Применение личностно-ориентированного метода на занятиях по техническому моделированию в детском объединении "Автотранспорт"
статья
У каждого учащегося свои индивидуальные особенности, каждому характерен свой темперамент, у каждого свои мотивации. Лично – ориентированный метод, это такой метод, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение личностно - ориентированного метода на занятиях по техническому моделированию в детском объединении "Автотранспорт"
Пруднева Галина Викторовна
Педагог дополнительного образования
МБУДО ДТДиМ города Белово
Младший школьный возраст характерен интенсивным интеллектуальным развитием. У каждого учащегося свои индивидуальные особенности, каждому характерен свой темперамент, у каждого свои мотивации. Лично – ориентированный метод, это такой метод, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности.
На занятиях детского объединения «Автотранспорт» работа ведется на лично – ориентированный подход. Основным принципом которого является принцип индивидуализации учащихся, и чтобы построить индивидуальную работу необходимо изучить каждого ребенка:
- психологические процессы (развитие восприятия, внимание, память, воображение, мышление);
- мотивация (чем ребенок заинтересовался бы на занятиях объединения «Автотранспорт»);
- самооценка (как ребенок может оценить свои возможности, свою работу);
- коммуникативность (умеет ли общаться);
- адаптация (комфортно ли ему в группе).
На первых этапах, когда ребята приходят заниматься в детское объединение, необходимо, как можно глубже изучить личность ребенка. В непринужденной форме предлагать игры на внимание, на развитие памяти, воображения, игры на сплочение коллектива и т.д. Чтобы ребенок с желанием приходил заниматься в объединение, важно каждому ребенку создать ситуацию успеха, для этого способствуют разные интересные формы занятий: экскурсии, занятия – ролевые игры, занятия творчества, занятия – праздники, использование средств ТСО и т.д., а также чередование разных видов деятельности (устной, письменной, практической).
Повышение интереса к учебному материалу, способствует привлекательная цель, например: загадка, проблемный вопрос, разыгрывание ситуации и т.д.
Ничто не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, надо уметь удивлять, уметь так поставить вопрос, чтобы обыденное стало удивительным. Допустим, тема занятия «Изготовление моделей силуэтных машин по собственному замыслу», ребятам раздаются листы с изображением разных фигур, и предлагается такое упражнение: «Незаконченное изображение машины», нужно дорисовать разные марки машин. У кого - то может получиться своя необычная воображаемая машина.
На занятиях в объединении « Автотранспорт» очень важно использовать принцип выбора, без выбора невозможно развитие творческих способностей ребенка.
Например: в начальном техническом моделировании первые модели ребята выполняют из плоских деталей, их называют силуэтными. Их можно выполнять из плотной бумаги, картона, тонкой фанеры. При изготовлении таких моделей работу можно выполнять по шаблону, рисунку, простейшему чертежу, образцу, собственному замыслу. Необходимо каждому учащемуся дать право выбора, из какого будет выполняться его работа, каким образом будет изготавливать свою модель. Если ребенок плохо владеет чертежными инструментами, можно предложить выполнить работу на материале по шаблону, ребятам по активнее предлагается выполнить работу по рисунку, чертежу, словесному описанию. В процессе изготовления модели, некоторым ребятам хочется изменить условия задания, сделать свою модель более оригинальной. Здесь уместно только поощрение за самостоятельный поиск. Эта деятельность развивает наблюдательность, находчивость, смекалку, воспитывает самостоятельность.
Важно, чтобы за время одного занятия, ребенок ушел домой с готовым изделием.
Не последнюю роль играет оценивание готовой модели. Очень важно, чтобы каждый ребенок вышел из деятельности с положительным опытом.
Также необходимо показать ребенку его слабые места, для того, чтобы у него сформировалось представление о своих возможностях. Если учащийся видит, что его работа достаточно оценивается, то в дальнейшем он будет еще более активен. Педагогу надо стараться не только дать оценку за изготовление модели, но и за то, как он спланировал свою деятельность, как рассуждал, какой способ использовал. Такой прием как «Персональная исключительность» играет положительную роль в оценивании. Например: «Только ты мог так рационально использовать материал», «Особенно тебе удается проявить творческую выдумку в изготовлении модели» и т.д.
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал и правильное построение занятия, способствуют развитие личности, стремящейся к реализации своих возможностей. Лично – ориентированный метод ориентирует на развитие свойств личности не по заказу, а в соответствии с ее способностями и возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.
Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. (статья)
В условиях быстро развивающихся наук и накопления новых знаний, возрастает потребность в творчески развитой личности, которая не просто обладает определенным набором отраслевых знаний, а умеет м...
итоговый проект применение личностно-ориентированной технологии на уроках изо в 6 классе
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (суб...
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
обобщение педагогического опыта по теме «Применение личностно ориентированного подхода в преодолении неуспешности ребёнка на уроках математики»
Ведущая педагогическая идея представленного опыта заключается в том, чтобы сделать учение посильным, формировать положительную мотивацию у школьников, создать такие ситуации в организации учебного про...
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"
Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...