр и упражнений в конце каждого занятия;
-динамику изменения отношения каждого к каждому из участников;
-статусные изменения каждого подростка в коллективе;
-формирование позитивного отношения к школе.
Эффективность тренинга определяется с помощью:
- неструктурированного наблюдения за поведением школьников во время проведения тренинга (отслеживая и фиксируя изменения в поведении на занятиях) и после его завершения,
- по оценке обучающихся (в конце каждого второго занятия),
- по оценке педагогов и родителей, привлекая их в качестве экспертов,
- по повторной диагностике адаптированности к школе.
1. Игра «Приветствие»
Цель: эмоциональный настрой на занятие, расслабление.
Подростки получают инструкцию от психолога в свободном порядке поприветствовать друг друга не используя слов.
Затем ведущий предлагает всем взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем – здравствуйте!».
2. Игра «Хлопки».
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
— на улице хорошая погода,
— я рад, что наконец-то каникулы,
— я пришел сюда, потому что сказали прийти,
— я ничего не понял, что мы тут будем делать,
— у меня хорошее настроение,
— я готов к работе в нашей группе.
3.Творческая работа «Моя визитка»
Цель: Развитие осознанного отношения к своей личности.
С помощью цветной бумаги, фломастеров, маркеров участники изготавливают визитки, отражающие их индивидуальность.
Затем психолог предлагает разместить все визитки так, чтобы их было видно всем, и была возможность догадаться, кому принадлежит та или иная визитка.
4.Игра «Иголочка и ниточка»
Цель: Активизация совместной деятельности, работа в группе.
Один участник берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные - «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу ведущего «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз, меняя ведущего.
5.Игра «Перевоплощения»
Цель: Снятие мышечного напряжения.
Ведущий предлагает участникам перевоплотиться в образы, которые он будет называть, и как можно более точно передать их состояние. (Например: «грустная рваная книга», «новая веселая кукла», «удивленная бабушка», «сердитый дворник», «ленивый кот», «радостный ребенок»).
6.Игра «Комплименты»
Цель: Способствовать установлению в группе уважительного климата.
Инструкция: Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «добрый», «приветливый», «внимательный». Можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой интересно».
Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и добрый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все участники группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?
7. Игра «Посылай хорошие чувства»
Цель: Развивать доброжелательное отношение к другим.
Инструкция: Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или рассерженные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение?
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...
Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...
А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три..
Анализ упражнения:
— Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?
— Кому ты посылал особенно много света?
— Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из участников?
— Что в этой игре было самым трудным для тебя?
Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых подростков. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален.
Рефлесия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....
Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"
Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...
Планы коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга коммуникативной компетентности для подростков
Общение - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. При этом многие подростки не владеют элементарными навыками продуктивного общения. Особенно это заметно при общении одноклассников разного п...
Конспект психологического тренинга для подростков 7-9 классов тема: «ДРУЖБА»
Цель: Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе.Задачи:1. Развитие навыков социальной перцепции;2. Развитие уверенности в с...
Статья "Роль обратной связи в психологическом тренинге для подростков: программа «Тренинг общения»"
Аннотация:В данной статье рассматривается важность обратной связи в рамках программы дополнительного образования «Тренинг общения» для подростков от 13 до 16 лет. Обратная связь играет клю...