Классный час "Дар бесценный"
классный час (10 класс) по теме

Масютина Лариса Матвеевна

Жизнь незримо больше и сложнее, чем существование . Человеческая жизнь - дар. Задачи данного классного часа: 1.Содействовать осмыслению основных нравственных правил. 2.Подвести к пониманию уникальности и ценности каждого человека. 3.Формировать ответственное отношение к себе и своему будущему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dar_bestsennyy.zip458.71 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок нравственности

Дар бесценный

                 

Масютина Лариса Матвеевна

       Учитель

                                             МБОУ гимназия №12 г. Липецка

                                                            10 класс

                               2013-2014 уч. год

Цель: Формирование ценностного отношения к собственной жизни.

Задачи:

  1. Содействовать осмыслению основных нравственных правил.
  2. Подвести к пониманию уникальности и ценности каждого человека.
  3. Формировать ответственное отношение к себе и своему будущему.

 Оборудование:

телевизор, видеомагнитофон, проектор, экран, музыкальное оформление на СD, видеокассета из цикла «Уроки нравственности».

Оформление: доска с цитатами, листы белой бумаги, иллюстрации для коллажа, раздаточный материал.

                                        План занятия.

(Ученики сидят группами по 5-6 человек за столом, всего четыре группы, лицом к учителю и друг к другу).

 

 Эпиграф:  Мы творим нашу собственную жизнь и называем её

                    судьбой.

                                                                                            Дизраэли.

  1. Разминка.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Просмотр видеоматериала, беседа, дискуссия, вывод.
  4. Ролевая игра «Последствия», рефлексия.
  5. Создание проекта «Моё жизненное кредо».
  6. Итог занятия, выводы.

                                                Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя:

        - Всем ли удобно? Всем ли хватило места? Нас здесь много и мы рады

           всем. Итак, начнём.

        - Поговорим? – О чем?

        - О разном, и о прочем.  – О том, что хорошо?

        - И хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

        - Поговорим? – Поговорим! Вдруг будет интересно!

  1. Начало беседы:

        - Много лет назад моя ученица подарила мне необычный подарок – вот

          этот цветок. Он мне дорог, я его очень берегу.

        - А вы любите получать подарки?

        - Что можно получить в качестве подарка?

        - Что такое «дорогой подарок»? А «ценный подарок»? Можно ли цен-

           ный подарок измерить в денежном эквиваленте. Чем похожи слова:

           подарок – дарить – дар? Почему тема нашего сегодняшнего разговора

           «Дар бесценный»? Что, по-вашему, это может быть?

           (Ответы детей).

        - Что такое жизнь и почему она дар?      

         (Определение в словаре: Жизнь-это форма существования материи).

         -Вы согласны с этим определением? (Ответы детей).

   Вывод: Жизнь незримо больше и сложнее, чем существование .

                 Человеческая жизнь - дар.

  1. В чем, по-вашему, ценность человеческой жизни? Прежде чем вы    начнёте отвечать на этот вопрос, я хотела бы ещё раз вместе с вами обратиться к беседе писателя, председателя Российского детского фонда Альберта Анатольевича Лиханова с выдающимся детским кардиохирургом, директором научного центра сердечно – сосудистой

          хирургии имени Бакулева в Москве Лео Антоновичем Бокерия. Это

          интервью с человеком, цель работы которого – сохранение человеческой жизни. Как он об этом говорит?

          (Просмотр видеоматериала).

          Цитата Л.А. Бокерии « Жизнь – как священный, Божий дар, то есть нам эта жизнь дарована. А раз она дарована, к ней надо так и отнестись».

       - А теперь вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние 2-3 недели вы слышали или говорили сами о том, как прекрасна жизнь? Какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться и плакать.

          Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, в повседневных заботах и делах, помним  ли мы о том, что жизнь – это великий и бесценный дар.

       - В чем ценность человеческой жизни? – В её уникальности. Человек живет только один раз. У человека одна единственная жизнь и другой не будет. Жизнь каждого неповторима. Жизнь очень хрупкая вещь, её очень легко разбить, разрушить. Каково отношение людей к своей жизни, своему здоровью?

          (В интервью упоминается – вообще нет никакого отношения).

          Русский человек, как известно, бесстрашный, по сути. Таким, видимо, его сделала история, жизнь. Когда он молод, здоров, он не задумывается о том, правильно ли он живет. Ваш сверстник в этом плане ещё более бесстрашен. «Зачем я буду сейчас думать о каком –то завтрашнем дне, ведь это будет ещё ой как не скоро, тем более в жизни нужно попробовать всё». И доказать ему, что есть опасность, что является угрозой для его жизни, воспитать у него здоровое чувство предвидения опасности непоправимых последствий – дело довольно –таки трудное. Почему так происходит? Кто и что на нас влияет? (ответы детей).

         1.Существуют т.н. мифы общественного сознания, т.е. распространённая точка зрения, которая считается правильной, потому, что многие так считают (= все так делают).

          «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают»»  (Л.Н.Толстой).

           Согласны ли вы с этим утверждением?

       2. Давление окружающей среды (реклама, СМИ, сверстники)

        3. Особенности возраста (инфантильность, стремление к «взрослости», зависимость от чужого мнения и оценки, подражание).  

       - Как вы оцениваете высказывание вашего сверстника: «Это моя жизнь, и я могу делать с ней всё, что захочу?».

       4.Семья.  (Семьи бывают разные).

       

     IV.   Подростковый возраст – трудное время, когда нужно принимать важные решения. Некоторые из ваших решений могут изменить всю вашу жизнь.

         Правы были древние, говоря, что « Каждый день – это ступенька в лестнице жизни».Отличительной особенностью человека является способность предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций.

Чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам игру «Последствия». Одному участнику каждой группы будет дана ситуация, а все остальные члены группы выступают в роли последствий. Главный герой имеет право, выслушав все последствия, либо принять ситуацию, либо от неё отказаться.       

     Ситуации:

1.Ты любишь просто так болтаться с друзьями.

2.Тебя интересуют судьбы других людей.

3.Твой принцип: главное в жизни – это удовольствия.

4.На тебя можно положиться, ты пунктуален и надёжен.

Последствия:

Последствие 1(что последует «завтра»);

Последствие 2(через 5 лет);

Последствие 3(через 10 лет);

Последствие 4(через 15 лет);

Последствие 5(сообщает об итоге, к которому субъект придёт в конце жизни.).

Начало должно быть таким: - « Я – твоё последствие №1 и я говорю тебе, что……..).

-Что думалось во время игры? Всегда ли легко бывает сделать выбор?

Обратимся ещё раз к словам Л.А.Бокерии «Человек сам в ответе за своё  будущее. Абсолютно всё зависит от человека. Надо жить так, чтобы жизнь была не в тягость. Эту «жизнь не в тягость» надо начинать с детства».

V. Каждый человек вырабатывает свою жизненную программу. Я предлагаю создать и озвучить проект «Моё жизненное кредо» (от латинского credo- верю).

(Учащиеся создают коллажи, предлагают свои варианты).

Моё жизненное кредо:

  • Жить увлечённо
  • Идти вперёд
  • Стараться быть цельной натурой
  • Стремиться к новым знаниям
  • Признавать и уважать ценность каждого другого человека
  • Всегда идти в нужном направлении
  • Знать себя и слушать свой внутренний голос
  • Научиться любить и принимать себя
  • Ценить каждое мгновение своей жизни

И небольшой практический совет: если у вас не всё получается и появляются сомнения, воспользуйтесь таким приёмом как аффирмация (от английского affirm – верю). Произносите эти слова громко и как можно чаще,

и вы преодолеете все преграды.

VI.Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать - это быть. Размышлять – это жить». Размышляйте о жизни, о своём месте и предназначении, ищите смысл своего существования и тогда вы совершите величайшее открытие:        

Дар бесценный – это наша с вами жизнь.

В заключение хотелось бы вам подарить «Философское завещание матери Терезы»       (дети получают листочки с текстом).

Философское завещание матери Терезы

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи её.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни её.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай её.

Жизнь – это долина слёз. Преодолей всё.

Жизнь – это песня. Допой её до конца.

Жизнь – это борьба. Стань борцом.

Жизнь – это бездна неизвестного.

Жизнь  - это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать её.

     Это твоя жизнь!

Завершая нашу сегодняшнюю встречу, хочется сказать: спасибо всем за работу, и знайте, что несмотря ни на что, вы прекрасны, потому что вы живёте на свете, вы – неповторимы, потому, что вы можете выбирать; потому, что вы - -это вы, со всеми вашими достоинствами и недостатками, надеждами и безграничными возможностями. Я желаю вам, чтобы ваша жизнь состоялась, и все вы выросли замечательными людьми. Скажите друг другу «спасибо», пожмите друг другу руки и улыбнитесь. Спасибо.


                            Список используемой литературы

1. Маленкова Л.И.  Человековедение. Москва;  Педагогическое общество России ,2000

2. Хейнс У.    Я в мире людей (в 2-х частях). Москва; Международный фонд образования, Республика, 1997

3. Маленкова Л.И.    Воспитание в современной школе. Москва; Ноосфера,1999

4. Дереклеева Н.И.   Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.  Москва; ВАКО,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Здоровье –бесценное богатство".

Классный час способствует  формированию знаний о последствиях  вредных привычек на здоровье человека;содействует  воспитанию ответственности подростка  за свое поведение и наличие ...

Классный час "Здоровье - бесценное богатство!"

Классный час проводится в рамках темы  "Здоровый образ жизни"...

Классный час «Бесценный дружеский союз».

Дружба  -  это растение, которое растет медленно, и, прежде чем заслужить свое имя, она должна пройти через испытания и выдержать  множество превратностей судьбы. ...

Классный час "Здоровье - бесценное богатство"

Самое большое богатство – здоровье. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями. ...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО». К классному часу прилагается видео "Уроки Мойдодыра"....

2.1.1.Классный час "Жизнь – бесценный дар".

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.Задачи:раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».развитие потребности обрести смысл жизни;воспитание способности ...