Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности.
Согласно схеме процесса мышления информация усваивается следующим образом: восприятие → осмысление → запоминание → за крепление → применение → обобщение → систематизация. В обязанности педагога входит анализ каждого этапа урока в соответствии с этой схемой.
В самом общем смысле методологическая схема имеет следующую структуру:
теория → образцы применения → отработка практических умений в порядке постепенного усложнения. Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника [5].
Существуют различные группы детей с ограниченными возможностями здоровья, каждая из которых отличается специальными образовательными потребностями. В соответствии с этим, когда ученик с ОВЗ начинает изучать химию, необходимо применять индивидуальный подход при выборе форм, методов и технологий обучений для наибольшей продуктивности образовательного процесса.
Многие школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются низким уровнем познавательной активности, недостаточно мотивированы на участие в процессе обучения, а также обладают пониженной работоспособностью. В соответствии с этим необходимым становится поиск активных форм, методов и технологий обучения, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности.
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны изучать учебный материал в соответствии со специально разработанными рабочими программами.
Образовательная программа по химии, носящая индивидуальный характер, состоит из следующих компонентов:
а) упражнения, помогающие усвоить основные понятия, имеют сокращенный вид;
б) задания для самостоятельной работы содержат в себе развернутые инструкции;
в) вариативность письменных упражнений;
г) подробное объяснение упражнений и совместное выполнение, помощь педагога и неоднократное повторение инструкции;
д) наличие необходимых технических средств обучения;
е) частая смена деятельности ввиду сниженной концентрации внимания у детей с ОВЗ;
ж) достаточное количество времени на выполнение упражнений;
з) наличие большого количества печатного материала для обеспечения принципа наглядности [3].
Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Печатный материал
- Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ. Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.
- Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.
- В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.
- Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.
- Эффективным считается разбивка текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.
- Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания отражать степень усвоения пройденного материала.
- Учебная деятельность на уроках
- Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий, например, ученик может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.
- Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.
- Использование информационно- коммуникационных технологий.
- Организация учебной деятельности в парной и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.
- Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.
- Выполнение смены деятельности, а также чередование активной деятельности с отдыхом.
- Возможность у ребенка с ограниченными возможностями здоровья выйти из класса при необходимости.
- Применение разнообразных наглядных средств обучения.
- Формулировка заданий
- Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.
- Задание должно быть сформулировано кратко, но понятно для обучающегося с ОВЗ.
- Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
- При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся.
- Оценка
- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.
- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки.
В том случае, когда ученик с ограниченными возможностями здоровья испытывает неудобства при публичном ответе, следует предоставить ему возможность отвечать в малое группе, что позволяет ему раскрыться и учиться у своих одноклассников.
Плодотворно влияет на образовательный процесс парная форма работа, в которой один ученик способен показать пример второму. Однако ошибочно на постоянной основе помогать ребенку с ОВЗ, в некоторых ситуациях необходимо дать возможность самостоятельно принять решение, поощрить его за это, тем самым создавая ситуацию успеха [2].
Приведем примеры форм и методов работы с учащимися с ОВЗ на уроках химии:
- Специальные карточки с выполнением заданий по образцу. Ученик с особыми образовательными потребностями берет карточку, в которой одна за дача полностью решена с подробными объяснениями, а вторую аналогичную задачу необходимо решить самому. Решение подобных задач мотивирует учащегося на обучение и поднимает его самооценку.
- Вовлечение учеников с ОВЗ в работу в группах. При данной форме работы учащемуся дается такое задание, которое он точно сможет выполнить, что будет способствовать тому, что ребенок поверит в свои возможности.
- Особенностью уроков химии является наличие демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. При проведении подобного рода деятельности необходимо тщательно продумывать задания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы ученик смог с ними справиться и чувствовал себя комфортно. В группе необходимо выбрать сильного ученика на роль консультанта, который всегда окажет необходимую помощь [1].
Большое значение в процессе обучения детей с ОВЗ отводится здоровьесберегающим технологиям. Школьники с особыми потребностями не способны долгое время заниматься одним видом деятельности, поэтому ее необходимо менять. В том случае, когда становится видно, что школьник потерял интерес к работе и стал отвлекаться, следует дать ему задание другого рода деятельности, которое сможет замотивировать его на дальнейшее обучение. К таким заданиям относятся специальные карточки, работа с учебником, просмотр презентации или видеофайлов с экспериментами, работа в паре или группе.
Во время учебной деятельности немаловажным является создание ситуации успеха для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Весьма значимо давать возможность ученикам исправлять свои ошибки.
На уроках химии продуктивными считаются упражнения, в которых необходимо создавать или же работать со схемами, рисунками, таблицами. Задания подобного типа помогают школьникам оформить свой ответ, если устный опрос вызывает у него затруднения.
В процессе обучения химии детей с ОВЗ следует помнить, что материал необходимо давать незначительного объема с постепенным усложнением.
Эффективным на уроках химии считается применение большого количества наглядного материала, как в печатном, так и в электронном виде, что будет способствовать повышению познавательной активности ребенка с ОВЗ.
Для наиболее глубокого усвоения пройденного материала необходимо каждый урок предлагать учащемуся с особыми потребностями задания на повторение.
Наиболее оптимальными для ребенка с ОВЗ считаются задания, которые необходимо выполнить по образцу. К таким упражнениям относятся заполнение схем, работа с рисунками и таблицами. Перед такими заданиями необходимо изучить необходимый учебный материал совместно с ребенком.
В урочной деятельности и в качестве задания на дом можно давать упражнения, которые развивают мелкую моторику ребенка. Например, лепка химических моделей из пластилина. Такая деятельность повысит интерес ребенка к изучаемому предмету [4].
При необходимости можно дополнительно использовать карточки-инструкции (модульное обучение), в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если не удается уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, можно использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если нужно отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
Таким образом, если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут усваивать теоретический материал, способы решения примеров и задач.
Литература
- Кучмаева, О.В. Проблемы развития инклюзив- ного образования / О.В. Кучмаева, Г.В. Саби- това, О.Л. Петрякова // Воспитания школьни- ков. – 2017. – № 4.
- Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзив- ное) образование: генезис и проблемы внедре- ния» // Научно-методический журнал «Коррек- ционная педагогика». 2016. № 4.
- Селевко Г.К. Технологии воспитания и обуче- ния детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2017. – 144 с.
- Староверова, М.С. Инклюзивное образова- ние: Настольная книга педагога, работающе- го с детьми с ОВЗ: методическое пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2017. – 317 с.
- Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзив- ного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2018. – 110 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ, этапы формирования нравственного вопедения у детей с ОВЗ....
Статья на тему "Особенности преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе 8 вида"
Статья посвящена особенностям работы с детьми с ОВЗ на уроках георгафии....
Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начала математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства...
Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе
Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...
Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья
Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...