Классный час "Жизнь бесценный дар"
материал (11 класс)
Классный час "Жизнь бесценный дар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_zhizn_bestsennyy_dar.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Жизнь бесценный дар»
Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи: раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь»; развитие потребности обрести смысл жизни; воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни; организовать работу в группах для приобретения навыков отстаивания своей точки зрения; сформировать ответственное отношение к собственной жизни.
Ход урока
1. Организационный момент, определение темы классного часа
(Чтение стихотворения учителем.)
Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
2. Сообщение темы урока « Жизнь - бесценный дар» Как вы думаете на какой вопрос мы сегодня попытаемся ответить? «Что в жизни самое ценное?»
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что-нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.
Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.
3. Беседа
Учитель:
В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь»,
« Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?
Работа в группах - ребята дают определение слову жизнь
4. Знакомство со словарем
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ»
(Все определения вывешиваются на доску под названием словарь.)
- Какое определение вам ближе и почему?
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
5. Задание
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я раздала вам заранее стихотворение чтобы вы попробовали сделать перевод с оригинала. Это потрясающее стихотворение, написанное матерью Терезой,
Чей перевод вы считаете самым удачным? Давайте сравним с литературным переводом.
Стихотворение написано и на английском языке.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Давайте выберем любимую строчку из стихотворения. Как вы можете объяснить свой выбор?
Вывод: Мы живем среди людей, и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
6. Рассказ учителя
След на земле
Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его.
-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.
-Есть ли у тебя сын или дочь?
-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
-Может быть, ты посадил дерево?
- Нет, не посадил я дерева.
-Может быть, взлелеял поле?
-Нет, не взлелеял поле.
-Ну, так значит, ты песню сложил?
-Нет, и песни я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»
-Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?
(Ответы учащихся)
- оставить след какой-нибудь например, посадить дерево, забота о родственниках, помощь одиноким, делать только добрые дела)
7. «Жизненные цели»
-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
- Что значит жизненная цель?
(Ответы учащихся.)
(Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни.
Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит)
Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели. Сверните, дома уберите в школьный альбом, а лет через 10 достаньте прочитайте, то что вы сейчас написали и подумайте, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (Ответы детей.)
8. «Цвета жизни»
Представьте, что в день сотворения мира Творец раздал всем разные краски. В течение 30 секунд каждая группа решает, какую одну краску возьмет и на листе ватмана оттенками выбранного цвета за 3-5 минут попытается нарисовать все то, что имеет на земле данный цвет.
· Объясните, что и почему вы нарисовали? (ответ учащихся
( Например: группа , выбравшая красный цвет поясняет, почему они нарисовали костер – он красный, символ тепла и согревает всех, кто к нему подходит; сердце –жизнь человека не возможна без сердца, это орган через который течет кровь, которая красного цвета и т.д.)
Вывод: Мир многоцветен и каждый из нас сам выбирает цвет своей жизни.
Самое главное, что вы видите многоцветие мира, вы слышите мелодии жизни, вы можете обнять друг друга, прийти в гости, сделать друг другу подарки. В. Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать – это быть.
Размышлять - это жить».
9. Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.
Мы говорим с вами сегодня о ценности жизни, скажите кто еще ценит вашу жизнь больше всех окружающих? У ребят в вашем возрасте очень часто возникают конфликты с родителями, иногда вам кажется, что вас никто не любит. Я хочу вам со всей ответственностью сказать что ваши родители в самые сложные моменты всегда за вас, всегда поддержат, никогда не бросят. Я хочу, чтоб вы посмотрели один фрагмент и подумали… как вы важны для ваших родителей Я прошу, послушайте и подумайте…
Просмотр видеоролика « Мама, очень хочется пить». https://www.youtube.com/watch?v=esBA7FGH2M0
10. Что в жизни самое ценное?
- Что же самое главное для человека?
«А в жизни самое главное,
Наверное, жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)
- Согласны ли вы с этим?
- Почему тема нашего классного часа называется Жизнь - бесценный дар?
Ответы учащихся
(Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни.
Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит)
Вывод:
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы.
Я хотела бы, чтобы сегодня тема нашего кл. часа у каждого из вас нашла отклик в сердце, чтобы каждый обратился к своим чувствам, потому что очень часто для человека самым трудным бывает работа над самим собой».
13. Рефлексия.
И возвращаясь к началу нашей беседы, к тому белому листу бумаги, с которым каждый из вас поступил по-разному. Сегодня я могу вам выдать новый лист, и вы уже сможете поступить с ним совсем иначе. Однако в реальности никто не подарит вам новую жизнь, она у вас одна, как с ней поступить решаете вы сами: порвать ли, скомкать ли, подарить себя другому или же сделать ее яркой и интересной при помощи, наполнить смыслом, чтобы она не казалась пустой и трудной чередой препятствий.
Уч-ся читает стихотворение КАРИНА
Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить,
о чем мечтаем?
Ответ простой –
позвольте сметь!
Позвольте сметь
себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а не играя роли
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!
Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино, читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!
Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!
14. Итог урока
Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель дает спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.
Учитель: наш классный час мне хочется закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Здоровье –бесценное богатство".
Классный час способствует формированию знаний о последствиях вредных привычек на здоровье человека;содействует воспитанию ответственности подростка за свое поведение и наличие ...
Классный час: "Здоровье - бесценное богатство"
Формирование ЗОЖ....
Классный час "Здоровье - бесценное богатство!"
Классный час проводится в рамках темы "Здоровый образ жизни"...
Классный час «Бесценный дружеский союз».
Дружба - это растение, которое растет медленно, и, прежде чем заслужить свое имя, она должна пройти через испытания и выдержать множество превратностей судьбы. ...
Классный час "Здоровье - бесценное богатство"
Самое большое богатство – здоровье. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями. ...
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО»
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО». К классному часу прилагается видео "Уроки Мойдодыра"....
Классный час "Дар бесценный"
Жизнь незримо больше и сложнее, чем существование . Человеческая жизнь - дар. Задачи данного классного часа: 1.Содействовать осмыслению основных нравственных правил. 2.Подвести к пониманию уникальност...