Проект "Зимушка- зима" для старшей или подготовительной группы
проект

Цель проекта: активизация  мыслительно - поисковой деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima.docx182.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Зимушка-зима»

Образовательная область

Формирование целостной картины мира

(для старшей и подготовительной групп)

Автор: Полозова Г.П.

Учить надо так, чтобы люди, насколько  это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

Ян Амос Каменский

Теоретическое обоснование проекта

        Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

        Формируя  у ребенка целостную картину мира, мы уделяем особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию ценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например, если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

        Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем – создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:

Описание: Описание: рис.1

        Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

        Одним из перспективных методов, способствующих решению задач формирования целостной картины мира, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть проектной деятельности заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

        Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Творчество – разновидность поисковой активности. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.        Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

        Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задаётся взрослым, и направленно на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

        Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.

        Для того чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.

        Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная наша задача – помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.

        Учитывая интересы детей, мы разработали познавательно-исследовательский проект: «Зимушка-зима».         Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Актуальность проекта

        Актуальность проекта видим в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

        Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

        Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

        Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

        Мы считаем, что главное - это то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей. Для более успешного усвоения материала обучение должно быть построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволит увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке  жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.

        Данный проект не требует больших затрат.

Цель проекта: активизация  мыслительно - поисковой деятельности детей.

        Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности воспитателей  и родителей.

Задачи проекта:

  • формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • формировать жизненный опыт;
  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развивать познавательные способности детей, творческое воображение;
  • развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкости творческого мышления, умение находить решение поставленных задач;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать  самосознание ребенка, уверенность в собственных силах.
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.
  • формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Вид проекта: познавательно- экспериментальный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: 3 месяца.

Ресурсы, задействованные в выполнении проекта

 

Ресурсы

1. Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Программа «От рождения до школы»  Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Форма организации воспитательно-образовательного процесса.

  1. Интегрированные занятия с элементами ТРИЗ «Путешествие в зимний лес», «Зимняя сказка» (см. Приложение 1)
  2. Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Зима»
    (можно проводить в форме клуба «Почемучка»)*
  3. Дидактические игры
  4. Макетирование  (макет зимнего леса)
  5. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
  6. Беседа «Времена года» (Детская библиотека)
  7. Викторина  «Зимние забавы»
  8. Продуктивная деятельность (сгребание снега к деревьям и кустарникам)
  9. Ведение альбома по исследовательской деятельности  «Хочу все знать»
  10. Художественно-творческая деятельность
  11. Чтение художественной и энциклопедической литературы

3. Материально-техническая база.

  1. Уголок  экспериментирования  группы.
  2. Библиотека юного исследователя.

Тема 1 «Зима»

Форма проведения: эксперимент.

Материал: чашка с водой, лед, предметы, которые тонут в воде и не тонут, камни.

Проблемный вопрос: Почему лед не тонет? Что было бы, если бы лед тонул?

Тема 2 «Зима» (на прогулке)

Форма проведения: опыт.

Материал: две бутылки с водой.

Проблемный вопрос: Что станет с водой на улице? В какой бутылке быстрее замерзнет вода ( одну бутылку помещаем в снег, а другую оставляем на улице)?

Примечание.

        При выборе темы эксперимента следует руководствоваться  следующими правилами:

  • тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
  • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальной. В ней необходим элемент неожиданности;
  • тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена быстро.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Срок реализации

Подготовительный

  1. Определение цели и задач проекта и анализ исходной ситуации.
  2. В рамках проекта и его реализация организовать взаимодействие воспитателей, детей и их родителей.
  3. Корректировка мероприятий

Декабрь

Исследовательский  

.

  1. Исследовательская деятельность детей по детальному изучению по обогащению знаний об особенностях зимней природы
  2. Использование разных видов детской деятельности (художественное творчество, сочинение сказки, рассказы, игры, трудовая деятельность).

Январь-февраль

Заключительный

  1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
  2. Создание альбома «Хочу все знать»
  3. Организация выставки рисунков, фотографий, коллекций в процессе исследовательской деятельности с подключением родителей.
  4. Презентация проекта

Февраль-марта

Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:

Описание: Описание: рис.3

Работа по реализации проекта осуществляется в трех направлениях:

  • работа воспитателя с детьми;
  • самостоятельная исследовательская деятельность детей;
  • работа с родителями.

Работа  с детьми

        В содержание проекта включены традиционные занятия с включением элементов собственной исследовательской практики детей и элементов ТРИЗ, а также дидактические игры, способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Элементарные опыты, лабораторные занятия, наблюдения – активные способы познания природы. Наблюдения, являясь важным методом познания природы,  дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы,  учат ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. На занятиях по развитию исследовательских способностей используются задания, направленные как на развитие умения наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, так и на развитие способностей делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.

        Активно включать в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Широко использовать проблемные задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес  детей.

        Свою работу с детьми необходимо вести по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

Формы работы с детьми:

        Содержание проекта позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получить новые знания на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания закрепляются с помощью продуктивных видов детской деятельности, разгадывания кроссвордов, практической работы с природным материалом.

        Особенность проекта в том, что занятия должны быть построены таким образом, что ребенку не даются знания в готовом виде, а создаётся среда, где ребёнок имеет возможность «добыть» эти знания самостоятельно.

        Изучение нового материала должно проходить в процессе активной творческой деятельности ребенка и основываться на его личном опыте. Это важно, потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Самостоятельная исследовательская деятельность детей

  • Выдвижение гипотезы.
  • Нахождение путей проверки гипотезы
  • Проведение опыта
  • Подведение итогов исследования
  • По результатам исследования оформление альбома «Хочу все знать»

В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:

Описание: Описание: рис.6

Работа с родителями

  • Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке:
  • – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • – Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  • Открытое познавательное занятие для родителей – презентация проекта.

Презентация

        Презентация – открытое интегрированное занятие для родителей. Продукт  деятельности  -  альбом «Хочу все знать» с результатами детской исследовательской работы. Ребята в роли исследователей рассказывают всем присутствующим о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

Прогнозируемый результат

  1. Развитие познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности,
  2. Формирование проектно-ориентированного интеллекта.
  3. Стимулирование интереса дошкольника к наукам.
  4. Содействие формированию у детей научной картины мира.
  5. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Данный проект позволяет:

  • ребенку почувствовать себя исследователем.
  • объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

        Основным итогом этой работы должно стать то, что дети должны добывать информацию своим трудом, познать чудо самостоятельной, творческой работы, приобрести  новые знания и умения.

        Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Список использованной литературы:

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5/2003, № 1/2002
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004
  6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных количественных представлений у дошкольников с задержкой психофизического развития (в старших и подготовительных группах).

В работе раскрыты особенности формирования  элементарных количественных представлений у дошкольников с задержкой психофизического развития и  интеллектуальной недостаточностью (в старших и п...

Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Буква Ii (в закрытом слоге). (в старшей и подготовительной группе)

Цели: 1) активизировать лексический материал, ранее изученный на занятиях (по темам: "Мои игрушки", "Цвета", "Счет"). 2) тренировать дошкольников в восприятии и произнесении звуков: [h], [w], [f]...

" В гостях у гнома" сценарий осеннего праздника в старшей и подготовительной группах детского сада.

" В гостях у гнома"- это сценарий осеннего праздника в старшей, или подготовительной группах детского сада.Сценарий написан в форме путешествия. Дети  с Гномом идут спасать Осень, которую украла ...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей и подготовительной групп с большим числом действующих лиц  - детей, также в сценарии использован сюрпризный момент...

"Из песни слово не выкинешь" Тематический концерт для людей старшего поколения приготовленный силами детей старшей и подготовительной группы, посвящённый Дню музыки и пожилого человека.

Тематический концерт приготовленный силами детей 5-7 лет для людей старшего поколения, посвящённый Дню музыки и пожилого человека....