Система педагогической поддержки ребёнка в процессе предшкольной подготовки
статья по теме
Тот, кто работал с шестилетками, хорошо знает, как нелегко приходится в первые месяцы обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_pedagogicheskoy_podderzhki_milostnaya_n.a.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Милостная Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Дворец детского творчества»,
г. Курск
Система педагогической поддержки ребенка
в процессе предшкольной подготовки
Тот, кто работал с шестилетками, хорошо знает, как нелегко приходится в первые месяцы обучения детей. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой?
Суть педагогической поддержки шестилетнего ребенка при введении его в учебную деятельность в условиях дополнительного образования заключается в следующем: «Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом».
Я считаю, что основными задачами педагогической поддержки дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружаюш,их.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
При подготовке к занятиям я постоянно продумываю их разнообразное построение: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, в третьем - использую литературные персонажи, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактической игры.
Такое построение занятий позволяет добиться не только устойчивого внимания, но и активизировать познавательную деятельность детей, поддержать интерес ребенка на протяжении всего занятия.
Используемая мною схема построения занятия отличается от общепринятой следующими моментами:
- Оргмомент занятия включает релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику.
Первый этап - организационный. Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию нового. Основная задача - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты провожу в разных вариантах с использованием релаксационных, мимических и имитирующих упражнений. Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение; мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата; психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
- Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Я подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями - «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и тоже? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
- Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии провожу физкультминутки
- Формированию навыков самооценки способствует подведение итогов занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось. А что было трудным. Эта обратная связь поможет мне в последующем скорректировать свою работу. В заключении звучит положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше.
Таким образом, подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной школе через систему дополнительного образования строится на:
- личных запросах детей и их родителей;
- разноуровневости и вариативности образовательных программ;
- развитии субъективных представлений, ориентированных на эмоциональную сферу;
- формировании мотивов поведения;
- динамичности развития содержания;
- антистандартности.
А это значит, что дополнительное образование детей позволяет:
- создавать благоприятное пространство взаимодействия мира детства с миром взрослых;
- вводить детей в мир познания тайны творчества;
- обеспечить защищенность личности от необходимости запоминать и воспроизводить информацию, от мелочной опеки взрослого;
- формировать новый социальный опыт, осваивать социально безопасные нормы поведения;
- оказывать помощь и поддержку каждому ребенку в его развитии;
- способствовать пониманию причин возникших затруднений и формировать готовность к их разрешению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении как основа педагогической поддержки ребёнка в современном образовании
Мною разработана программа " Преемственность обучения и воспитания", которая помогает преодалеть трудности ребёнку, их родителям и учителям....
Доклад по теме «Педагогическая поддержка ребёнка и процесс его развития»
В решении вопросов качества образования помогают, в том числе, и приёмы самообразования....
«Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития»
Педагогическая поддержка рассматривается как создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирован...
«Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в процессе изучения истории и обществознания».
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе...
Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в процессе изучения химии
педагогические поддержки на уроках...
Педагогическая поддержка в воспитательном процессе
Работа предствляет собой несколько положений воспитательного процесса, рекомендации, в том числе по организации родительских собраний....