Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности.

Согласно схеме процесса мышления информация усваивается следующим образом: восприятие → осмысление → запоминание → за крепление → применение → обобщение → систематизация. В обязанности педагога входит анализ каждого этапа урока в соответствии с этой схемой.

В самом общем смысле методологическая схема имеет следующую структуру:

теория → образцы применения → отработка практических умений в порядке постепенного усложнения. Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника [5].

Существуют различные группы детей с ограниченными возможностями здоровья, каждая из которых отличается специальными образовательными потребностями. В соответствии с этим, когда ученик с ОВЗ начинает изучать химию, необходимо применять индивидуальный подход при выборе  форм, методов и технологий обучений для наибольшей продуктивности образовательного процесса.

Многие школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются низким уровнем познавательной активности, недостаточно  мотивированы на участие в процессе обучения, а также обладают пониженной работоспособностью. В соответствии с этим необходимым становится поиск активных форм, методов и технологий обучения, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны изучать учебный материал в соответствии со специально разработанными рабочими программами.

Образовательная программа по химии, носящая индивидуальный характер, состоит из следующих компонентов:

а) упражнения, помогающие усвоить основные понятия, имеют сокращенный вид;

б) задания для самостоятельной работы содержат в себе развернутые инструкции;

в) вариативность письменных упражнений;

г) подробное объяснение упражнений и совместное выполнение, помощь педагога и неоднократное повторение инструкции;

д) наличие необходимых технических средств обучения;

е) частая смена деятельности ввиду сниженной концентрации внимания у детей с ОВЗ;

ж) достаточное количество времени на выполнение упражнений;

з) наличие большого количества печатного материала для обеспечения принципа наглядности [3].

                                                         Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Печатный материал
  • Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ. Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.
  • Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.
  • В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.
  • Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.
  • Эффективным   считается   разбивка    текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.
  • Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания отражать степень усвоения пройденного материала.
  1. Учебная деятельность на уроках
  • Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий, например, ученик может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.
  • Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.
  • Использование информационно- коммуникационных технологий.
  • Организация учебной деятельности в парной   и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.
  • Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.
  • Выполнение смены деятельности, а также чередование активной деятельности с отдыхом.
  • Возможность у ребенка с ограниченными возможностями здоровья выйти из класса при необходимости.
  • Применение разнообразных наглядных средств обучения.
  1. Формулировка заданий
  • Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.
  • Задание должно быть сформулировано кратко,  но понятно для обучающегося с ОВЗ.
  • Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
  • При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся.
  1. Оценка

- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.

- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки.

 В том случае, когда ученик с ограниченными возможностями здоровья испытывает неудобства при публичном ответе, следует предоставить ему возможность отвечать в малое группе, что позволяет ему раскрыться и учиться у своих одноклассников.

Плодотворно влияет на образовательный процесс парная форма работа, в которой один ученик способен показать пример второму. Однако ошибочно на постоянной основе помогать ребенку с ОВЗ, в некоторых ситуациях необходимо дать  возможность самостоятельно принять решение, поощрить его за это, тем самым создавая ситуацию успеха [2].

Приведем примеры форм и методов работы с учащимися с ОВЗ на уроках химии:

- Специальные карточки с выполнением заданий   по образцу. Ученик с особыми образовательными потребностями берет карточку, в которой одна за дача полностью решена с подробными объяснениями, а вторую аналогичную задачу необходимо решить самому. Решение подобных задач мотивирует учащегося на обучение и поднимает его самооценку.

- Вовлечение учеников с ОВЗ в работу в группах. При данной форме работы учащемуся дается такое задание, которое он точно сможет выполнить, что будет способствовать тому, что ребенок поверит в свои возможности.

- Особенностью уроков химии является наличие демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. При проведении подобного рода деятельности необходимо тщательно продумывать задания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы ученик смог с ними справиться и чувствовал себя комфортно. В группе необходимо выбрать сильного ученика на роль консультанта, который всегда окажет необходимую помощь [1].

Большое значение в процессе обучения детей с ОВЗ отводится здоровьесберегающим технологиям. Школьники с особыми потребностями не способны долгое время заниматься одним видом деятельности, поэтому ее необходимо менять. В том случае, когда становится видно, что школьник потерял интерес к работе и стал отвлекаться, следует дать ему задание другого рода деятельности, которое сможет замотивировать его на дальнейшее обучение. К таким заданиям относятся специальные карточки, работа с учебником, просмотр презентации или видеофайлов с экспериментами, работа в паре или группе.

Во время учебной деятельности немаловажным является создание ситуации успеха для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.     Весьма значимо давать возможность ученикам исправлять свои ошибки.

На уроках   химии   продуктивными   считаются упражнения, в которых необходимо создавать или же работать со схемами, рисунками, таблицами. Задания подобного типа помогают школьникам оформить свой ответ, если устный опрос вызывает у него затруднения.                

В процессе обучения химии детей с ОВЗ следует помнить, что материал       необходимо давать незначительного объема с постепенным усложнением.

Эффективным на уроках химии считается применение большого количества наглядного материала, как в печатном, так и в электронном виде, что будет способствовать повышению познавательной активности ребенка с ОВЗ.

Для наиболее глубокого усвоения пройденного материала необходимо каждый урок предлагать учащемуся с особыми потребностями задания на повторение.

Наиболее оптимальными для ребенка с ОВЗ считаются задания, которые необходимо выполнить по образцу. К таким упражнениям относятся заполнение схем, работа с рисунками и таблицами. Перед такими заданиями необходимо изучить необходимый учебный материал совместно с ребенком.

В урочной деятельности и в качестве задания на дом можно давать упражнения, которые развивают мелкую моторику ребенка. Например, лепка химических моделей из пластилина. Такая деятельность повысит интерес ребенка к изучаемому предмету [4].

При   необходимости    можно    дополнительно использовать карточки-инструкции (модульное обучение), в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными   психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если не удается уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, можно использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если нужно отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

Таким образом, если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут усваивать теоретический материал, способы решения примеров и задач.

Литература

  1. Кучмаева, О.В. Проблемы развития инклюзив- ного образования / О.В. Кучмаева, Г.В. Саби- това, О.Л. Петрякова // Воспитания школьни- ков. – 2017. – № 4.
  2. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзив- ное) образование: генезис и проблемы внедре- ния» // Научно-методический журнал «Коррек- ционная педагогика». 2016. № 4.
  3. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обуче- ния детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2017. – 144 с.
  4. Староверова, М.С. Инклюзивное образова- ние: Настольная книга педагога, работающе- го с детьми с ОВЗ: методическое пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2017. – 317 с.
  5. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзив- ного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2018. – 110 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ, этапы формирования нравственного вопедения у детей с ОВЗ....

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элемен­ты арифметики, алгебры, начала математиче­ского анализа, евклидовой геометрии плоско­сти и пространства...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...

Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...