Программа "Клуб волонтеров"
рабочая программа

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб волонтеров» (нелинейный курс)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klub_volonterov_10_klass.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа №598 Приморского района Санкт-Петербурга)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Клуб волонтеров»

 

(нелинейный курс)

для 10 класса

на 2021-2022 учебный год

Составитель: Варфоломеева А.А.

Санкт-Петербург

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»        

1.1. Пояснительная записка………………………………………………..        3

1.2. Цель и задачи программы………………………………….………….        6

1.3. Содержание программы……………………………………………….        8

1.4. Планируемые результаты обучения………………………………….        10

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»        

2.1. Календарный учебный график обучения…………………………….        11

2.2. Список литературы…………………………………………………….        16

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка.

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа  внеурочной деятельности «Клуб волонтеров» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  

Нормативная база. Данная программа разработана:

-в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

-в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- с учётом положений Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Направленность. Программа внеурочной деятельности «Клуб волонтеров» имеет несколько направлений деятельности:

  • работа с социально-незащищенными слоями населения (Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1»);
  • работа с детьми и молодежью в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.;
  • пропаганда идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактика курения, алкоголизма, употребления наркотиков;
  • экологическая защита;
  • творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);
  • досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

Направления работы могут расширяться в зависимости участия во Всероссийских акциях, мероприятиях и другой добровольческой (волонтёрской) деятельности.

Актуальность учебной программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, возможность сделать неплохую карьеру, оформление электронной волонтерской книжки, для получения дополнительных баллов к ЕГЭ.  В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды. Чтобы помогать им, мы организуем взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1» и каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.

Новизна программы заключается в организации эффективного взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации - социальных партнеров, в целях нравственного развития и воспитания учащихся. Данная программа включает в себя как традиционные, так и современные виды и методы преподавания, такие как тренинги, просмотр видеороликов, презентаций, организация и проведение акций и кампаний, игр, квестов.

Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа.

Форма обучения – очная.

Режим обучения. Занятия проводятся в каникулярное время.

1.2. Цель и задачи программы.

Личностные:

•        формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование нравственных основ личности волонтера;

Метапредметные:

•        развитие социальной активности обучающихся, самостоятельности и ответственности, коммуникативные умения и навыки;

•        развитие творческих способностей обучающихся;

•        развитие умения устного и письменного выступления;

•        развитие творческого потенциала обучающихся посредством стимулирования творческой активности;

Предметные:

•        предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств обучающихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

•        формирование первоначальных знаний о волонтёрской деятельности.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство

1

1

2

Регистрация на сайте «Добро.ру». Онлайн-курс для волонтеров

1

1

Тест.

 Получение электронной волонтерской книжки

3

Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора

4

4

фотоотчет

4

Соглашение с ДИПИ. Составление плана работы в ДИПИ

1

1

План работы

5

Подготовка к празднику «День пожилого человека».

2

2

фотоотчет

6

Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

4

4

Выставка работ, фотоотчет

7

Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности

1

1

Презентация

8

Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ

2

2

фотоотчет

9

Участие в волонтерском объединении «Свои»

6

6

фотоотчет

10

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

6

6

фотоотчет

11

Участие в акции «Георгиевская ленточка».

Поздравление ветеранов ДИПИ

5

1

4

Творческая работа

12

Подведение итогов за учебный год

1

1

Итого:

34

5

29

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство

Теория: Понятие волонтерство.  Цели и задачи кружка. Описание перспектив работы.

  1. Регистрация на сайте «Добро.ру». Онлайн-курс для волонтеров.

Практика: Тест. Получение электронной волонтерской книжки.

  1. Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора.

Практика: Участие в командных соревнованиях по очистке природных территорий от мусора и разделению отходов.

  1. Соглашение с ДИПИ.

Теория: Составление плана работы.

  1. Подготовка к празднику «День пожилого человека».

Практика: Изготовление открыток, плакатов, видеопоздравлений

  1. Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

Практика: Реализация проведения праздника

  1. Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности

Теория: Определение проблемы, целей и задач. Составление плана лекции.

  1. Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ

Практика: Проведение мероприятия

  1. Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Практика: Проект EcoMap

  1. Участие в волонтерском объединении «Свои»

Практика: Помощь на массовых соревнований по футболу среди общеобразовательных учреждений города «Попади в девятку»!

  1. Участие в акции "Георгиевская ленточка". Поздравление ветеранов ДИПИ

Теория: Определение проблемы, целей и задач. Составление плана акции.

Практика: Реализация этапов акции.

  1. Подведение итогов за учебный год

Теория: Защита волонтерской книжки.

1.4. Планируемые результаты обучения

К концу обучения, обучающиеся должны знать:

- историю развития волонтерского движения;

- виды и функции волонтерской помощи;

- кодекс волонтера;

- правила составления и изготовления плаката/бюллетеня/буклета;

- основные определения понятий «экология», «помощь», «толерантность»;

- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции.

К концу обучения, обучающиеся должны уметь:

- владеть навыками планирования и самоанализа;

- составлять информационный буклет средствами Microsoft Office, «Canva»;

- работать в коллективе;

- устанавливать контакт с незнакомыми людьми;

- владеть навыками проведения социальной акции.

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1. Календарный учебный график

№ п\п

Месяц

Число, время проведения занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Групповая

1

Вводное занятие. Знакомство. Волонтерство.

Кабинет

2

сентябрь

Групповая

1

Регистрация на сайте «Добро.ру». Прохождение Онлайн-курса для волонтеров

Кабинет

Тест.

Получение электронной волонтерской книжки

3

сентябрь

Групповая

1

Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора

Приморский район

фотоотчет

4

сентябрь

Групповая

1

Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора

Приморский район

фотоотчет

5

сентябрь

Групповая

1

Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора

Приморский район

фотоотчет

6

сентябрь

Групповая

1

Осенний Кубок Чистоты «Чистые Игры - соревнования по сбору и сортировке мусора

Приморский район

фотоотчет

7

сентябрь

Групповая

1

Составление плана работы в ДИПИ

Кабинет

8

сентябрь

Групповая

1

 «День пожилого человека». Изготовление открыток, плакатов, видеопоздравлений

Кабинет

фотоотчет

9

октябрь

Групповая

1

Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

фотоотчет

10

октябрь

Групповая

1

Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

фотоотчет

11

октябрь

Групповая

1

Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

фотоотчет

12

октябрь

Групповая

1

Проведение праздника «День пожилого человека» в ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

фотоотчет

ноябрь

Групповая

1

Подготовка к проведению лекции в ДИПИ о финансовой грамотности

Кабинет

презентация

ноябрь

Групповая

1

Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

презентация

ноябрь

Групповая

1

Проведение лекции о финансовой грамотности в ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

январь

Групповая

1

Участие в волонтерском объединении «Свои»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

январь

Групповая

1

Участие в волонтерском объединении «Свои»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

январь

Групповая

1

Участие в волонтерском объединении «Свои»

Площадки города

Фотоотчет

январь

Групповая

1

Участие в волонтерском объединении «Свои»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

февраль

Групповая

1

Участие в волонтерском объединении «Свои»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

февраль

Групповая

1

Участие в волонтерском объединении «Свои»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

март

Групповая

1

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

март

Групповая

1

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

апрель

Групповая

1

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

апрель

Групповая

1

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

апрель

Групповая

1

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

апрель

Групповая

1

Участие в волонтерской организации «Добровольцы Петербурга»

Площадки города

Фотоотчет, получение часов в волонтерскую книжку

май

Групповая

1

Участие в акции «Георгиевская ленточка».

Поздравление ветеранов ДИПИ

Кабинет 43

Изготовление плаката

май

Групповая

1

Участие в акции «Георгиевская ленточка».

Поздравление ветеранов ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

Фотоотчет

май

Групповая

1

Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

Фотоотчет

май

Групповая

1

Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

Фотоотчет

май

Групповая

1

Участие в акции «Георгиевская ленточка». Поздравление ветеранов ДИПИ

Актовый зал в ДИПИ

Фотоотчет

май

Групповая

1

Подведение итогов за учебный год

Кабинет 43

Распечатанная волонтерская книжка. Подсчет часов.  

2.2 Список литературы

 Нормативно-правовые документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ – [Электронный ресурс] / http://xn–273–84d1f.xn–p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
  2. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 №196 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41 – [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/420207400
  4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html

Психолого-педагогическая литература:

  1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Гумманит. Изд. Центр Владос, 2003. – 192с.
  2. Зимняя И. А. Педагогичекася психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гумманит. Изд. Центр Владос,  2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

Электронные ресурсы:

  1. Чумак Е.Г., Комлева Е.Р., Понамарева М.И. Основы волонтёрской деятельности: учебно-метод. Пособие / авт.-сост.:– Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. – 60 с.
  2. Сайназаров К.Б. Управление волонтёрами. – Б.: Изд. Молодежный Проект ВООН, 2007. – 52 с.
  3. Тюшкевич Н., Решта И. Базовое руководство по работе с волонтёрами. - 2013. – 43 с.
  4. Шевцов А.В., Глубокова Е.Н., Кошелева А.Н., Курагина Г.С., Луговая В.Ф., Петровская Е.Н., Сундукова Э.И., Рохина Е.В. Технология волонтёрской деятельности в социальной сфере. – М.: Изд. «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы» - 2015. – 236 с.
  5. Кривошеина О.А., Денисова А.В. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. – Санкт-Петербург: Районная экспериментальная площадка - 2014. – 24 с.
  6. Данилова Ю.К., Карпова И.В. Франдрайзинг для начинающих: как искать средства на благотворительный проект. М.: Лепта Книга – 2016. – 200 с.
  7. Фролова Ж., Соколова О., Виткалова Н. – Социальное волонтёрство. Теория и практика. – Москва: Омега Л., 2016. – 128 с.
  8. Белановский Ю., Рымаренко А., Парастаева Л., Середа Е., Фролова Ж., Соколова О., Шубина И. Корпоративное и социальное волонтёрство. Опыт брендов и мнения экспертов – М.: Омега-Л., 2017. – 161 с.
  9. Думлер А.А., Тирская А.А. Основы взаимодействия волонтёра подростка с инвалидностью в процессе занятий в трудовой мастерской. – Красноярск – 2012. – 46 с.
  10.  Трусова А.В., Гайнуллина Э.Н., Сенотрусова Р.Р., Хуснутдинова З.А. Записная книжка волонтёра. - Уфа: Альфа-реклама – 2014. – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

Волонтер это звучит гордо!

Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...

Мы - волонтеры

В данной презентации мы делимся опытом своей работы в оказании безвозмездной помощи нуждающимся людям. Мы учимся творить добро .Три замечательные девчонки смогли зажечь этой работой не только св...

Конспект урока в 7 классе "Волонтеры. Добровольная помощь"

Урок-игра содержит различные задания на формирование у ребят представлений о волонтерском движении, которое преобратает все большую значимость и в нашей стране. В процессе урока-игры ребята выполняют ...

Кто такие волонтеры?

Добровольчество в нашей стране набирает силу и ширится. Найти применение своим силам и раскрыть свои творческие способности иногда бывает непросто. Презентация знакомит с основными направлениями работ...

Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров

Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...

"Я - волонтер! Ты - волонтер!"

Данная акция подготовлена и проведена ко Дню волонтеров....