Упражнения для психогимнастики
учебно-методический материал
Психогимнастика — это курс специальных занятий ( этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально личностной сферы ).Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no3uprazhneniya_dlya_psihogimnastike_v_nachalnoy_shkole.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
МБОУ «Корсабашская школа – интернат для
детей с ограниченными возможностями здоровья
Подбор упражнений
для психогимнастики
Кинезиологические упражнения
развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук;
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Комплекс № 1. | |
Колечко. | Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
Кулак - ребро - ладонь. | Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак - ребро - ладонь,,), произнося их вслух или про себя. |
Лезгинка. | Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
Зеркальное рисование. | Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. |
Ухо - нос. | Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,. |
Змейка. | Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. |
Горизонтальная восьмерка. | Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. |
Комплекс №2 | |
Массаж ушных раковин. | Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. |
Перекрестные движения. | Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. |
Качание головой. | Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. |
Горизонтальная восьмерка. | Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. |
Симметричные рисунки | Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.) |
Медвежьи покачивания. | Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. |
Поза скручивания. | Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держи-тесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону. |
Гимнастика для глаз. | Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в максимально воз-можную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя. |
Дыхательные упражнения
Цель - активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.
Первый вариант. | Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, "расположившегося" в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух. |
Второй вариант. | Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. |
Третий вариант. | Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му. |
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Правильное дыхание по Стрельниковой - прежде всего короткий, резкий вдох. Вдох - первичен, выдох - вторичен.
Упражнения А.Н. Стрельниковой очень легки:
1. Повороты головы вправо и влево. На каждый поворот ( в конечной точке) - короткий, шумный, быстрый вдох носом. Вдох настолько резкий, что слегка втягиваются крылья носа. Это движение можно заранее отрепетировать перед зеркалом. Темп - один вдох в секунду или чуть-чуть быстрее. О выдохе совсем не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это правило относится ко всем упражнениям Стрельниковой.
2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. Наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
Комплекс дыхательных упражнений. | |
"Подуем на одуванчик". | Предложите детям сорвать отцветший одуванчик, поднесите его к губам (держать на небольшом расстоянии) и подуть так, чтобы слетели все семена-парашютики. Задание выполняется вначале в несколько приемов, а затем дети пытаются сдуть парашютики за время одного долгого выдоха |
"Подуем на листики". | На ладошку положить упавший листок или лист, вырезанный из бумаги, и сдуть его. |
"Подуем на снежинку". | Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу. |
"Снег, снег кружится". | Упражнение на воображение. Дети представляют как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них. |
"Надувайся пузырь (шарик)". | Составить из кулачков "трубочку" и дуть в нее, наклонив голову вниз. |
"Дуем в рожок". | Руки составляют "трубочкой". Ребенок дует, создавая звуки " у-у-у". |
"Песенка водички". | При умывании на короткое время обратите внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода, предложите спеть ее песенку "с-с-с". |
"По реке плывет кораблик". | В тазик с водой поместите бумажные кораблики. Тазик поставьте на стол, посадите двоих детей друг против друга и предложите им, дуя, направить кораблик в противоположную сторону. |
"Надуем щеки, как воздушный шар". | Вдыхать воздух носом и выдыхать с закрытым ртом, раздувая щеки. |
" Дождь и дождик". | При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного "каап-каап" (дождь) и короткого "кап-кап (дождик). |
"Ветер и ветерок". | Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками " у-у-у". |
"Повздыхаем". | Расширяем представление детей о выразительных возможностях звукосочетаний. Предлагаем изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: ох, ах, эх, ой - ой, ай - ай, ая - яй. |
Дыхательная гимнастика. | Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха. |
Дыхательные упражнения. Выпуск 2. Цель - активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга. | |
УПРАЖНЕНИЕ "ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ". УПРАЖНЕНИЕ "ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ". ЦЕЛИ: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. | //Все участники стоят в кругу, взявшись за руки// Психолог: Представьте, что все мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как дышит это животное. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!" Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. А теперь - как стучит его большое и доброе сердце. Стук - все делают шаг вперед. Стук - все делают шаг назад. |
Глазодвигательные упражнения.
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства.
Первый вариант. | Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. |
Второй вариант. | Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном (боковом) положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения можно выполнять с легко прикушенным языком или плотно сжатыми челюстями. |
Упражнения для глаз | |
Упражнения на расслабление глаз | 1. Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света. |
Моргание | Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза. Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время. |
Вращение глаз | 1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. |
Повороты глаз | 1. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол. |
Упражнения на снятие зрительного утомления | Упражнения выполняйте через каждые 20 - 25 минут зрительной работы. Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя. 1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо. |
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц | 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно. Не меняя положения головы; повторите 8 - 10 раз. |
Аутогенные тренировки
Аутогенная тренировка начинается с упражнений на общее расслабление. | "О Г О Н Ё К". Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице. |
"Х О Б О Т О К" Подражаю я слону: | |
"МОЙ ЛЕС" Представь, что ты идёшь по широкому, большому полю. | "РАЗГОВОР С СОБОЙ". Представь, что ты идёшь по тропинке и спускаешься к реке. |
"ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ" 2 группы: 1 группа - труженики, | |
Саморасслабление | |
"ВОЛШЕБНЫЙ СОН" Дети закрывают глаза. Ведущий зачитывает: //Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под тихую и спокойную музыку// | "Т Р О П И Н К А". Дети выстраиваются в затылок и идут по воображаемой тропинке. |
"ЖИЗНЬ В ЛЕСУ". Представьте, что вы родились в лесу и разговариваете на разных языках | "Л Я Г У Ш К И" Мы весёлые лягушки, |
"ПТЕНЦЫ" Ребёнок садится как зародыш, затем встать, как бы разбивая скорлупу. | "ОЖИВШИЕ ИГРУШКИ" Исполнить роль любимой игрушки, но не разбудить остальных. |
"К О Р А Б Л И К" Плыл кораблик по реке, | "П Р У Ж И Н К И." Что за странные пружинки |
"О Л Е Н И" Посмотрите: мы - олени, А теперь немножко лени… | |
"СОТВОРИ СЕБЕ СОЛНЦЕ". В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. | "Ш Т А Н Г А" Упражнение на расслабление мышц корпуса, рук, ног. Мы готовимся к рекорду, |
"З А Г О Р А Е М" Мы прекрасно загораем! |
"ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА"
Упражнение на расслабление мышц шеи.
Любопытная Варвара
смотрит влево…
смотрит вправо…
А потом опять вперёд -
Тут немного отдохнёт…
Шея не напряжена и расслаблена!!!
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена!!!
А теперь посмотрим вниз
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!!!
Шея не напряжена и расслаблена!!!
"ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ"
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.
Прыгните в белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.
Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой подушке.
Теперь начинается путешествие.
Твоё облако медленно поднимается в синее небо.
Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо.
Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно.
Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо.
Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в этом классе.
Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало…
Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…
Потянись, выпрямись и снова будь добрый, свежий и внимательный.
"У М О Р Я"
Сядьте поудобнее и закройте глаза…Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг, и ты обнаружишь, что на берегу ты совсем один. Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видишь играющие в волнах блики.
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый вкус моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя далеко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море даст тебе какой-нибудь ответ.
Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя… Возможно, море покажет тебе какую-нибудь картину, какой-то образ… Возможно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ… Может быть, и так, что море просто подскажет тебе новые слова, чтобы ты смог чётко и ясно сформулировать свой вопрос (Пауза 30 секунд).
В любом случае, теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим ме-стом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.
"ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА"
Представьте цветок Добра и хорошего настроения на ваших ладонях.
Почувствуйте, как он согревает ваши руки, ваше тело, вашу душу.
От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.
Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.
У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.
Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью.
Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок.
У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты.
Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите добрые мысли.
Всего вам доброго.
"ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
А какая она, золотая рыбка?
Хоть бы одним глазком посмотреть на неё.
Я иду к синему морю и зову: "Эй, золотая рыбка, приплыви ко мне, покажись!!!".
Ещё раз: "Эй, золотая рыбка… приплыви… покажись!…"
Да вот же она, на волне...
Маленькая, причудливой формы, её чешуя блестит на солнце, она без страха смотрит на меня.
На голове её золотая корона с белыми жемчужинами по краям.
Плавники фиолетового цвета с золотыми крапинками похожи на крылышки бабочки.
Широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды.
Золотая сказочная рыбка, будто грациозно сидит на стульчике и завораживает своим присутствием.
Волна абсолютного спокойствия наполняет мои руки, ноги, спину и голову.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить 3 раза.)
Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)
Рыбка медленно открывает свой маленький ротик и безмолвно манит меня к себе.
Я становлюсь лёгким, словно лебединый пушок, и медленно иду по гребешкам волн.
Прохладная вода нежно ласкает мои ноги…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Я подхожу к золотой рыбке и протягиваю к ней руки.
Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня.
Удивительно, но она улыбается мне.
Я поднимаю рыбку над головой и кружусь вместе с ней в танце.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить 3 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Рыбка просит меня отпустить её в море.
Я раскрываю ладони, она прыгает на волну и уплывает.
Дышится легко, ровно, глубоко.
"Упражнение на расслабление мышц рук" | "Ш А Р И К" Упражнение на расслабление мышц живота. |
Руки на коленях, | Вот как шарик надуваем! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дисциплине Психогимнастика для дошкольников
Образовательная программа «Детство, солнце, радость» направлена на развитие в детях умения действовать и умения говорить, умения думать и умения думать вместе. Она обращается к эмоциональн...
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Конспект урока ритмики в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.
Тема урока: Закрепление последовательности движений танца «Финская полька с хлопками». В данном уроке представлены эдементы ритмопластики, логоритмики, психогимнастики и их использование в ...
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики. Тема: Разучивание логоритмической композиции ...
Психогимнастика
Психогимнастика-это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Я беру за основу в своей работе и рекомендую всем, кто ведет уроки ритмики, ф...
Психогимнастика для учителя.
Психогимнастика для учителя....
Психогимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика для детей детского сада...