Проект «Путешествие по стране хороших манер» во второй младшей группе
проект
Проект «Путешествие по стране хороших манер» во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Путешествие по стране хороших манер» во второй младшей группе
1. Паспорт проекта
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский, практический
Сроки проведения: неделя, 18.07 – 22.07
Количество участников проекта: Воспитатели, воспитанники
Авторы проекта: Будилкова П.Н., Кузнецова К.Ю.
Актуальность
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно - речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А.М. Пешковский, «Там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, очень актуален и эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру.
Проблема
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Наблюдая за общением дошкольников друг с другом, с незнакомыми взрослыми, с родными заметили, что дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить за оказанную услугу, извиниться, сделать комплимент, они испытывают некоторые затруднения. А используемые речевые формулы не отличаются разнообразием. Вспомним, как ведут себя дети в гостях, за столом, в общественных местах? Вроде бы и дома и в детском саду ведутся разговоры о правилах поведения детей, но освоены они детьми не в полной мере.
Также замечено, что взрослый воспитывает и учит ребёнка азам этикета не только тогда, когда разговаривает с ним, а делая это постоянно, в каждый момент его жизни. Нередко воспитатель или родитель требуют от ребёнка вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но сами не умеют ребёнка слушать, забывают поблагодарить его и уж тем более извиниться перед ним.
Поэтому, самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно самому взрослому показывать пример вежливого поведения и вежливой речи.
Гипотеза
Если предположить, что дети начнут учиться хорошим манерам с младшего дошкольного возраста, то к началу обучения в школе эти манеры станут их второй натурой. Или же это долгий процесс, требующий терпения и последовательной работы?
Цель: Дать детям представление об этикете и сформировать навыки культурного поведения детей в общественных местах.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с вежливыми словами, происхождением слов «спасибо», «благодарю».
2. Формировать основы культуры речевого этикета.
3. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
4. Закреплять знания правил поведения в общественных местах.
5. Закреплять знания правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения за столом и в гостях.
Развивающие:
1. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
2. Упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.
3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
4. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и другими окружающими людьми.
Воспитательные:
1. Прививать навыки вежливого поведения.
2. Воспитывать доброту, умение осознавать свои поступки, видеть различия между тем «что такое хорошо» и «что такое плохо».
3. Воспитывать желание говорить вежливо, доброжелательно.
4. Сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
5. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Ожидаемые результаты:
От детей:
Появление интереса к этикету, представления об этикете в процессе реализации проекта.
Умение детей пользоваться навыками культурного поведения.
Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной деятельности.
Проявление доброжелательного отношения друг другу, выражению эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм поведения в социуме.
От педагогов:
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов.
Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Создание информационно-методической базы по данной теме.
Формы работы по реализации проекта:
Работа с детьми:
Познавательные занятия
Беседы
Рассказ
Работа с наглядным материалом
Сюжетно-ролевые игры
Рассматривание иллюстраций
Игры
Игровые ситуации — загадки
Просмотр мультфильмов
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация)
План реализации проекта:
Виды деятельности
Физическое развитие Подвижные игры: «Беги к тому, что назову», «Дождик и солнце», «Зайка серый умывался», «Пузырь».
Игра на развитие дыхания «Надуем мыльный пузырь»
Пальчиковые игры – «Дружные пальчики», «Братья», «Здравствуй», «Пальчики уснули», «Водичка-водичка».
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Поведение за столом», «Поведение в магазине» и т. д.
Просмотр мультфильмов- «Мойдодыр», «Просто так», «Хрюша обижается», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Просмотр презентаций «Правила поведения за столом. Правила поведения для малышей».
Беседы культурно - гигиеническим навыкам: «Доброе утро, расчёска!», «Я учусь одеваться самостоятельно», «Научим Аню – растеряшу убирать вещи».
Дидактические игры: «Назови ласково», «Умывалочка»,, «Хорошо-плохо», «Доскажи словечко», «Вежливая просьба», «Что сначала, что потом».
Речевое развитие
НОД:
«Доброе слово и кошке приятно»
Чтение художественной литературы: «Я мою руки» М. Яснов; «Я сам» Р. Юдина, «Девочка чумазая» А. Барто; «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковский; «В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» «Жадина» Э. Мошковская; этические сказки «Чучело», «Королева - зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.
Заучивание потешек.
Заучивание пословиц и поговорок.
Загадывание загадок о вежливости, о правилах личной гигиены.
Социально-коммуникативное развитие
НОД «Что такое этикет?».
Беседы «Как правильно приветствовать друг друга», «Волшебные слова», «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно вести себя в общественных местах», «Телефонный разговор».
Игровые упражнения – «Моем руки», «Расскажем Незнайке, как правильно кушать», «Покажем зайке, как правильно умываться», «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду».
Дидактические игры – «Доскажи словечко», «Вежливый медвежонок», «Что сначала, что потом», Вежливый ручеёк», «Кто знает больше вежливых слов», Лото «Столовые приборы».
Сюжетно-ролевые игры – «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы отправляемся в гости», «Мы едем в транспорте».
Художественно-эстетическое развитие
НОД Рисование «Подарок для зайчика».
Свободное рисование.
Продукт проекта:
- Картотека конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме, конспектов бесед;
- Картотека подвижных и пальчиковых игр;
- Картотека словесных игр, художественного слова (стихи, загадки);
- Подборка мультфильмов;
Этапы реализации проекта.
I этап – Подготовительный
На данном этапе определяется актуальность проекта, выявляется проблема, для разрешения которой ставится цель и задачи для достижения этой цели проекта.
1. Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта.
2. Разработка проекта «Путешествие в страну хороших манер».
3. Составление перспективного плана проектной деятельности.
4. Подбор стихов, загадок, ребусов, этических задач по этикету.
5. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды.
II этап – Практический
Понедельник:
НОД «Что такое этикет?».
Цель: Познакомить с понятием «этикет»; формировать умение детей находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов; воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать мыслительную деятельность у детей.
Беседы «Разговор по телефону», «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель»
Цель: Способствовать усвоению детьми правил телефонного этикета и формированию у. них культуры телефонного общения. Познакомить детей с правилами речевого поведения при разговоре по. телефону, этикетными ошибками в телефонных разговорах.
С /р игра «Мы отправляемся в гости».
Цель: Привитие детям навыков культурного поведения в гостях, за столом, показать важность соблюдения правил гостевого этикета.
Чтение потешек: «Наша Маша маленькая», «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Вкусная каша».
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, помочь понять содержание потешки. Вызвать желание слушать потешку, проговаривать отдельные слова и словосочетания из текста.
Дидактические игры «Телефонный разговор», «Доскажи словечко», «Вежливый медвежонок», «Что сначала, что потом».
Цель: Объяснить детям значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома, а также правила телефонного разговора.
Чтение произведений: Я мою руки» М. Яснов; «Я сам» Р. Юдина, «Девочка чумазая» А. Барто.
Цель: Дать представление о правилах личной гигиены.
Игровые упражнения – «Моем руки», «Расскажем Незнайке, как правильно кушать», «Покажем зайке, как правильно умываться», «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду».
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, навыки этикета, формировать здоровый образ жизни с помощью дидактической игры.
Вторник:
НОД «Доброе слово и кошке приятно»
Цель: Познакомить со способами общения с людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога. Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Воспитывать потребность в доброжелательном общении, необходимость в общении друг с другом.
Беседа «Кому можно сказать привет, пока». «Зачем говорят «здравствуй».
Цель: Закрепить знания детей о вежливых словах. Напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям. Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки.
Чтение В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» ,«Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковский
Цель: Создавать условия для предпосылок к формированию здорового образа жизни у детей.
Пальчиковая игра: Дружные пальчики», «Братья», «Здравствуй», «Пальчики уснули»
Цель: Формировать умение детей переключать внимание, улучшить координацию и мелкую моторику.
Просмотр мультфильма - «Мойдодыр», «Просто так», «Хрюша обижается».
Цель: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.
Беседы культурно - гигиеническим навыкам: «Доброе утро, расчёска!», «Я учусь одеваться самостоятельно», «Научим Аню – растеряшу убирать вещи».
Цель: Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, за чистотой ногтей, умение самостоятельно чистить зубы.
Игровые упражнения : «Сервировка стола», «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»
Цель: формирование представлений о правилах сервировки стола для приёма пищи; развитие умения сервировать стол, пользоваться столовыми приборами; воспитание культуры приёма пищи.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».
Цель: Знакомить детей с правилами гостеприимства; учить общению со сверстниками; эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими.
Дидактические игры «Назови ласково», «Умывалочка», «Мишка в гостях у детей».
Цель: Добиться закрепления последовательности мытья рук. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, навыки этикета.
Среда:
НОД Аппликация «Весёлый букет».
Цель: Формировать умение детей украшать плоскость листа.
Чтение «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, этические сказки «Чучело», «Королева - зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер.
Цель: Формировать нравственные качества, культурно-гигиенические навыки у детей: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Подвижные игры: «Зайка серый умывался», «Пузырь».
Цель: Формировать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать внимание, координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Просмотр мультфильмов «Что такое хорошо и что такое плохо», «Шуня учит накрывать на стол»
Цель: Закрепить умение отличать плохие поступки от хороших. Формировать умение правильно накрывать на стол; Развивать умение решать проблемные ситуации, не нарушая правила поведения
Беседа «Уроки этикета», «Правила поведения в общественном транспорте».
Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе. Развивать представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей.
Четверг:
НОД «Какие бывают приветствия?»
Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий.
Рассматривание иллюстраций «О правилах этикета».
Цель: Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Чтение «Два жадных медвежонка» венгерская сказка
Цель: Сформировать у детей знание о понятиях: «жадность», «щедрость».Помочь детям дать оценку поступкам медвежат и формировать определенную позицию по отношению к проявлению жадности. Побудить детей задуматься о взаимопомощи и стимулировать желание изменить свое поведение в лучшую сторону.
Пальчиковые игры «В гости», «Дружные пальчики».
Цель: познакомить с пальчиковой гимнастикой и играми, направленными на развитие мелкой моторики.
С/р игра «Мы едем в гости»
Цель: закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умение доброжелательно общаться друг с другом.
Пятница.
НОД Рисование «Подарок для зайчика».
Цель: Расширять представления о празднике «день рождения», о подарках. Развивать доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к животным. Формировать коммуникативные отношения.
Беседа «Разговор по телефону».
Цель: формировать у детей особенности диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.
Подвижные игры: «Беги к тому, что назову», «Дождик и солнце».
Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Просмотр презентаций «Правила поведения за столом», «Правила поведения для малышей».
Цель: Формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи. воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам.
Дидактическая игра: «Кто знает больше вежливых слов».
Цель: Закрепить навыки культурного поведения у детей, понятие вежливость и доброта. Способствовать стремлению детей использовать в речи «волшебные слова». Воспитывать культуру общения, ответные чувства за заботу окружающих; доброжелательное отношение к окружающим.
Чтение З. Александрова «Что взяла, клади на место».
Цель: воспитывать чувство сопереживания, аккуратность, бережное отношение к вещам.
III этап - Заключительный
Итоговое мероприятие «Поищем и найдём волшебные слова»
Цель: Закрепить у детей знания о правила этикета, формах общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилах употребления слов приветствий и благодарности. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими.
Рассматривание и обсуждение с детьми книги «Этикет с малых лет».
Цель: формировать представление об этикете и об его соблюдении у детей с дошкольного возраста. Развивать воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
Оценка результатов.
Благодаря реализации данного проекта, дети стали более раскрепощены, доброжелательны друг к другу, а именно могут самостоятельно просить прощения у того, кого обидели, используют в своей речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т. д). Бережно относятся к игрушкам, а также напоминают друг другу, что нельзя бросать игрушки на пол. Во время реализации проекта дети узнали, как правильно пользоваться салфеткой и применять ее во время еды.
Вывод:
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале проекта, что если детей учить хорошим манерам с младшего дошкольного возраста, то к началу обучения в школе эти манеры станут их второй натурой, подтверждается не полностью, так как хоть они и усвоили правила поведения в общественных местах и основы этикета, периодически приходится им об этом напоминать.
Поэтому считаем, что процесс формирования хороших манер и азов этикета будет длительным, требующим последовательной работы и терпения и настойчивости со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
Литература:
1. Алябьева Е. А. «Дни этикета в детском саду», М. : «Сфера», 2011
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» 2004.
3. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1999.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008
5. Беседы об этикете с детьми Т. А. Шорыгина
6. Этические сказки Т. А. Шорыгина
7. Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.
8. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю. Г. - М. : Синтез, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг «Путешествие в сказочный лес» (во второй младшей группе).
Цель: развивать интерес к двигательной деятельности.Задачи: удовлетворять потребность в движении.Закреплять ОВД:бег «змейкой»,ходьба в колонне по одному,ползание на четвереньках в тоннель.Закрепить пр...
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы.
Конспект образовательной деятельности«Путешествие в зимний лес»для детей второй младшей группы....
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес».
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»....
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Обобщение знаний детей по теме: «Зима».Закрепление знаний о свойствах снега.Развивитие памяти, связную речи, умения анализировать, делать выводы....
Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»
Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»...
Сценарий досугового мероприятия для детей старших и подготовительных групп «СТРАНА ХОРОШИХ МАНЕР»
Сценарий является частью программы "Воспитание"...
Конспект итогового занятия во второй младшей группе «Солнышко» «Путешествие в страну знаний»
Цель: Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года.Образовательные области:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...