Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.01.21_pedsovet.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Булыгина НВ
Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).
Мы с вами помним, что подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.
Приемы педагогической технике – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в систему. Их немного, всего пять. Это немного, зато каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов.
- Принцип свободы выбора существует в любом обучающем и управляющем действии, где только возможно предоставить ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Например, дз по литературе в 6 классе: выразительное чтение одного из понравившихся стихотворений на тему «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19т века»
- Принцип открытости. Суть такова – не только давать знания, но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Например, в учебниках литературы есть такие задания…….
- Освоение учениками знаний, умений, навыков должно происходить преимущественно в форме деятельности. В этом проявляется третий принцип – принцип деятельности. Например, на литературе в 9 класса при изучении романа в стихах АС Пушкина «Евгений Онегин» ребята в группах составляли характеристику двух главных герое по определенному плану, вместе, сообща, думая, рассуждая, споря. В конце урока они предоставили результат, защищая свои работы, дополняя друг друга.
- Суть принципа обратной связи заключается в регулярном контроле процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Например, настроение учеников в начале урока или в конце в 5 классе и в начальной школе можно определять при помощи знакомого приема «МОРДАШКИ»: с помощью смайлика дети сигнализируют о своем эмоциональном состоянии. Недавно в 6-м классе я попробовала еще один прием обратной связи «РЕЗЮМЕ»: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме делается раз в неделю или месяц. В начальной школе может использоваться такой прием, как «СВЕТОФОР». Светофор – это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученик показывают одну из сторон, сигнализируя о своей готовности к ответу.
- Принцип деятельности, т.е. максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Например, каждый учитель начинает урок с «настройки»: после нескольких наводящих вопросов, предложений дети должны сами определить, о чем будет идти речь на уроке. Или в конце урока учитель четко, традиционным словом («Спасибо! Урок закончен!») или действием заканчивает урок. Так, например, в 5 в классе я попробовала такой прием завершения урока: заканчивая урок, я выключаю лапу над доской, тем самым показывая, что урок закончился, и никаких слов не надо.
Кроме начала и конца урока есть еще и середина урока, где мы можем использовать традиционную игру-отдых на уроке. Например, игра «Да-нетка»: учитель загадывает слово, а ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно или учитель не хочет давать ответ из-за дидактических соображений, тогда он отказывается от ответа заранее установленным знаком. Такая игра превосходно вписывается в блок уроков 5 и 6 классов «Лексика», когда дети с помощью лексических значений слов расширяют свой словарный запас, т.е. в итоге темы постепенно можно составить небольшой толковый словарь. (стр 65).
Полезным ритуалом педагогического общения является задание «На стол». Когда дети сдают на проверку домашнее задание, проверочную или контрольную работу, то процедура сдачи отрабатывается единожды надолго, и тетради кладутся всегда на определённое место. Так, например, у меня в кабинете заведено, что тетради всегдв сдаются при выходе из кабинет на первый стол третьего ряда. Ученик не засыпают учителя ненужными вопросами, и это их приучает к дисциплинированности.
Чтобы умело дирижировать уроком, существуют свои приёмы. К ним относится такой интересный прием, как «Четкая команда». Все мы в разной степени это делаем на уроке. Например,
- чтобы привлечь внимание ребят, мы произносим слова-команду «Внимание!». Ученики прекращают любую работу и все внимание сосредотачивают на учителе.
- За несколько минут до окончания работы мы произносим «Работа окончена», и ребята сразу же откладывают в сторону ручки. Обмануть при этом нельзя, так как пишущий сразу виден.
- Еще одна интересная команда «Свободная парта». После этих слов освобождается одна из первых парт для определенной формы работы, например, со слабоуспевающими или очень медлительными учениками.
- Если слово заменить, например, звуком маленького колокольчика, которое привлекает внимание детей. Т.е. мы видим такой прием, как «Невербальное управление».
Возможно, это напоминает казарму… Слишком технологично. Но четкая организация и ритм позволяют нормально вести урок. В том числе освободить время для спокойного человеческого общения.
Готовясь к педсовету, я нашла еще один интересный прием «Дай себе помочь», от которого будет обоюдная польза. Например, ребята помогут разработать качественный дидактический материал для себя и последующих классов и, конечно же, все это происходит под руководством учителя.
Этот дидактический материал может пригодиться и на устном, и на письменном опросе. Устный опрос у доски – это традиция. Но толку от него мало: один отвечает, остальные слушают. Если посмотреть на данные многолетних исследований, то можно сделать определенные выводы. ( стр.22) но все-таки опрос у доски имеет смысл, если ученик демонстрирует блестящий ответ, т.е. он будет примером, образцом, к которому нужно стремиться.
Я применяю «Опрос по цепочке» на уроках русского языка, когда один ученик начинает рассказывать правило, я его прерываю жестом в любом месте и передаю право слова другому ученику. И так несколько раз, ока не закончится правило.
С учениками выпуска прошлого года я часто практиковала в среднем звене «Взаимоопрос», где ученик опрашивали друг друга по базовым листам-заготовкам. Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Он непродолжительный: 3-5 минут. Отметки ученик выставляют друг другу по заданным критериям.
Исходя из современных веяний и технологий, хочу попробовать еще один прием устного опроса – «Магнитофонный опрос». На свой гаджет ученик записывает ответ, чтобы он мог не только послушать сам себя со стороны, но и выявить какие-то недостатки в ответе. И это станет отправной точкой в работе над логикой ответа, что пригодится на устном собеседовании при выполнении третьего задания: монологический ответ.
Не секрет, что письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Это традиционные проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще «Выборочный контроль», т.е. проверяются работы учеников выборочно. Например, в 9 классе на уроках русского языка пишут все, а проверяю я несколько работ на свое усмотрение. Но перед работой это нужно обговорить, сосчитать, сколько всего работ, потому что находятся «сообразительные», которые могут и не сдавать, надеясь проскочить на «авось». «Список избранных» каждый раз стоит менять, чтобы оценки были у всех.
Чтобы не списывали друг с друга, хорош прием «Каждому – своя делянка». Это использует большинство из нас, т.е. даем не 1, 2 варианта, а несколько, и задания вперемежку.
Но каждый ученик должен получить оценку. Но оценка – это не отметка. Оцениваем мы не только цифрой, оцениваем и словами, интонацией, жестом и даже мимикой. Главная цель оценивания – стимулировать познание. Человеку нужен успех! Степень успешности определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Нужно не скупиться на хорошие слова в адрес ученика, от этого зависит и эмоциональная сфера урока.
Чтобы повысить интерес к учебному материалу, нужно удивлять («Удивляй»). Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например, взять 11 класс. История – «СССР в 20-30-е годы. Великая Отечественная война». Литература – «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». «…Воланд – какой он? Зло наказывает зло? А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?...» (стр.33)
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает прием «Лови ошибку». Объясняя материл, учитель намеренно допускает ошибку. Но ученик сначала заранее предупреждаются об этом. Иногда в младших классах можно даже подсказывать «опасные моменты». (стр. 35)
«Вопрос к тексту». Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему несколько вопросов. Оговаривается их количество. Эти вопросы расширяющие и развивающие.
Чтобы повторение пройденного на уроке стало активным и развивающим, существуют определенные приемы, как:
- «Своя опора» - ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу
- «Повторяем с контролем» - ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу
- «Повторяем с расширением» - ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу
- «Свои примеры» - ученики подготавливают свои примеры к новому материалу
- «Опрос-итог»-в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока (например, мы спрашиваем: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового узнали на уроке? Чему научились?)
- «Обсуждаем дз» - учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
Если же домашнее задание задавать, то с максимальной пользой! Прием «Три уровня д-з»:
- Обязательный минимум (оно должно быть абсолютно понятно и посильно всем)
- Тренировочный (его выполняют ученики, желающие расширить и углубить свои знания)
- Творческое (оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой)
Творческое дз – это когда «Творчество работает на будущее». За годы работы в школе у меня, как и у любого учителя, накопилось много бесценных пособий, выполненных детьми, это кроссворды, буклеты, визитки литературных героев, книжки-малышки, закладки-подсказки, презентации и многое другое.
Конечно, при организации такого рода занятий возникают определённые трудности организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Еще больший материал на данную тему вы найдете в методическом пособии Анатолия Гина «Приемы педагогической техники»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках"
Стимулирования познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные уроки...
Стимулирование познавательной деятельности учащихся 5 класса при помощи игровых приемов и ситуаций на уроках
Выступление на заседании РМО в марте 2012 года...
Статья - выступление на педсовете "Стимулирование познавательной деятельности учащихся как условие для саморазвития личности"
Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке - важная педагогическая проблема, которой всегда уделяется много внимания. Продуктивная организация познавательной деятельности станов...
"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...
«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной деятельности учащихся, направленной на саморазвитие, самовыражение и самореализацию личности».
публикация в сборник...
Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...
Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».
Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...