Реализация основ формирования функциональной грамотности учащихся.
методическая разработка (7 класс)
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA)
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи.
Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_osnov_formirovaniya_funktsionalnoy_gramotnosti_uchashchihsya.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«...Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать » Рене́ Дека́рт Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг. Значение функциональной грамотности
Ключевые компетенции Функционально грамотная личность Учитель Педагогические технологии Модель формирования и развития функциональной грамотности
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками , и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA)
Создание учебных ситуаций , инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смысл этой деятельности. Формируем функциональную грамотность Учение в общении , или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах. Приобретение опыта успешной деятельности , разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения. Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты. Интеграция знаний : общие методологические подходы, выявление связей, аналогий. Оценочная самостоятельность школьников , задания на само- и взаимооценку : кейсы, ролевые игры, диспуты и д р. Эффективные педагогические практики
Алгоритм формирования компонентов функциональной грамотности Предметные знания Ценностные отношения Предметные действия Универсализация на основе переноса Позитивный опыт деятельности 1. Формирование знаний на содержании предметов. 2. Формирование ценностных отношений к знаниям. 3. Формирование действий по применению знаний. 4. Универсализация предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов. 5. Формирование опыта применения УУД в учебной , проектной и практической деятельности.
Формирование естественнонаучной грамотности
Типы научного знания • Содержательное знание , знание научного содержания, относящегося к следующим областям : • «Физические системы » • «Живые системы » • «Науки о Земле и Вселенной » • Процедурное знание , знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания , а также знание стандартных исследовательских процедур . Комплекс знаний, умений, компетентностей, относящихся к типу процедурного знания , принято объединять под рубрикой «Методы научного познания »
Кодификатор, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по естественнонаучной грамотности
Кодификатор, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по естественнонаучной грамотности
Кодификатор, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по естественнонаучной грамотности
Как развить навыки функциональной грамотности 1 . Учить мыслить критично : ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. 2 . Развивать коммуникативные навыки : формулировать главную мысль, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение. 3 . Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух , изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. 4 . Расширять кругозор : разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх. 5 . Организовывать процесс познания : ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. Владение функциональной грамотностью сегодня – это не только норма , но и обязанность педагога.
Реализация основ формирования функциональной грамотности учащихся на уровне основного среднего образования по предметам естественнонаучного цикла сводится к решению следующих задач: изучить состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся по предметам естественнонаучного цикла в теории и практике обучения на данном уровне; определить методолого -теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся; определить методы и принципы преемственности развития функциональной грамотности учащихся; проектировать содержания предметов естественнонаучного цикла; разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уровне основного среднего образования.
Формирования функциональной грамотности , в первую очередь требует формирование таких аспектов, как естественнонаучная грамотность и грамотность чтения . Необходимо обеспечить целенаправленное формирование этих аспектов в условиях преподавания предметов естественнонаучного цикла. На уровне основного среднего образования закладываются основы для последующего изучения предметов естественнонаучного цикла на уровне общего среднего образования, формируется эмпирический базис для знакомства с теориями и закономерностями предметов естественнонаучного цикла.
3) принятие решения: выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи; анализ планов деятельности; 4) выполнение: умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком. 5) оценка результатов: самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ. Характеристиками уровневых показателей естественнонаучной грамотности учащихся являются: целепологание : осознание учеником потребности и способности к самореализации; возникновение учебно-познавательного интереса; владение приемами самостоятельной работы; осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков; 2) планирование: способность ориентироваться в условиях задачи; выделение алгоритма поиска необходимой информации;
В результате определения уровневых показателей выявляются недостаточно сформированные учебные навыки и умения учащихся на каждом этапе формирования естественнонаучной грамотности. Полученный результат является для учителя основой для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала. Для учащихся такой самоанализ является основой для осознанной работы по преодолению пробелов в знаниях по предмету, для повышения уровня учебных достижений. Учащиеся самостоятельно формулируют новые познавательные цели; цели выходят за пределы требований программы. Учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.
Процесс решения представленной задачи у учащихся делятся четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности своей работы способствует ее безошибочному выполнению. Учащиеся самостоятельно (без вспомогательных вопросов-подсказок) – находят принцип решения представленной задачи и действуют в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность протекает преимущественно в умственном плане. Позиция учащихся характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиска новых средств для ее решения. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменение известных ему способов действия.
Основными этапами является следующее: создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы; разработка методических рекомендаций; подбор диагностического инструментария; отслеживание результатов. Формирование функциональной грамотности реализуется во всех образовательных областях.
Одним из основных видов деятельности учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла является умение использовать теоретический материал на практике. Данная деятельность: развивает когнитивные компетенции учащихся; активизирует познавательную мыслительную деятельность; развивает навыки самообучения; способствует формированию универсальных учебных действий; развивает способность выделять основную мысль текста; помогает анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию; помогает осваивать новые понятия; дает возможность понять текст, обратить внимание на отдельные части; позволяет предъявить свой субъективный опыт и т.д.
Учащиеся, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда могут применить его на другой дисциплине. Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь в виду не только использование материала из других наук на уроках физики, но и использование понятий и методов физики и математики на других уроках и в жизни. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации.
Например, при решении текстовых физических задач дети испытывали трудности по нескольким причинам: сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях.
Для решения этой проблемы существует несколько путей: учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований; можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является эксперимент , который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся. Другой метод – метод проектов . По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Использование игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение . Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Очень часто используемый прием – это кластер , выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации. Среди методов также важным является работа с текстом . Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.
В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Последовательное развитие идей гуманизации школьного образования, включает изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. В основу технологии преподавания предметов естественнонаучного цикла ставится деятельностный подход. При этом ученики основной школы запоминают изложенные факты, явления и теории. Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе. Формирование естественнонаучной грамотности является сложным, многосторонним, длительным процессом. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
В результате будут созданы следующие условия для развития естественнонаучной грамотности школьников: определены научно-методологические основы формирования и развития функциональной грамотности; обеспечено научно-исследовательское, экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности; обеспечена диагностика смысла жизненных ориентации школьников, роли родителей в формировании функциональной грамотности детей.
Концепция обновления современной школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного естественнонаучного образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения естественнонаучных дисциплин на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.
В ходе работы Лаборатории 7: «Реализация основ формирования функциональной грамотности учащихся на уровне основного среднего образования по предметам естественнонаучного цикла, или Хочу все знать» будет представлен опыт педагогов кафедры естественнонаучных дисциплин по воспитанию научного мировоззрения учащихся, развития познавательного интереса школьников к преподаваемым естественнонаучным дисциплинам . Планируется проведение интегрированных открытых уроков, демонстрация взаимосвязей между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы. Будет представлена неразрывная связь физики, химии, географии и биологии, а также показаны связи физики и математики, физики и биологии и др. дисциплин.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."
в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...
Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов
Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга...