одаренный ребенок
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЗЫКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ученицы 1 класса МКОУ Зыковская ООШ
Лазаренко Анастасии
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составил:
Бабанов Михаил Александрович
учитель физической культуры
МКОУ Зыковская ООШ
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовыватьсобственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.
- Пояснительная записка.
В 1 классе 5 обучающихся: 2 мальчика, 3 девочки. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива. Каждый ученик чувствует себя полноценным членом классного коллектива. Дети активно участвуют во всех школьных и классных мероприятиях. У большинства детей формируется познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельствами тому являются регулярное посещение библиотеки, повышение уровня развития учащихся, ответственное отношение к учению. В то же время наблюдается снижение уровня мотивации учебной деятельности у некоторых учащихся. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провел педагогическую диагностику состояния учебного процесса в классе и в школе по методу В.Г. Максимова. Составил индивидуальные карты психологического развития каждого ученика. Результаты диагностики показали, что причина - в недостаточном внимании родителей, в недостаточном привлечении этих детей к умственной деятельности.
Лазаренко Анастасия – очень активна на уроках и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других и занимает себя делами, которые не относятся непосредственно к уроку. Иногда кажется, что ее не хватает на все предметы. Ей необходимо особое внимание. Далеко не каждый ученик реализует полностью данные ему возможности. Очень многое здесь зависит от семьи и школы.
Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Задача классного руководителя, как воспитателя – выявить одаренного ученика, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Реализация программы невозможна без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку.
2. Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
- Развитие быстроты реакции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Привитие навыков этикета.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание трудолюбия.
- Содействие формированию уверенности в себе.
- Развитие способностей к учебным предметам.
- Привитие навыков к физическим упражнениям.
3. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2017 – 2021 учебные годы, чтобы подготовить ребенка к переходу в 5 класс.
Место реализации программы: МКОУ Зыковская ООШ
4. Разработчик программы:
Бабанов Михаил Александрович учитель физической культуры
Участники программы:
- Обучающиеся 1 класса МКОУ Зыковская ООШ
- Школьный психолог;
- Учитель ;
- Родительский комитет.
5. Ресурсы.
- материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;
- методические: книги, журналы, газеты, интернет - ресурсы.
6. Основные этапы реализации программы.
I этап: Информационно – аналитический.
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
- наблюдение
- анкетирование (самого подростка, его родителей)
- собеседование
- изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
Результаты наблюдения и анкетирования.
Анастасия очень спокойный человек. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Настю ценят за эрудированность и умение выразительно читать стихи наизусть, за участие в конкурсах, за готовность прийти на помощь одноклассникам.
По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной 5-комнатной квартире.
«Характеристика учащегося»
- Дата рождения: 12 апреля 2011г
- Место жительства: с. Зыково, улица Садовая дом 9 квартира 1
- Родители :Лазаренко Сергей Сергеевич (отец), Лазаренко Виктория Николаевна(мать)
- Другие члены семьи:Яна (сестра),Сергей(брат), Александр(брат),Софья(сестра).
- Состояние здоровья: основная группа
- Дополнительное образование:
посещает кружки: «Умелые руки», «Веселый мяч»
- Особенности личности: жизнерадостная, трудолюбивая, оптимистка, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к учению выражена достаточно, средняя самооценка.
II этап: Диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика (по В.Г.Максимову).
Приоритетные направления:
- уровень логического и пространственного мышления;
- уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;
- уровень зрительной и слухоречевой памяти;
- уровень словарного запаса;
- уровень профессиональной склонности.
2. Провести диагностирование социального развития школьника.
Приоритетные направления:
- уровень развития социальных качеств школьника;
- ценностные ориентации.
По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.
Карта индивидуального психологического развития ребенка
- Здоровье: хорошее-5 баллов
- Учеба: -5 баллов
- Поведение: примерное-5 баллов
- Общественная активность: активный участник классного коллектива -4 балла
- Отношение к учебе: охотное-5 баллов
- Логическое и пространственное мышление: высокое-5 баллов
- Зрительная и слухоречевая память: хорошая-4 балла
- Словарный запас: богатый-5 баллов
- Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: планы неопределенные -2 балла
- Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов
- Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
- Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости -4 балла
Сравнительный анализ результатов диагностики
Таблица 1.
Качества | Уровень сформированности в 1 полугодии 1классе | Уровень сформированности во 2 полугодии 1 класса |
Забота о своей школе | В делах класса участвует | Участвует в делах класса, привлекает к этому других |
Любознательность | Сформирована | Хорошо сформирована |
Реализация своих интеллектуальных способностей | Хорошо учится, при поддержке и внимании родителей | Стремится к знаниям |
Организованность в учении | На уроках очень внимательна и активна | Работу на уроке и рекомендации выполняет внимательно и аккуратно |
Саморазвитие | Во внеурочной деятельности участвует | Участвует в конкурсах различного уровня |
Трудолюбие | Старается | Старается, является примером для одноклассников |
Самостоятельность в труде | Трудится без наличия контроля | Трудится без контроля со стороны взрослых в школе, но родительская опека присутствует |
Уважительное отношение к старшим | Уважает старших, не допускает грубость | Уважает старших |
Дружелюбное отношение к сверстникам | Доброжелательна | Отзывчива к друзьям, является примером в учёбе |
Самоподготовка | Средний уровень | Средний уровень |
Самодисциплина | Сформирована не полностью, очень зависим от опеки мамы | Самодисциплина |
Соблюдение правил культуры | Нормы и правила поведения соблюдает в полной мере | Правила поведения соблюдает |
Требовательность | Проявляет себя в хороших поступках | Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся |
Выводы: Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Настя стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности. Имеет отличные способности по всем предметам. Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную и развивающую литературу. Любознательная. Настя с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Любое дело доводит до конца. Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок. Самооценка средняя Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Положительно реагирует на похвалу и порицание. У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
III этап: Коррекционно-развивающий.
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.
На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
- Включение ребенка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей.
- Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
- Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка.
1. Проводить дополнительные занятия по таким предметам, как математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Брать дополнительную литературу для углубленного изучения предметов.
2. Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах.
3. Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать на олимпиадах, конкурсах, спартакиадах по плану школы.
4. Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!
5. Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.
6. Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио», куда помещает грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
IV этап: Саморазвитие.
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
• развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
• воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
• формировать культуру межличностных отношений.
Для составления конкретного плана Насте предлагаются следующие вопросы.
Индивидуальный план развития
ученицы 1 класса
Лазаренко Анастасии
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
А. Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; принимать участие в школьных спортивных мероприятиях.
Б. Учебные: закончить 1-й класс , активнее принимать участие в предметных неделях
В. Дополнительное образование: посещать кружки.
Г. Участие в конкурсах, олимпиадах.
- Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?
Надо быть упорной, терпеливой. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников
3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.
Программа индивидуального развития на 2017-2018 учебный год
- Общественная работа Таблица 2.
Мероприятия | Календарные сроки | Отметка о выполнении | |
Общественная работа: экс-президент | В течение года | ||
Оформление классного уголка | сентябрь-октябрь | + | |
План работы актива класса на год | сентябрь | + | |
| |||
День милосердия. Поздравление ветеранов войны, учителей ветеранов | 5 октября | + | |
Международный конкурс «Умный Я» | 23 октября | 2 место | |
Празднование дня учителя. Учатие в концертной программе | 3 октября | + | |
Участие в олимпиадах: Всероссийская олимпиада школьников | Осень 2017г | Диплом 2 степени | |
Конкурс стихов в честь 73-летия Победы | + (1 место) | ||
Праздник новогодней елки | 28 декабря | + | |
Классный час: «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» | январь | + | |
Игра – конкурс «Путешествие по стране Сообразим-Вообразим» | Февраль | + | |
Конкурс «Инфознайка» | - | ||
Праздник «Международный женский день», конкурс «А ну-ка, девочки!» | март | ||
Всероссийская олимпиада по математике | апрель | ||
Познавательная викторина «Великая отечественная война» | май | ||
Игра «В стране Вежливых наук» | май |
- Здоровье
День здоровья. Эстафета, посвященная началу учебного года | По графику школы | + |
Кросс «Золотая осень» | По графику школы | + |
Участие в мероприятиях, посвященных месячнику Гражданской защиты | 4 сентября-4 октября | + |
Неделя безопасности движения | 8 – 12 октября | + |
Классный час «Здоровый образ жизни» | ноябрь | + |
Веселые старты | По плану школы | |
Классный час «Никотин- медленное самоубийство» | по графику школы | + |
Весенний кросс | Май | |
«День Защиты детей» | июнь |
- Профориентация
Беседа «Всякая вещь трудом создана» | Октябрь | + |
Классный час «Есть профессий на свете не мало» | Февраль | |
Устный журнал «Самые важные профессии…» | апрель |
Механизм реализации программы.
- Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности Насти.
- Разработать дополнительных занятия, подобрать дополнительную развивающую литературу.
- Согласовать с учителями-информатиками время и день работы за компьютером, обеспечить помощь в сборе и обработке информации.
- Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.
- На основе диагностики создать развивающую программу.
- Проводить текущий анализ реализации программы.
- Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее учебную и внеклассную деятельность по этой специфике.
8. Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности ребенка.
7.Планируемый результат.
- Повышение результативности образовательного процесса;
- повышение самооценки;
- активное, результативное участие на предметных неделях;
- активное, результативное участие на олимпиадах;
- активное участие в конкурсах;
- положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...
Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?
Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...
«Одаренному ребенку – одаренный педагог».
Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...
Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)
Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...