Методическая разработка профилактичсекого классного часа "Как избежать дорожно-транспортных ситуаций"
классный час (5, 6, 7, 8 класс)
Пояснительная записка
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 5-9 классов. Высокие требования предъявляются всем участникам дорожного движения. Участники дорожного движения должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке, предвидеть развитие транспортных ситуаций. Задачей в процессе образования является не только обучение правильно себя вести на дороге, но также как действовать, если стал очевидцем или пострадавшим в ДТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час ДТП | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МР «Кизилюртовский» РД. МКОУ «Новочиркейская СОШ №2»
Методическая разработка
профилактического классного часа
«Как избежать дорожно-транспортных происшествий»
Провела:
классный руководитель 8 б класса
Ильясова Хава Меджидовна.
С.Новый Чиркей 2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 5-9 классов. Высокие требования предъявляются всем участникам дорожного движения. Участники дорожного движения должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке, предвидеть развитие транспортных ситуаций. Задачей в процессе образования является не только обучение правильно себя вести на дороге, но также как действовать, если стал очевидцем или пострадавшим в ДТП.
Цели и задачи классного часа:
- ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;
- воспитание правовой культуры школьников;
- профилактика дорожно-транспортных происшествий среди младших подростков.
План классного часа:
1.Организационная часть.
2.Беседа на тему «Что такое ДТП и как его предотвратить» с участием родителя – водителя и классного руководителя.
3.Консультация с участием школьного врача «Основные травмы при ДТП и первая мед. помощь при них»
Оборудование: брошюры ПДД, аптечка, презентация.
Возрастная группа участников: обучающиеся 8 класса
Ожидаемые результаты: воспитание законно – послушных участников дорожного движения, воспитание ответственности за свою жизнь и здоровье, но и окружающих; научить правильно, ориентироваться при несчастных случаях на дороге не паникуя; научить оказывать первую медицинскую помощь.
Ход классного часа:
1.Организационная часть.
Вступительное слово:
Учитель: Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности.
Учитель. Ребята, сегодня мы попытаемся совершить еще одно путешествие по оживленным улицам крупного города. Еще в начальных классах вы изучали правила дорожного движения, и тем не менее ребята вашего возраста очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия. Почему? Это невыполнение правил дорожного движения или незнание их?
ДТП - это страшное слово!
И в глазах – вереницы машин.
«ДТП, - повторяю я снова,-
Жаль, что выжил только один!»…
То ли пьян, то ли скорость превысил.
Все одно – на дороге беда.
ДТП – это страшное слово…
Пусть не будет его никогда.
Давайте разберемся в этой непростой ситуации.
2. Беседа «Что такое ДТП и как его предотвратить» с участием родителя – водителя и классного руководителя.
Что такое ДТП?
Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.Дорожно-транспортное происшествие-это нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП).Естественно большая часть вины ДТП лежит на водителе, так как дорожно-транспортное происшествие относится к преступлениям против общественно безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.Все ДТП подразделяются на следующие типы: столкновение; опрокидывание; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия , не относящиеся ни к одному из перечисленных видов ( например падение груза из кузова и т.д.)Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия ( или бездействия) других лиц-пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.
При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами , подлежащими доказыванию, являются:
-по объекту преступления –установление факта посягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;
-по объективной стороне- установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоятельствах, какие правила движения нарушены; каковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граждан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными нарушениями правил и наступившими последствиями;
- по субъекту преступления- установление конкретного лица, нарушившего правила;
-по субъективной стороне –определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.
Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.
Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены последствия, определенные в законе
При ДТП требуется сначала смотреть прилегающий дорожный участок, а потом само место происшествия, т.е. осмотр ведется от периферии к центру. Это объясняется тем, что следы и иные вещественные доказательства, находящиеся на дороге, могут быть уничтожены быстрее, чем находящиеся непосредственно на месте преступления.
В зависимости от состояния потерпевших их допрос может производиться на месте происшествия. Если машина скрылась с места происшествия, прежде всего выясняются ее признаки, затем- причины происшествия, действия потерпевшего и водителя в момент происшествия, устанавливается, как развивались события по мнению потерпевшего. При допросе нужно установить, не страдает ли потерпевший какими-либо заболеваниями и нет ли у него физических недостатков, мешающих ему правильно ориентироваться в обстановке(плохое зрение, слух, хромота т .п.)
При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следующие основные вопросы : что именно произошло на месте происшествия , цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина , какие действия предпринимались для избежания наезда , столкновения ,что предпринимал водитель (водители ) после происшествия , какие условия были на дороге ( улице ) в момент происшествия ( освещение , погода ) и какова скорость транспортных средств в момент происшествия .
Следует помнить , что в результате ДТП может наступить смерть потерпевшего .
Как предотвратить ДТП ?
Учитель: Ребята, как вы думаете , можно ли предупредить дорожно – транспортные происшествия ?
(Рассуждение учеников .)
Вы делаете правильные выводы – необходимо быть внимательным и осторожным на проезжих частях дорог , всегда и везде соблюдать правила дорожного движения . Участниками ДТП могут стать не только водители автомашин , но и мотоциклов , мопедов и велосипедов . А некоторые из вас частенько катаются на велосипедах и мопедах по дорогам . Вот почему нам необходимо вновь обратиться к правилам дорожного движения .
Правила дорожного движения Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 767 )
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
15.Движение через железнодорожные пути.
15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине)
15.2.При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
15.3.Запрещается выезжать на переезд:
-при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
-при запрещающем сигнале светофора (независимо от сигнала светофора);
-при запрещающем сигнале дежурного по переезду ( дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
-если за переездом образовался затор , который вынудит водителя остановиться на переезде;
-если к переезду в пределах видимости приближается поезд(локомотив, дрезина).
Кроме того, запрещается:
-объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства4
-самовольно открывать шлагбаум;
-провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
-без разрешения начальника дистанции железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
15.4.В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии , знака 2.5 (в данном извлечении отсутствует )или светофора, если их нет –не ближе 5 м. от шлагбаума, а при отсутствии последнего-не ближе 10м.до ближайшего рельса.
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
-при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000м.(если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезад;
-оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
-при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки(днем с лоскутом яркой материи или каким либо хорошим видимым предметом, ночью-с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
16.Движение по автомагистралям.
16.1.На автомагистралях запрещается:
-движение пешеходов, домашних животных, велосипедистов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
-движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.далее второй полосы;
-остановка вне специальных площадок для стоянки , обозначенных знаками 6.4 или 7.11 ( в данном извлечении отсутствует);
-разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
-движение задним ходом;
-учебная езда.
16.2.При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 правил (в данном извлечении отсутствует ) и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
16.3.Требования данного раздела распространяются также на дороги , обозначенные знаком 5.3( в данном извлечении отсутствует ).
17.Движение в жилых зонах.
17.1В жилой зоне , т.е. на территории , въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и5.22 (в данном извлечении отсутствует ), движение пешеходов разрешается как по тротуарам , так и по проезжей части .В жилой зоне пешеходы имеют преимущество , однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств .
17.2.В жилой зоне запрещаются сквозное движение , учебная езда ,стоянка с работающим двигателем , а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
17.3.При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения..
17.4.Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории .
Учитель : Ребята , как вы думаете, почему данные правила ,необходимо знать как водителям , так и пешеходам?
(Рассуждения учеников .)
Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)- одна из наиболее частных бед , которыми человечество расплачивается за удобство , обретенные с техническим прогрессом .Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом ? Опыт полиции всех стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП – соблюдение правил выживания на улицах :
- автобус обходите сзади, а трамвай спереди;
-не выпрыгивайте на дорогу из-за сугроба;
-не переходите дорогу на красный цвет;
- пользуйтесь подземными переходами;
Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются и самыми надежными . Психика страдает от постоянного ощущения опасности , поэтому не стоит , разумеется , воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны ( хотя так оно и есть . Но для защиты собственной жизни каждому из нас необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины .Например:
-при переходе улицы смотреть сначала на лево ,потом направо :
-в ожидании перехода не стоять у края тротуара;
-на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущему транспорту;
-любой вид транспорта может скрывать другой , движущийся с большой скоростью .Самый типичный случай , если пассажиры , нарушая правила , обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин ;
Ходить можно только по тротуарам , а если тротуара нет , идти лицом движущемуся транспорту- тогда не только водитель увидит пешехода , но и пешеход – водителя .
Стоит иметь в ввиду , что ДТП- это наезд не только автомобиля , но и велосипеда ( и мотоцикла), а сами велосипедисты – сильнейшей источник напряженности для всех других водителей.
Особенно опасна дорога зимой .По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года .
Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота .А в сутках самые сложные часы –с 16.00 до 20.00ч, за эти четыре часа происходит около 30% аварий и наездов .
Учитель: Ребята, дополните меня , как надо вести пешеходу на оживленных улицах населенных пунктов ?
(Возможные рассуждения учеников )
Для тех, кто стал свидетелем или участником ДТП ,есть несколько обязательных правил:
- ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности-уголовное наказуемое преступление);
-бегство водителя, совершившего ДТП ,с места происшествия ,а также уклонения от освидетельствования , может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет ;
-немедленно сообщить о происшествии в ГАИ ( это не обязательно , если в ДТП нет жертв , а у водителей нет претензий друг к другу);
-сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд,водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге , подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги ).
В завершении классного часа учитель обобщает все высказывания ребят и делает общий вывод о необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Консультация с участием школьного врача «Основные травмы при ДТП и первая мед. помощь при них»
При оказании первой помощи надо:
1. Немедленно вызвать врача, скорую помощь, полицию
2. Вывести пострадавшего с места происшествия.
3. Обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение.
4. Привести в неподвижное состояние места переломов.
При оказании первой помощи надо действовать быстро, решительно, но обдуманно.
Заключительное слово: Часто минуты решают судьбу пострадавшего на дороге, если до прихода «скорой» ему не оказана необходимая помощь.
В какой бы вы не оказались ситуации нужно главным образом не паниковать, а быть рассудительным, от вашего правильного действия зависит не только ваша жизнь и ваше здоровье, но и виновность или невиновность человека.
Список используемой литературы:
- Классная книга классного руководителя 5-х классов/ Н.Ф.Дик.-Ростов н/Д: Феникс,2007.-307,[1] с.-(Сердце отдаю детям). Национальный проект «Образование» https://search.rsl.ru/ru/record/01000729895
- https://infourok.ru/material.html?mid=159489
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем»
Положение, методическая разработка, презентация, памятка помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...
Классный час "Профилактика дорожно-транспортного травматизма"
Данный материал поможет активизировать знания детей в области правил дорожного движения, воспитывает навыки выполнения правил поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-т...
Классный час на тему "Как избежать дорожно-транспортных происшествий" (беседа-диалог)
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Как избежать дорожно-транспортных происше...
Методическая разработка занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Осторожно - скутер"
Сценарий викторины по профилактике ДДТТ, основное внимание уделено правилам езды на скутерах, мопедах...
Методическая разработка родительского собрания по предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Азбука дорог -родителям»
Тема родительского собрания «Азбука дорог-родителям» очень актуальна в современном мире, дает возможность по-новому взглянуть на проблему по обеспечению безопасности детей, сделать выводы ...
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Посвящение в пешеходы»с использованием методического комплекса «Лаборатория безопаснос...
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием методического комплекса «Лаборатория безопасности» Интерактивная игра «Знатоки ПДД»
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием методического комплекса «Лаборатория безопасности» Интерактивная игра «...