Программа "Клуб волонтеров"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб волонтеров» (нелинейный курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klub_volonterov_10_klass.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа №598 Приморского района Санкт-Петербурга)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Клуб волонтеров»
(нелинейный курс)
для 10 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Варфоломеева А.А.
Санкт-Петербург
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка……………………………………………….. 3
1.2. Цель и задачи программы………………………………….…………. 6
1.3. Содержание программы………………………………………………. 8
1.4. Планируемые результаты обучения…………………………………. 10
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график обучения……………………………. 11
2.2. Список литературы……………………………………………………. 16
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Клуб волонтеров» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Нормативная база. Данная программа разработана:
-в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
-в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- с учётом положений Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Направленность. Программа внеурочной деятельности «Клуб волонтеров» имеет несколько направлений деятельности:
- работа с социально-незащищенными слоями населения (Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1»);
- работа с детьми и молодежью в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.;
- пропаганда идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактика курения, алкоголизма, употребления наркотиков;
- экологическая защита;
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);
- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);
Направления работы могут расширяться в зависимости участия во Всероссийских акциях, мероприятиях и другой добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Актуальность учебной программы.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, возможность сделать неплохую карьеру, оформление электронной волонтерской книжки, для получения дополнительных баллов к ЕГЭ. В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды. Чтобы помогать им, мы организуем взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1» и каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.
Новизна программы заключается в организации эффективного взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации - социальных партнеров, в целях нравственного развития и воспитания учащихся. Данная программа включает в себя как традиционные, так и современные виды и методы преподавания, такие как тренинги, просмотр видеороликов, презентаций, организация и проведение акций и кампаний, игр, квестов.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа.
Форма обучения – очная.
Режим обучения. Занятия проводятся в каникулярное время.
1.2. Цель и задачи программы.
Личностные:
• формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности волонтера;
Метапредметные:
• развитие социальной активности обучающихся, самостоятельности и ответственности, коммуникативные умения и навыки;
• развитие творческих способностей обучающихся;
• развитие умения устного и письменного выступления;
• развитие творческого потенциала обучающихся посредством стимулирования творческой активности;
Предметные:
• предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств обучающихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
• формирование первоначальных знаний о волонтёрской деятельности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство | 1 | 1 | ||
2 | Регистрация на сайте «Добро.ру». Онлайн-курс для волонтеров | 1 | 1 | Тест. Получение электронной волонтерской книжки | |
3 | Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора | 4 | 4 | фотоотчет | |
4 | Соглашение с ДИПИ. Составление плана работы в ДИПИ | 1 | 1 | План работы | |
5 | Подготовка к празднику «День пожилого человека». | 2 | 2 | фотоотчет | |
6 | Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ | 4 | 4 | Выставка работ, фотоотчет | |
7 | Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности | 1 | 1 | Презентация | |
8 | Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ | 2 | 2 | фотоотчет | |
9 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | 6 | 6 | фотоотчет | |
10 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | 6 | 6 | фотоотчет | |
11 | Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ | 5 | 1 | 4 | Творческая работа |
12 | Подведение итогов за учебный год | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство
Теория: Понятие волонтерство. Цели и задачи кружка. Описание перспектив работы.
- Регистрация на сайте «Добро.ру». Онлайн-курс для волонтеров.
Практика: Тест. Получение электронной волонтерской книжки.
- Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора.
Практика: Участие в командных соревнованиях по очистке природных территорий от мусора и разделению отходов.
- Соглашение с ДИПИ.
Теория: Составление плана работы.
- Подготовка к празднику «День пожилого человека».
Практика: Изготовление открыток, плакатов, видеопоздравлений
- Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ
Практика: Реализация проведения праздника
- Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности
Теория: Определение проблемы, целей и задач. Составление плана лекции.
- Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ
Практика: Проведение мероприятия
- Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»
Практика: Проект EcoMap
- Участие в волонтерском объединении «Свои»
Практика: Помощь на массовых соревнований по футболу среди общеобразовательных учреждений города «Попади в девятку»!
- Участие в акции "Георгиевская ленточка". Поздравление ветеранов ДИПИ
Теория: Определение проблемы, целей и задач. Составление плана акции.
Практика: Реализация этапов акции.
- Подведение итогов за учебный год
Теория: Защита волонтерской книжки.
1.4. Планируемые результаты обучения
К концу обучения, обучающиеся должны знать:
- историю развития волонтерского движения;
- виды и функции волонтерской помощи;
- кодекс волонтера;
- правила составления и изготовления плаката/бюллетеня/буклета;
- основные определения понятий «экология», «помощь», «толерантность»;
- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции.
К концу обучения, обучающиеся должны уметь:
- владеть навыками планирования и самоанализа;
- составлять информационный буклет средствами Microsoft Office, «Canva»;
- работать в коллективе;
- устанавливать контакт с незнакомыми людьми;
- владеть навыками проведения социальной акции.
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Число, время проведения занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | Групповая | 1 | Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство. | Кабинет | ||
2 | сентябрь | Групповая | 1 | Регистрация на сайте «Добро.ру». Прохождение Онлайн-курса для волонтеров | Кабинет | Тест. Получение электронной волонтерской книжки | |
3 | сентябрь | Групповая | 1 | Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора | Приморский район | фотоотчет | |
4 | сентябрь | Групповая | 1 | Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора | Приморский район | фотоотчет | |
5 | сентябрь | Групповая | 1 | Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора | Приморский район | фотоотчет | |
6 | сентябрь | Групповая | 1 | Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора | Приморский район | фотоотчет | |
7 | сентябрь | Групповая | 1 | Составление плана работы в ДИПИ | Кабинет | ||
8 | сентябрь | Групповая | 1 | «День пожилого человека». Изготовление открыток, плакатов, видеопоздравлений | Кабинет | фотоотчет | |
9 | октябрь | Групповая | 1 | Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | фотоотчет | |
10 | октябрь | Групповая | 1 | Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | фотоотчет | |
11 | октябрь | Групповая | 1 | Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | фотоотчет | |
12 | октябрь | Групповая | 1 | Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | фотоотчет | |
ноябрь | Групповая | 1 | Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности | Кабинет | презентация | ||
ноябрь | Групповая | 1 | Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | презентация | ||
ноябрь | Групповая | 1 | Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
январь | Групповая | 1 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
январь | Групповая | 1 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
январь | Групповая | 1 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | Площадки города | Фотоотчет | ||
январь | Групповая | 1 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
февраль | Групповая | 1 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
февраль | Групповая | 1 | Участие в волонтерском объединении «Свои» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
март | Групповая | 1 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
март | Групповая | 1 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
апрель | Групповая | 1 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
апрель | Групповая | 1 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
апрель | Групповая | 1 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
апрель | Групповая | 1 | Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга» | Площадки города | Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку | ||
май | Групповая | 1 | Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ | Кабинет 43 | Изготовление плаката | ||
май | Групповая | 1 | Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | Фотоотчет | ||
май | Групповая | 1 | Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | Фотоотчет | ||
май | Групповая | 1 | Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | Фотоотчет | ||
май | Групповая | 1 | Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ | Актовый зал в ДИПИ | Фотоотчет | ||
май | Групповая | 1 | Подведение итогов за учебный год | Кабинет 43 | Распечатанная волонтерская книжка. Подсчет часов. |
2.2 Список литературы
Нормативно-правовые документы:
- Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ – [Электронный ресурс] / http://xn–273–84d1f.xn–p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
- Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 №196 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41 – [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/420207400
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html
Психолого-педагогическая литература:
- Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Гумманит. Изд. Центр Владос, 2003. – 192с.
- Зимняя И. А. Педагогичекася психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гумманит. Изд. Центр Владос, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
Электронные ресурсы:
- Чумак Е.Г., Комлева Е.Р., Понамарева М.И. Основы волонтёрской деятельности: учебно-метод. Пособие / авт.-сост.:– Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. – 60 с.
- Сайназаров К.Б. Управление волонтёрами. – Б.: Изд. Молодежный Проект ВООН, 2007. – 52 с.
- Тюшкевич Н., Решта И. Базовое руководство по работе с волонтёрами. - 2013. – 43 с.
- Шевцов А.В., Глубокова Е.Н., Кошелева А.Н., Курагина Г.С., Луговая В.Ф., Петровская Е.Н., Сундукова Э.И., Рохина Е.В. Технология волонтёрской деятельности в социальной сфере. – М.: Изд. «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы» - 2015. – 236 с.
- Кривошеина О.А., Денисова А.В. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. – Санкт-Петербург: Районная экспериментальная площадка - 2014. – 24 с.
- Данилова Ю.К., Карпова И.В. Франдрайзинг для начинающих: как искать средства на благотворительный проект. М.: Лепта Книга – 2016. – 200 с.
- Фролова Ж., Соколова О., Виткалова Н. – Социальное волонтёрство. Теория и практика. – Москва: Омега Л., 2016. – 128 с.
- Белановский Ю., Рымаренко А., Парастаева Л., Середа Е., Фролова Ж., Соколова О., Шубина И. Корпоративное и социальное волонтёрство. Опыт брендов и мнения экспертов – М.: Омега-Л., 2017. – 161 с.
- Думлер А.А., Тирская А.А. Основы взаимодействия волонтёра подростка с инвалидностью в процессе занятий в трудовой мастерской. – Красноярск – 2012. – 46 с.
- Трусова А.В., Гайнуллина Э.Н., Сенотрусова Р.Р., Хуснутдинова З.А. Записная книжка волонтёра. - Уфа: Альфа-реклама – 2014. – 92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Волонтер это звучит гордо!
Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...
Мы - волонтеры
В данной презентации мы делимся опытом своей работы в оказании безвозмездной помощи нуждающимся людям. Мы учимся творить добро .Три замечательные девчонки смогли зажечь этой работой не только св...
Конспект урока в 7 классе "Волонтеры. Добровольная помощь"
Урок-игра содержит различные задания на формирование у ребят представлений о волонтерском движении, которое преобратает все большую значимость и в нашей стране. В процессе урока-игры ребята выполняют ...
Кто такие волонтеры?
Добровольчество в нашей стране набирает силу и ширится. Найти применение своим силам и раскрыть свои творческие способности иногда бывает непросто. Презентация знакомит с основными направлениями работ...
Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров
Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...
"Я - волонтер! Ты - волонтер!"
Данная акция подготовлена и проведена ко Дню волонтеров....