Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по математике
Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 1
(МБОУ Купинская школа-интернат№ 1)
ДОКЛАД
Особенности обучения математике
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роенко Алексей Николаевич
Учитель математики и информатики
МБОУ Купинская школа-интернат №1
2019 г
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. Сегодня школа ориентирована на признание для общества равной ценности всех учеников. А различия между учениками рассматриваются как ресурсы, способствующие образовательному процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Это обстоятельство касается и учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых в основном требует создание специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом особенностей психики и здоровья каждого ребенка. Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые образовательные потребности. В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Пример тому программа «Доступная среда». Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: Как правильно организовать урок в инклюзивном классе?
Какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ?
Как распределить режим учебной нагрузки для такого ребенка?
Какие учебники и учебные пособия использовать?
В какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия?
И множество других вопросов, которых намного больше, чем ответов.
Если в школе появляются дети, имеющие статут обучающихся с ОВЗ - это требует корректировки нормативно-правовой базы.
Это всё должно быть учтено при разработки адаптированной образовательной программы для категории ОВЗ. Эта программа адаптируется под каждого обучающего (или группу обучающихся) конкретной категории.
Этапы:
- Разработка адаптированной основной образовательной программы (которая требует лицензирования)
- Администрация совместно с учителями разрабатывает адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ конкретной категории (ЗПР, умственная отсталость, или с нарушением аутистического спектра, или для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.), где прописывают какие предметы будут адаптировать (т.е. разрабатывать для данного ребёнка)
- Адаптированная рабочая программа по предмету (математика, алгебра или геометрия)
При адаптации программы основное внимание обращается на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Изучение математики в V—IX классах базируется на математической подготовке, полученной учащимися в начальной школе.
Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе, где наравне со здоровыми детьми обучаются дети с ОВЗ, является обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
С 1 сентября 2016 г в силу вступил закон «ФГОС НОО ОВЗ, а это означает, что с каждым годом в школах будет больше и больше детей, имеющих статус ОВЗ. А это в свою очередь означает, что особого внимания требует методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как оно в этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно или крайне медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- формирование предметных основных общеучебных умений;
- создание условий для социальной адаптации учащихся.
Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Они не могут в полном объеме мыслить, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу). Использую трехуровневые мини тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. И детям с ОВЗ готовлю задания с учётом их возможностей. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся, задания корректирующего характера.
Новые правила они пытаются выразить своими словами. И ОЧЕНЬ важно, что для обучающихся такой категории необходимо многократное повторение сказанного учителем или прочитанного в учебнике на всех этапах урока.
Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.
Закрепление учебного материала провожу с использованием:
- Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.
- Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.
- «Математический тренажер». Систематически провожу устную работу по этому тренажёру, что способствует развитию вычислительных навыков.
- Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.
И в то время, когда основная масса обучающихся в классе работает самостоятельно по закреплению материала, с «особыми» детьми работаю индивидуально, объясняя и прорабатывая ещё раз материал.
Конечно основная сложность состоит в том, что темп работы в классе очень разный. Из –за медленной работы детей с ЗПР, приходится урок разрабатывать в 2-х частях: для основной массы и для обучающихся с ОВЗ, которые требуют больше внимания к себе.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов.
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников, что особо важно для ОВЗ –обучающихся.
К обучающимся с ОВЗ относятся и дети с нарушениями в опорно-двигательном аппарате (и как пример – обучающиеся с ДЦП).
А это означает, что плохо владеют не только ноги, но и руки. Записи в тетрадях, у доски не всегда читабельны. Учителю приходится больше устно опрашивать, изыскивать альтернативные варианты контроля знаний. И как помощь такому ребёнку- упражнения по развитию мелкой моторики.
И необходимость в этом возникает не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звене.
Организация зрительной гимнастики на уроке.
Одной из коррекционных и здоровьесберегающих задач на уроке в классе, где обучаются дети с ОВЗ, является соблюдение режима учебной нагрузки, профилактика истощаемости нервной системы. Одним из средств, помогающих снять нервно-психическое напряжение ребенка, восстановить концентрацию внимания и восприятия является зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика – эффективная профилактическая мера усталости глаз.
Упражнения для развития остроты зрения
1. Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
2. И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Задание способствует улучшению кровообращения век.
Работать в таких классах нелегко, но поскольку такие дети есть, то нам следует их принять как полноправных учеников в классе. Уважать их, и принимать такими какие они есть.
Очень хорошие материалы по инклюзивному образованию предоставляет школа цифрового века (краткосрочные курсы по темам инклюзии)
Пояснения к изменениям программы в V—IX классах.
Математика в V и VI классах
При изучении математики в V и VI классах повторяются и систематизируются сведения о натуральных числах, полученные учащимися в начальной школе. С первых уроков у детей формируются навыки тождественных преобразований. Важную роль при этом играет понятие выражение. Тождественные преобразования выражений основываются на законах арифметических действий.
Большое место в программе занимает составление и решение уравнений. В V классе уравнения решаются на основе зависимостей между компонентами и результатами действий. В VI классе в теме «Положительные и отрицательные числа» формулируются правила действий с рациональными числами, включая правила перемены знака при перенесении члена из одной части уравнения в другую.
Впервые в V классе учащиеся знакомятся с решением задач с помощью уравнений. В VI классе они должны научиться составлять числовые и буквенные выражения, пропорции и линейные уравнения по условиям текстовых задач, а также уметь решать несложные линейные уравнения, используя при этом раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.
Элементы геометрии, включенные в программу, способствуют формированию у учащихся умения работать с чертежными инструментами: транспортиром, циркулем, линейкой.
Действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами, использование букв для записи выражений, составление несложных уравнений по условию задач, построение и измерение геометрических фигур — все это является подготовкой изучения систематического курса алгебры и геометрии в старших классах.
Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы V и VI классов возможно изъять без ущерба для дальнейшего изучения курса математики.
Учащиеся решают задачи на вычисление скорости, времени, расстояния без заучивания формул.
Можно не останавливаться на изучении тем: «Равные фигуры», «Столбчатые диаграммы», «Шар».
Тема «Масштаб» будет подробно изучаться в курсе географии, тема «Графики» — в курсе алгебры, темы «Длина окружности», «Площадь круга» — в курсе геометрии.
Некоторые темы рекомендуется давать как ознакомительные. К таким относятся в V классе: «Куб», «Прямоугольный параллелепипед», «Среднее арифметическое чисел»; в VI классе: «Перемещение по координатной прямой», «Параллельные прямые», «Измерение величин», «Модуль числа», «Число как результат измерения».
Следует уменьшить количество часов на следующие темы: «Длина отрезка», «Шкалы», «Переместительный и сочетательный законы умножения», «Запись произведения с буквенными множителями», «Равные углы», «Развернутый и прямой угол».
Высвободившиеся часы рекомендуется использовать на повторение (в начале и конце учебного года), на практические работы, а также на изучение наиболее трудных и значимых тем: в V классе — на решение уравнений, закрепление знаний единиц площадей, умножение и деление десятичных дробей, измерение углов; в VI классе — на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, решение уравнений, сложение и вычитание чисел, содержащих целую и дробную часть, на умножение и деление обыкновенных дробей.
Вводятся некоторые дополнительные темы на обобщение изученного материала: в V классе — «Все действия с десятичными дробями», «Единицы измерения площадей»; в VI классе - «Примеры на все действия с положительными и отрицательными числами», «Решение примеров на все действия с обыкновенными и десятичными дробями».
Алгебра VII класс
Важнейшей особенностью содержания курса алгебры является его практическая направленность, обеспечивающая доступность и прочность усвоения основ математических знаний учащихся. При этом некоторые математические понятия вводятся ознакомительно в процессе решения конкретных практических задач, раскрывающих реальную основу математических абстракций. Это относится к темам: «Формулы», «Доказательство тождеств», «График функции, абсцисса, ордината», «Линейное уравнение с двумя неизвестными».
С понятием формула учащиеся познакомятся при изучении темы «Выражения с переменными», с доказательством тождеств — при выполнении тождественных преобразований, с графиком функции и понятиями абсцисса иордината — при непосредственном построении графиков конкретно заданных линейных функций. С линейными уравнениями с двумя переменными знакомство происходит при решении систем линейных уравнений.
Тема «Абсолютная погрешность» изъята из программы полностью, так как она будет подробно рассмотрена в курсе физики на практических занятиях.
В результате появляется возможность добавить время на изучение сложных тем: «Решение уравнений», «Решение задач с помощью уравнений».
VIII класс
Из программы рекомендуется исключить следующие темы: «Действительные числа».
«Нахождение приближенных значений квадратного корня»; из раздела «Степень с целым показателем и ее свойства» исключается «Стандартный вид числа — приближенные вычисления»; из раздела «Квадратные уравнения» — решение квадратного уравнении выделением квадрата двучлена, а также вывод формулы корней квадратного уравнения.
Некоторые темы (например такую, как «Теорема Виета») предлагается давать в ознакомительном плане; при знакомстве с графиком функции У = — можно ограничиться построением графика по точкам и простейшим анализом.
Уменьшено количество часов на изучение следующих тем: «Квадратные корни», «Дробные рациональные уравнения».
Высвободившееся время рекомендуется использовать для лучшей проработки наиболее важных тем курса: «Совместные действия с дробями», «Применение свойств арифметического квадратного корня», «Решение задач с помощью квадратных уравнений», а также на повторение пройденного за год.
IX класс
В IX классе повторяются и систематизируются ранее полученные учащимися алгебраические сведения. Рассматриваются арифметическая и геометрическая прогрессии, квадратные функции, системы уравнений. Обучение ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления. Большое внимание уделяется преобразованию тригонометрических выражений. Совершенствование вычислительных навыков учащихся достигается путем включения в курс большого числа задач, связанных с выполнением различного рода вычислений, с использованием таблиц и микрокалькулятора.
Некоторые труднодоступные темы рекомендуется исключить. К ним относятся: «Свойства квадратичной функции», «Целое уравнение и его степень», «Сумма бесконечной геометрической прогрессии». Все формулы прогрессий даются без вывода.
В ознакомительном плане изучаются «Четные и нечетные функции», «Функция
у = хп».
Весь раздел «Организация вычислений» (округление чисел, сложение и умножение приближенных значений) переносится для изучения на факультативные занятия.
Вычисления с помощью калькулятора производятся в течение всего учебного года.
Освободившееся время рекомендуется использовать на повторение, решение задач, преобразование выражений, а также на закрепление изученного материала.
Геометрия VII класс
В теме «Основные свойства простейших геометрических фигур» рассматриваются простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, угол), производятся их сравнение и измерение. Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе практических упражнений, через решение задач и приводятся в описательной форме. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления учащихся, сложившиеся в результате их опыта и изучения математики в I—VI классах. Контрольная работа № 1 заменяется самостоятельной работой.
В теме «Перпендикулярные прямые» даются только формулировки, так как доказательства трудны для учащихся с задержкой психического развития.
Тема «Углы, отложенные в одну полуплоскость», исключается из-за ее трудно-доступности, при дальнейшем изучении курса геометрии она не используется. Поэтому первый признак равенства треугольников доказывается способом наложения, а второй и третий признаки даются в ознакомительном плане, без доказательств, но с заучиванием формулировок.
Теорема о свойствах равнобедренного треугольника доказывается на основании признаков равенства треугольников.
Первый признак параллельности прямых доказывается, остальные признаки даются в процессе решения задач.
Ввиду сложности изложения материала снимаются темы: «Существование и единственность перпендикуляра к прямой» и «Метод геометрических мест».
Тема «Углы, вписанные в окружность», изучается в упрощенном виде, с использованием учебника Киселева.
Освободившееся время рекомендуется использовать для практических работ, решения задач, а также на повторение изученного материала.
VIII класс
Некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане, сократив количество часов, отводимое на их изучение, исключив доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки. К ним относятся: «Теорема Фалеса», «Основные тригонометрические тождества:», «Изменение тригонометрических функций при возрастании угла>, «Уравнение прямой», «Расположение прямой относительно системы координат», «Пересечение прямой с окружностью», «Движение», «Свойства движения» (в теме «Преобразование фигур»).
Исключить также доказательство теоремы о зависимости угла от градусной меры угла.
Следует исключить вопрос о взаимном расположении окружностей.
В теме «Подобие фигур» рекомендуется рассмотреть доказательство одного признака подобия, а остальные — дать в ознакомительном плане, предложив для заучивания только формулировки теорем.
Освободившиеся часы использовать на решение задач, построения и повторение.
При изучении геометрии в VIII классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи.
IX класс
В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления учащихся обучение геометрии в IX классе следует строить на решении задач при постоянном обращении к наглядности — рисункам и чертежам.
Ввиду труднодоступности темы «Векторы на плоскости» целесообразно ограничить знакомство с нею понятием вектор, сложением и вычитанием векторов. Остальные разделы темы рекомендуется вынести для более подробного изучения на факультативные занятия, а контрольную работу № 1 заменить самостоятельной работой. Освободившееся время используется по усмотрению учителя.
Теорема о длине окружности, площади круга и формула Герона даются без доказательств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...
Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конф...
Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начала математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства...
Статья по математике «Подготовка к сдачи огэ по математике детей с ограниченными возможностями здоровья»Учитель математики Димитерко Лариса Анатольевна, ГБОУ СОШ №420
Методические рекомендации по подготовке к огэ детей с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья
Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя &laqu...
Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...