"Развитие познавательной деятельности обучающихся при применении интерактивных технологий"
статья
В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, его формы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной деятельности обучающихся при применении интерактивных технологий.
Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся является одной из вечных проблем педагогики. Данной теме посвящены многочисленные исследования.
Для развития познавательной деятельности учащихся можно выделить два пути: интенсивный и экстенсивный. Оба они имеют одну и ту же конечную цель, но подходы в её достижении разные.
Экстенсивный путь активизации познавательной деятельности осуществляется через увеличение объема знаний, получаемого учащимися.
Интенсивный путь предполагает изменение структуры учебной программы и интенсификацию обучения. Примером может служить система развивающего обучения «по Д. Б. Эльконину», «по В. В. Давыдову», которая осуществляется в начальной школе. Средняя и старшая школы не имеют таких отработанных программ. И на этих этапах обучения познавательная активность рассматривается как результат внедрения определенных приемов обучения.
Одним из таких приемов являются интерактивные технологии. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся:
- все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом;
- обмениваются информацией;
- совместно решают проблемы;
- моделируют ситуации;
- оценивают действия коллег и свое собственное поведение;
- погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Главным признаком интерактивных методов обучения является наличие обратной связи, объективизирующей продвижение учащегося в образовательном пространстве. Особенности интерактивного взаимодействия:
- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
- совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи;
- согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
- совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние;
- переживание созвучных чувств, сопутствующих преодолению проблемы.
Основными правилами организации интерактивного обучения являются следующие:
1) в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.
С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
2) надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3) обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
4) подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
5) четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
6) отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
В процессе реализации интерактивных методов обучения создается «игровое или коммуникативное» поле. Для осуществления этих действий выделяется специальная территория.
Формы и методы интерактивного обучения:
дискуссионные: дискуссия, разбор ситуаций из практики (кейс-стади), мозговой штурм, метод синектики (главный прием – аналогии);
игровые: имитационные (исследование модели), дидактические и творческие игры, деловые (есть сценарий, в котором осуществляется построение цепочки решения), ролевые (расширение поведенческого репертуара участников за счет проигрывания ролей);
организационно-деятельностные (направлены на поиск решения с привлечением реальных участников процесса) игры;
тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.
В результате использование интерактивных технологий обучения существенно меняет роль педагога, которая состоит в организации взаимодействия обучающихся, создании условий для проявления инициативы, творческого поиска, соблюдения законов сотрудничества, эмоционально окрашенного безопасного общения участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/11/picture-95904.jpg)
Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся
В процессе обучения учащимся необходимо овладевать знаниями и приобретать умения самостоятельного учебного труда . В программах по химии и биологии пред...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-326734-1382772132.jpg)
Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-270264-1372207394.jpg)
«Создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через применение кинезиологических методов»
Из опыта работы педагога-психолога по использованию кинезиологических методов в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида....
Статья "Развитие познавательной деятельности учащихся с применением интерактивных технологий обучения"
В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, е...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1254810-1611476254.jpg)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Внеурочная деятельность является одной из самых главных ступеней к изучению, абсолютно, каждого школьного курса математики. Именно благодаря внеурочной деятельности дети познают учебный предмет со все...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/15/picture-1474010-1684160945.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/04/picture-1530057-1730701179.jpg)
Развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения с использованием информационных технологий
Методические рекомендации...