Формирование учебной мотивации на уроках технологии
материал

Формирование учебной мотивации на уроках технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебной мотивации на уроках технологии Денщикова Наталья Владимировна учитель технологии МКОУ «Панаевская школа-интернат » с. Панаевск ., ЯНАО

Слайд 2

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к изучению предмета «Технология» ослаблена несколькими причинами. Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития; во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов; в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, интересы детей. Многие дети как и взрослые считают, что легче, что-то купить, а не сделать это самому, ведь это займет меньше времени, и сил. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Важнейший вопрос который стоит перед учителем "Как мотивировать обучающихся? Как заинтересовать их в изучении технологии?" Для того чтобы ответить на эти вопросы давайте сначала обратимся к самому понятию "Мотивация".

Слайд 3

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Мотивация (от латинского мotive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние , которое побуждает ученика к самостоятельным действиям, Основное условие успешного обучения. Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Мотивация строится на интересе.

Слайд 4

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. В последствии простой интерес преобразовывается в познавательный интерес который несет в себе цели – получение ЗУНов (знаний, умений и навыков) . Стадии становления познавательного интереса: любопытство – элементарная стадия, срабатывает ориентировочный рефлекс «что такое?» он есть не только у человека, но и у животных (собака обнюхивает гостя). любознательность – стремление узнать как можно больше (неглубоко, но широко). познавательный интерес формируется, если любознательность направить в нужное русло, через выполнение творческих, интересных заданий.

Слайд 5

Успешность школьного урока зависит от таких задач: 1)Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. 2)Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3)Формирование ИКТ - компетентности учащихся. 4)Возрождение желания ребенка учиться.

Слайд 6

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию. Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. В.А. Сухомлинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».

Слайд 7

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения. - выполнение практических и творческих заданий. - решение технологических задач. - проведение уроков с применением ИКТ. - проведение нестандартных уроков, дидактических игр. - осуществление межпредметных связей. - практическая направленность обучения. - создание ситуации успеха. - учет индивидуальных особенностей учащихся.

Слайд 9

Приемы мотивации обучающихся: 1)эмоциональные: • поощрение; • порицание; • учебно-познавательные игры; • стимулирующее оценивание; • свободный выбор задания; • создание ярких наглядно-образных представлений; • удовлетворение желания быть значимой личностью. 2)познавательные: • активизация познавательных интересов; • создание проблемных ситуаций; • опора на жизненный опыт обучающегося; • выполнение творческих заданий; • побуждение к поиску альтернативных решений; • использование метода «мозгового штурма»; • использование сравнений, опытов, парадоксов; • экскурс в историю; • использование обучающей интеграции между обучающимися.

Слайд 10

3)волевые: • предъявление учебных требований; • информирование об обязательных результатах обучения; • формирование ответственного отношения к учению; • рефлексия поведения • создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения; • прогнозирование будущей деятельности. 4)социальные: • развитие желания быть полезным обществу; • сопереживание; • создание ситуации взаимопомощи; • поиск контактов и сотрудничества; • взаимопроверка и рецензирование; • заинтересованность результатами коллективной работы.

Слайд 11

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках технологии стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания успешности урока, я использую в своей работе различные приемы. Прием "Удивляй!" Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Пример1.Создание игрушек из капрона. (При изготовлении которых включается несколько тем, что называется от А до Я, от состава волокон до электротехники, включая различные виды стежков и строчек, моделирования, конструирования, построение выкроек и отделки.)

Слайд 12

Рис 1. Оле- Лукойе Рис 2. Чертёнок

Слайд 13

Рис 3. Домовой Рис 4. Гном

Слайд 14

Ученики исследуют, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала. Пример2. С первого взгляда применение одинаковых технологий, при изготовлении кукол, на выходе рождаются совершенно разные, не похожие друг на друга образы. Прием «Создание ярких наглядно-образных представлений». Такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.

Слайд 15

Прием « Сказкотерапия » Различные занимательные истории и сказки благотворно влияют на отношение ребят к технологии как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока. Пример3. Создание сказочных героев, по своему представлению и воображению. Слово «сказка» пробуждает в душе каждого из нас особые чувства: перед глазами теснятся образы детства, мы снова соприкасаемся с миром волшебства, полным тайн и загадок. В наш век высоких технологий сказки не утратили своего назначения они по-прежнему будят воображение, переносят нас в мир фантазий и грез. Приглашайте к себе в гости на урок сказку! Творите, выдумывайте, пробуйте! .

Слайд 16

Прием «Творческое задание» Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся. У учащихся проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.

Слайд 17

Вывод: таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Создание условий для формирования учебной мотивации на уроках технологии.

На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса. Постоянно векдряются новые спососбы и приемы учебной деятельности, вовлекающие обучающего в мио знаний....

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....