Проект "Зимушка- зима" для старшей или подготовительной группы
проект
Цель проекта: активизация мыслительно - поисковой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka-zima.docx | 182.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Зимушка-зима»
Образовательная область
Формирование целостной картины мира
(для старшей и подготовительной групп)
Автор: Полозова Г.П.
Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.
Ян Амос Каменский
Теоретическое обоснование проекта
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Формируя у ребенка целостную картину мира, мы уделяем особое внимание следующим вопросам:
- пониманию ценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
- пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например, если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
- усвоению азов экологической безопасности;
- усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем – создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
Одним из перспективных методов, способствующих решению задач формирования целостной картины мира, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть проектной деятельности заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Творчество – разновидность поисковой активности. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задаётся взрослым, и направленно на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
Для того чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная наша задача – помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.
Учитывая интересы детей, мы разработали познавательно-исследовательский проект: «Зимушка-зима». Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Актуальность проекта
Актуальность проекта видим в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Мы считаем, что главное - это то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей. Для более успешного усвоения материала обучение должно быть построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволит увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.
Данный проект не требует больших затрат.
Цель проекта: активизация мыслительно - поисковой деятельности детей.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности воспитателей и родителей.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- формировать жизненный опыт;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать познавательные способности детей, творческое воображение;
- развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкости творческого мышления, умение находить решение поставленных задач;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах.
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.
- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Вид проекта: познавательно- экспериментальный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: 3 месяца.
Ресурсы, задействованные в выполнении проекта
| Ресурсы |
1. Содержание воспитательно-образовательного процесса. | Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой |
2. Форма организации воспитательно-образовательного процесса. |
|
3. Материально-техническая база. |
|
Тема 1 «Зима»
Форма проведения: эксперимент.
Материал: чашка с водой, лед, предметы, которые тонут в воде и не тонут, камни.
Проблемный вопрос: Почему лед не тонет? Что было бы, если бы лед тонул?
Тема 2 «Зима» (на прогулке)
Форма проведения: опыт.
Материал: две бутылки с водой.
Проблемный вопрос: Что станет с водой на улице? В какой бутылке быстрее замерзнет вода ( одну бутылку помещаем в снег, а другую оставляем на улице)?
Примечание.
При выборе темы эксперимента следует руководствоваться следующими правилами:
- тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
- тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
- тема должна быть оригинальной. В ней необходим элемент неожиданности;
- тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена быстро.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание деятельности | Срок реализации |
Подготовительный |
| Декабрь |
Исследовательский . |
| Январь-февраль |
Заключительный |
| Февраль-марта |
Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:
Работа по реализации проекта осуществляется в трех направлениях:
- работа воспитателя с детьми;
- самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- работа с родителями.
Работа с детьми
В содержание проекта включены традиционные занятия с включением элементов собственной исследовательской практики детей и элементов ТРИЗ, а также дидактические игры, способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Элементарные опыты, лабораторные занятия, наблюдения – активные способы познания природы. Наблюдения, являясь важным методом познания природы, дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, учат ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. На занятиях по развитию исследовательских способностей используются задания, направленные как на развитие умения наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, так и на развитие способностей делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.
Активно включать в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Широко использовать проблемные задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес детей.
Свою работу с детьми необходимо вести по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Формы работы с детьми:
Содержание проекта позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получить новые знания на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания закрепляются с помощью продуктивных видов детской деятельности, разгадывания кроссвордов, практической работы с природным материалом.
Особенность проекта в том, что занятия должны быть построены таким образом, что ребенку не даются знания в готовом виде, а создаётся среда, где ребёнок имеет возможность «добыть» эти знания самостоятельно.
Изучение нового материала должно проходить в процессе активной творческой деятельности ребенка и основываться на его личном опыте. Это важно, потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Самостоятельная исследовательская деятельность детей
- Выдвижение гипотезы.
- Нахождение путей проверки гипотезы
- Проведение опыта
- Подведение итогов исследования
- По результатам исследования оформление альбома «Хочу все знать»
В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:
Работа с родителями
- Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
- Оформление наглядной информации в родительском уголке:
- – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- – Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Открытое познавательное занятие для родителей – презентация проекта.
Презентация
Презентация – открытое интегрированное занятие для родителей. Продукт деятельности - альбом «Хочу все знать» с результатами детской исследовательской работы. Ребята в роли исследователей рассказывают всем присутствующим о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Прогнозируемый результат
- Развитие познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности,
- Формирование проектно-ориентированного интеллекта.
- Стимулирование интереса дошкольника к наукам.
- Содействие формированию у детей научной картины мира.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Данный проект позволяет:
- ребенку почувствовать себя исследователем.
- объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Основным итогом этой работы должно стать то, что дети должны добывать информацию своим трудом, познать чудо самостоятельной, творческой работы, приобрести новые знания и умения.
Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Список использованной литературы:
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5/2003, № 1/2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных количественных представлений у дошкольников с задержкой психофизического развития (в старших и подготовительных группах).
В работе раскрыты особенности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников с задержкой психофизического развития и интеллектуальной недостаточностью (в старших и п...
Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Буква Ii (в закрытом слоге). (в старшей и подготовительной группе)
Цели: 1) активизировать лексический материал, ранее изученный на занятиях (по темам: "Мои игрушки", "Цвета", "Счет"). 2) тренировать дошкольников в восприятии и произнесении звуков: [h], [w], [f]...
" В гостях у гнома" сценарий осеннего праздника в старшей и подготовительной группах детского сада.
" В гостях у гнома"- это сценарий осеннего праздника в старшей, или подготовительной группах детского сада.Сценарий написан в форме путешествия. Дети с Гномом идут спасать Осень, которую украла ...
Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы
Сценарий новогоднего праздника для детей старшей и подготовительной групп с большим числом действующих лиц - детей, также в сценарии использован сюрпризный момент...
"Из песни слово не выкинешь" Тематический концерт для людей старшего поколения приготовленный силами детей старшей и подготовительной группы, посвящённый Дню музыки и пожилого человека.
Тематический концерт приготовленный силами детей 5-7 лет для людей старшего поколения, посвящённый Дню музыки и пожилого человека....