интегрированный урок по подготовке к ОГЭ .Тема: «Языковой анализ текста на примере математических задач».
план-конспект урока (9 класс)

Тема: «Языковой анализ текста на примере математических задач».

Предмет: Русский язык, математика

Тема урока: «Языковой анализ текста на примере математических задач».

Тип урока: систематизация и обобщения изученного.

Цель урока: формирование функциональной грамотности через применение интеграции в образовательном  процессе как способа развития аналитических и творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Языковой анализ текста на примере математических задач».

Предмет: Русский язык, математика

Тема урока: «Языковой анализ текста на примере математических задач».

Тип урока: систематизация и обобщения изученного.

Цель урока: формирование функциональной грамотности через применение интеграции в образовательном  процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация  обучающимися знаний по темам «Решение задач», «Пунктуационный  анализ текста», «Синтаксический анализ текста», «Орфографический анализ текста», «Лексический анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнения заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

Развивающая: развитие функциональной грамотности, аналитического и логического мышления, сообразительности, внимательности, быстроты реакции, творческого воображения; развитие принципов мыслительной деятельности, грамотности речи, написания математических терминов; развитие способности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитание  культуры умственного труда, культуры поведения; воспитание интереса к русскому языку, родному слову и математике; формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность. Повышение интереса к предметам через нетрадиционные формы обучения.

Прогнозируемые результаты

личностные:

•        учить стремлению к развитию речи, пониманию необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределению (внутренняя позиция ученика);

•        умение слушать и вступать в диалог, учить проверять себя;

•        учить давать оценку своим действиям;

•        учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

•        учить анализировать и выделять общее;

•        учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий и решений;

предметные:

•        вспомнить понятия СПП, обособления, синонима;

•        дать уточненное определение типам подчинительной связи (согласование, управление и примыкание);

•        учить находить грамматическую основу сложного и осложненного предложений;

•        учить подбирать родственные слова разных частей речи.

•        выполнять действия с различными числами;

•        решать учебные задачи

•           сравнивать числа;

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Дидактические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маршрутный лист урока.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 I. Организационный момент. 

 Словесное приветствие.

 Объявление темы урока и помощь учащимся в постановке цели.

Словесный метод, проблемный

 Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Показ видеоролика.

Учитель математики.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто- нибудь пройдёт, присядет, и начнётся урок математики или русского языка. Так? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы с Татьяной Александровной будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. Обычно на одном уроке мы изучаем в основном предметные вопросы. А в жизни – наоборот решаются вопросы разных областей знаний.

Учитель русского языка.

Решение задач требует не только собственно математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения естественным языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста. Человек, приступающий к решению задачи, должен не только видеть в ней математическую проблему, но и относиться к ней как  к языковому материалу, требующему лингвистической расшифровки. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка.

Учитель математики.

- Действительно, непосредственно к математической деятельности относится сам процесс решения уравнений, неравенств, вычисления значений числовых выражений, тогда как способ их получения в значительной мере связан с лингвистическим разбором текста поставленной задачи. Чем лучше человек знает языковые законы, осмысленно читает  и умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Учитель русского языка.

- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста».

 Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

 Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Уметь определять цель учебной деятельности.

 Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

Актуализация знаний

 1. Словарная работа. Словесный метод.

2.Работа с терминами.

-Начнем мы нашу работу со словарного диктанта.

Биссектриса, классика, катет, квартира, гипотенуза, препятствие, касательная, хорда окружности, профессия. Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм

Проверка ответа обучающихся через QR – код (в маршрутном листе)

- Как называются слова, относящиеся к определенной области науки, техники, искусства:

- Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства.

- Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Лев Васильевич Успенский)

Учитель математики:

- Давайте вспомним определения этих слов

Записывают словарные слова, выделяют орфограммы.

Обучающиеся отвечают, дают определение термину как понятию.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развитие грамотности, орфографической зоркости.

Научатся самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

Использовать QR – код для проверки собственных знаний и умений.

Систематизация и обобщение изученного.

Применение знаний и способов действий

Применение знаний и способов действий.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный метод, частично – поисковый.

Самостоятельная работа обучающихся.

Метод конструирования и коммуникативный метод.

Частично – поисковый метод.

Словесный метод.

Частично – поисковый метод.

Проблемный метод.

Словесный метод.

Словесный метод.

Учитель русского языка:

- Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из заданий ОГЭ по русскому языку

Работа с текстом задачи №1.(текст задачи находится на экране)

ОГЭ. 2 задание. «Синтаксический анализ текста».

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номер (а) ответов:

1.Определить высоту можно (предложение 1)

2.Зависимость имеет (предложение 2)

3.Камень падал (предложение 3)

4.второе сооружение выше первого  (предложение 4)

ОГЭ. 3 задание. «Пунктуационный  анализ текста».

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

ОГЭ. 3 задание. «Пунктуационный  анализ текста».

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Угол (1)между касательной и хордой(2) проходящих через одну точку (3)равен угловой величине(4) дуги (5) заключенной между ними.

(Предлагается схема с пропущенными знаками препинания (они перечислены ниже), что даёт возможность систематизировать материал по разделу синтаксиса.).

ОГЭ. 4 задание. «Синтаксический  анализ».

 Замените словосочетание «до поверхности земли», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите это словосочетание.

(правильный ответ «до земной поверхности»).

Учитель русского языка. Ребята, ещё раз внимательно прочитайте задачу и выделите основную информацию. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность.

Решение задачи №1.

- Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того чтобы решить задачу необходимо:

•        понять смысл происходящего;

•        установить связь между объектами;

•        выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

(Текст задачи выведен на экран).

Ребята, а теперь давайте решим задачу.

О чем в задачи говориться?

Какая связь между формулой и сооружением в задачи?

Какое сооружение выше?

Вопрос задачи?

Какие варианты решения вы предлагаете?

Составьте выражение для решения этой задачи .(4.9*(6+1)^2-4.9*6^2

Проверка ответа обучающихся через QR – код.(63,7)

Языковой анализ микротекста (задача № 2)

(текст задачи выведен на экран)

ОГЭ. Задание 5. «Орфографический анализ».

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИГОРОДНЫЙ – приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближения.

2) НАСЕЛЕННЫХ (пунктов) – прилагательное, пишется  НН, потому что есть суффикс ЕНН (ЁНН)

3) СООТВЕТСТВЕННО – наречие, пишется столько Н (в суффиксе),  сколько и в прилагательном, от которого оно образовано.

4) РАССТОЯНИЕ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

(Правильный ответ 3)

ОГЭ. Задание 8. «Лексический анализ»

Подберите синоним  слову РАВНО (предложение 3).

Запишите данное слово.

(Правильный ответ «составляет»)

Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.

Решение задачи №2.

Текст задачи выведен на экран.

Ребята, давайте мы с  вами теперь решим задачу. (Работаем по слайдам, составлению систему уравнений)

О чем говориться в задачи?

Какая основная формула будет использоваться при решении данной задачи?( S=V*t)

Что нужно найти в задачи? В Какой величине необходимо дать ответ? Что для этого нужно сделать?(км/ч, перевести мин. в ч.) Сколько продолжалось движение поезда?

11,25-11,05=20 мин=1/3 часа

19.5мин=39/120часа=13/40 ч.

Что необходимо ввести для решения задачи.( у-скорость скорого поезда, х-скорость пригородного поезда)

Определите первое условие для составления уравнения и  составьте его.(расстояние между городами равно сумме расстояний, которые прошли скорый поезд и пригородный)  ) 1/3*х+1/3*у=65  Как можно преобразовать данное выражение?(избавиться от дроби, умножить на 3 , х+у=195)

Какая дополнительная информация дана в задачи, для составления второго уравнения?( скорый поезд прибыл в пункт А на 19, 5 минут раньше, чем пригородный в В).

Как нашли эту разницу? (из времени пригородного поезда вычли время скорого поезда)

Как найти время, если знаешь расстояние и скорость?

Составьте второе уравнение 65/х-65/у=13/40

Решаем самостоятельно получившуюся систему уравнений.

Для того, чтобы проверить правильно ли вы решили систему уравнений и нашли верный ответ, вам необходимо отсканировать QR код и сверить с решением.

х=195-у

65/(195-у)-65/у=13/40   |(195-y)*40y

2600у-507000+2600у=2535у-13y²

13у²+2665y-507000=0

y²+205y-39000=0

D=42025+156000=198025=445²

y=(-205±445)/2

y=120  y=-325

x=195-120=75

75км/ч    скорость пригородного

Для того, чтобы выявить уровень усвоения вами сегодняшнего материала, мы предлагаем вам пройти небольшой опрос через Google Форму. Перейдите по ссылке в группе и ответьте на предложенные вопросы.

Учитель математики.

Найти на сайте ФИПИ протатипы данных задач, решить 1 задачу на выбор.

Учитель русского языка.

- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе уровень домашнего задания.

1.Сложный уровень: к любой математической задаче составить задания подобные заданиям ОГЭ.

2. Средний: выполнить тест из типовых экзаменационных вариантов

3. Простой: выполнить задания 2,3, 4, 5 из 17 варианта типовых экзаменационных вариантов по русскому языку.

Читают текст (выведен на экран), выполняют задания.

Читают текст(выведен на экран), выполняют задания.

Устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их; используют знаково-символические средства

Самостоятельно конструируют словосочетание, определяют его тип.

Составляют выражение для решения задачи.

 Самостоятельно вычисляют.

Внимательное чтение текста, выявление основных смысловых связей.

Выполняют самостоятельно данное задание. Отвечают.

Самостоятельно подбирают синонимы к данному слову, опираясь на осмысленное чтение текста задачи. Дают ответ.

Обучающие отвечают на вопросы, решают данную задачу по типу ОГЭ.

Обучающиеся переходят по ссылке, проходят опрос.

Обучающиеся самостоятельно определяют уровень домашнего задания, исходя из опроса Google Формы.

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

определяют главные члены предложения, различают части речи, расставляют знаки препинания.

Метапредметные:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Предметные: нахождение в предложении причастных оборотов, определение грамматической основы. Обособление согласованных определений..

Предметные: умение определять тип подчинительной связи.

Метапредметные:

владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Предметные: умение выполнять действия с различными числами и величинами.

Метапредметные:

уметь ориентироваться, классифицировать информацию, получаемую на уроке;

владеть навыками разрешения проблем, самостоятельного поиска методов решения учебных задач;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Метапредметные: развитие функциональной грамотности на примере чтения и осмысления текста математической задачи.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные: умение правильно писать приставки ПРЕ и ПРИ, определять часть речи, правописание Н и НН в разных частях речи, правописание безударных гласных.

Метапредметные: в сотрудничестве с учителем, классом

находят решение учебной

задачи. Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Предметные: умение правильно подбирать синонимы, развитие словарного запаса обучающегося.

Метапредметные: развитие коммуникативных навыков, умение грамотно строить свой ответ, аргументируя и доказывая.

Предметные: решение задания из второй части КИМа по алгебре

Метапредметные: развитие навыков решения проблемной ситуации, умения находить путь решения.

Метапредметные: умение оценивать самого себя, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, в частности использовать

Google Форму.

Личностные:

контролируют свои действия.

Владение навыками разрешения проблем, самостоятельного поиска методов решения учебных задач; определение грамматической основы в предложении.

Научатся правильно расставлять знаки препинания в осложненном предложении.

Научатся правильно определять тип подчинительной связи в словосочетании, конструировать словосочетание в соответствии с типом связи (согласование, управление или примыкание) предложении.

Научатся правильно решать данные аналоговые задачи по типу ОГЭ.

Научатся внимательно, вдумчиво читать и осмыслять текст.

Закрепят правило написания гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ-, Н и НН в разных частях речи, правописание наречий на О и Е, правописание безударных гласных.

Научатся грамотно выражать свои мысли, формулировать ответ.

Научатся подбирать синонимы к заданному слову, осмысленно читать текст.

Научатся решать задачи данного типа в формате ОГЭ.

Научатся грамотно оценивать результат своей работы, выявлять уровень усвоения материала урока через опрос Google Формы.

Научатся выполнять разноуровневые задания, соответствующие их уровню подготовки и усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Тема Лингвостилистический анализ текста (на примере отрывка из рассказа Р.В.Белоглазовой «Праздник детства»)

Анализировать художественный текст, в отличие от публицистического, значительно сложнее, т.к. ученик должен не только сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором, но...

Бинарный урок (математика + русский язык) Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач»

Бинарный урок (математика + русский язык) Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических  задач» Этот урок поможет систематизировать и обобщить знания по подготовке к ЕГ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...