«Подготовка учащихся с ОВЗ к олимпиаде по русскому языку»
статья (7 класс)

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа – интернат № 4 г. о. Самара

Сообщение

Тема: «Подготовка учащихся с ОВЗ к олимпиаде по русскому языку»

Подготовила педагог: Л. А. Алексевнина

Самара, 2022 год.

В нашей стране до недавнего времени доминировала концепция полезности человека для общества, и дети с ограниченными возможностями считались бесперспективными в социальном плане. Сегодня возникает новый взгляд на эту проблему, который связан с поворотом общественного сознания от «культуры полезности» к «культуре достоинства». 

         «В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки…» (Ю.Н. Баусов, С.Л.Рубинштейн, Н.Н. Школьникова).

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в отсутствии опыта. Ребёнок с ОВЗ может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем.  Обнаружить свои дарования и таланты может помочь вовлечение обучающихся в конкурсы различного уровня, олимпиады, конференции. Очень важно дать возможность ребенку прочувствовать ситуацию успеха, оценить свои силы.

Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника.

Как отмечал И. Павлов, что в педагогике, как и в лечении, главное – постепенность и тренировка. Постепенно, последовательно, от самого простого к сложному, абстрактному до выработки прочного навыка - такова логика построения урока закрепления знаний.

Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников, несмотря на ограниченные возможности здоровья, на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.  Дети с ОВЗ также должны обязательно участвовать в олимпиадах, так как участие  в олимпиадах различных уровней имеет целый ряд привлекательных моментов:

- дает возможность детям с ОВЗ и их учителям защищать честь своей школы;

- создает ситуацию успеха;

- поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или победителя.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся с ОВЗ к жизни в современных условиях.

В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Целями олимпиады по русскому языку являются:

- стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

- оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;

- активизация творческих способностей учащихся;

- популяризация русского языка и литературы как науки и школьного предмета.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку — дело не одного дня. Работу с учениками с ОВЗ необходимо начинать еще в начальной школе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся. На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной. Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем. Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.

При подготовке учащихся с ОВЗ к олимпиаде по русскому языку необходимо использовать различные современные приемы и методы. Задания олимпиады нужно  формировать  на основе материалов методической литературы и интернет-ресурсов, подбирать с учетом принципа доступности обучения, что предполагает наличие  заданий различной степени сложности. Необходимо исходить из того, что ситуацию успеха должен испытывать каждый ребенок, получая при выполнении заданий удовольствие.        

Неотъемлемой частью при подготовке детей с ОВЗ к олимпиаде является оказание психологической поддержки обучающемуся. Поддерживать ребенка с ограниченными возможностями здоровья - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо". Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. Итак, чтобы поддержать ребенка с ОВЗ необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ученика, проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

Одно из важных стремлений является создание атмосферы праздника во время весьма ответственной для ребят работы. Поэтому большое значение нужно предавать оформлению листа с заданиями, возлагая на него несколько функций. Лист должен быть красивым, с ним должно быть приятно работать; его оформление должно привлекать внимание к задаче, заинтересовывать ученика в ее решении, уменьшать объем рутины, акцентируя творческую, созидательную работу.

Кроме того, можно использовать специально разработанную памятку  для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку:

1.чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.

2.изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.

3.повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.

4.воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.

5.воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.

6.научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.

Олимпиады для детей с ОВЗ позволяют усилить еще больший интерес учеников к предмету, активизировать творческий потенциал школьников и педагогов. Такая нестандартная форма интеллектуального соревнования учащихся с ОВЗ позволяет выявить не только определенные знания детей, но и умения применять их в современных реалиях жизни.

Список использованной литературы

Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения : книга для учителя : из опыта работы / С. Н. Лысенкова. — Москва: Просвещение, 1988. — 192 с. : ил. — (Творческая лаборатория учителя)

Ник Вуйчич. Жизнь без границ. Издательство Эксмо, 2015 г.

Е.И.Чирва. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе. 2005 г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Клише сочинения задания "С" при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

  Материал представляет собой клише сочинения "С", используя которое можно научить создавать текст собственного сочинения с обязательным выполнением всех критериев , по которым проверяется...

О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...

Тестовые задания для подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по русскому языку

Данный материал представляет фрагмент работы по теме "Словосочетание и предложение"....

Отчет по теме самообразования «Тестирование на уроках русского языка как метод подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку»

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной н...