Педагогическая поддержка в воспитательном процессе
статья (6 класс)
Работа предствляет собой несколько положений воспитательного процесса, рекомендации, в том числе по организации родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь начинающим педагогам и родителям | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка в воспитательном процессе
Воспитательный процесс имеет ряд специфических особенностей, которые обеспечивают его качественное своеобразие: непрерывность, длительность, воспитание – активный процесс.
Почему учителю-воспитателю необходимо знать и помнить о непрерывности воспитательного процесса?
Особенностью воспитательного процесса является его непрерывноть: в ходе воспитания осуществляется систематическое взаимодействие воспитателей, направленное на решение специально поставленных задач. Чтобы в полной мере повлиять на поведение воспитанника, необходима система регулярных педагогических воздействий, иначе утратятся сформированные привычки, что приведёт к необходимости закреплять то, что уже было сформировано. Важно помнить и о непрерывном развитии личности (от перинатального периода в течение онтогенеза) и о том, что, развиваясь, человек проходит ряд кризисов, способствующих психическому новообразованию, и о том, что в детско-юношеском возрасте окончательно не сформированы мозговые структуры. Следовательно, необходима непрерывность сопровождения воспитателем.
Примеры, иллюстрирующие длительность воспитательного процесса.
В школьной практике: систематическая работа с педагогически запущенными детьми, в том числе с участием школьного психолога.
Систематическая воспитательная работа на фоне детских межличностных, межэтнических отношений (праздники Дружбы: обычаи, кухни и т.д.).
Патриотическое воспитание: история города – Сестрорецкий рубеж-Блокадный, Ленинград (серия экскурсий) и др.
Докажите, что воспитание – активный процесс.
Задачей деятельности учителя в процессе реализации технологии педагогической поддержки выступает процесс совместного с учеником преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать результатов.
Например, Вы, став в новом учебном году классным руководителем пятого класса общеобразовательной школы, обратили внимание на то, что один ученик этого класса часто конфликтует с одноклассниками, предъявляет им не всегда обоснованные претензии, но не замечает при этом своих неверных поступков по отношению к другим детям. Вы решили, опираясь на технологию педагогической поддержки, провести работу с этим школьником по приобщению его к самопознанию с целью расширения кругозора о самом себе и выявления им причин подобного отношения к одноклассникам.
Различные виды препятствий, которые могут возникать в этом процессе. е
Продумайте тактики педагогической поддержки, способствующие преодолению этих препятствий.
Содержание препятствий, возникающих в процессе приобщения ученика к самопознанию | Тактики педагогической поддержки и аргументация их выбора |
1. Я - препятствия: 1.1.Отсутствие ориентации (учащийся 5 класса, мальчик-узбек, оказавшийся в новом коллективе по причине дифференцированного обучения – в математическом классе; конфликтен, снизилась успеваемость- реальный пример, ниже материал – о нём же): У ученика нет чёткого представления о необходимости самопознания, что порождает у него неуверенность в успешности познания себя. 1.2. Препятствие -трудность (некоторая сложность в деятельности, отношениях, с которой может справиться сам: имеет задатки, качества, но проявляет ригидность и слабую волю).
1.3. Препятствие-проблема: в полиэтническом классе: проблемы в усвоении грамматики русского языка, полуслоговое чтение)
| 1.1.Тактика помощи: учитель отвечает на вопросы ученика о назначении самопознания и его роли в развитии личности. Эта тактика позволит понять важность самопознания, повысит интерес к познанию себя и создаст условия для активности школьника. 1.2.Тактика содействия: учителем создаётся ситуация выбора: ребёнок в меру способностей создаёт своё будущее и управляет им сам. Тактика инициирует процессы рефлексии, развивает критические и аналитические способности, приводит к пониманию того, что выбор действия – право и ответственность учащегося. 1.3.Тактика защиты: педагог смягчает негативные обстоятельства; развивает способность избавляться от страха перед негативными обстоятельствами; формирует толерантную среду в группе детей (в классе). Педагог защищает право школьника быть успешным, чувствовать себя успешным. |
2. Они-препятствия ( тот же учащийся инициирует драки в классе, в котором обучаются 20 мальчиков и 6 девочек; конфликты с матерью) | 2. Тактика взаимодействия: договор – испытание свободой и ответственностью. Ученик проходит путь субъекта решения собственной проблемы, получает возможность для самопознания и самоанализа. |
3. Препятствия в сфере организации образовательного процесса (недостаточность пособий)
| 3. Тактика помощи: учитель создаёт условия эмоционального комфорта (учащиеся создают таблицы по аналогии, самостоятельно готовят карточки и т.д.)Помощь минимизирует переживания ученика путём эмоциональной поддержки. |
Работа в родителями
Нестандартные формы | Тематика
| Обоснование педагогической целесообразности данных тем |
Родительские чтения | Образ матери в литературе. | Исследование архетипических структур в образе матери и проекция на личность женщины-матери с целью разрешения/предупреждения когнитивного диссонанса у мам учащихся. |
Родительские вечера | Мода и отдых | Решение эстетических задач (стиль, гигиена) внутри семьи, обмен опытом по вопросам организации семейного отдыха. |
Родительский ринг | Мобильные телефоны в школе. | Выработать «соглашение», регулирующее использование телефонов учащимися в период образовательного процесса: сдать ли учителю во время урока, отключить ли интернет и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год
Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НПО И СПО
Кейс-метод представляет собой группу образовательных методов,технологий и приемов обучения,основанных на решении конкретных проблем и задач. Это приемы интерактивного обучения. Подробно описаны методы...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Доклад по теме «Педагогическая поддержка ребёнка и процесс его развития»
В решении вопросов качества образования помогают, в том числе, и приёмы самообразования....
Система педагогической поддержки ребёнка в процессе предшкольной подготовки
Тот, кто работал с шестилетками, хорошо знает, как нелегко приходится в первые месяцы обучения детей....
«Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в процессе изучения истории и обществознания».
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе...
Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в процессе изучения химии
педагогические поддержки на уроках...