Создание условий для формирования учебной мотивации на уроках технологии.
статья по технологии по теме
На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса. Постоянно векдряются новые спососбы и приемы учебной деятельности, вовлекающие обучающего в мио знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая:
-познавательные потребности;
-цели;
-интересы;
-стремления;
-идеалы;
-мотивационные установки.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется следующими факторами:
- характером образовательной системы;
- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
- особенностями самого обучающегося;
- личностными особенностями преподавателя;
- спецификой учебного предмета.
Для положительной учебной мотивации учащихся необходимо обеспечить:
-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;
-ощущение свободы выбора;
- ощущение успешности (компетентности).
Создание данных условий на уроках технологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии, путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.
Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи, вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения. Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационно-коммуникативных технологий позволяет представить учебный материал как систему опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивные модели дают возможность учащимся самостоятельно прорабатывать материал, делать прогнозы, исправлять свои ошибки. Высоким уровнем самостоятельности является создание собственной модели и объяснение принципов ее функционирования.
Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний.
Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:
- «минуты разминки»;
- «заполнение таблички»: знал, узнал, хочу узнать больше;
- «пометки на полях»;
- «рефлексия себя на уроке»: «Я», «Мы», «Дело».
Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения обучающихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует обучающихся на самостоятельный поиск информации.
Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию.
Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. Отрабатываются умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.
Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные обучающиеся оказывают поддержку слабым, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого обучающегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый обучающийся может реализовать свои знания на том или ином уровне.
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая:
-познавательные потребности;
-цели;
-интересы;
-стремления;
-идеалы;
-мотивационные установки.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется следующими факторами:
- характером образовательной системы;
- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
- особенностями самого обучающегося;
- личностными особенностями преподавателя;
- спецификой учебного предмета.
Для положительной учебной мотивации учащихся необходимо обеспечить:
-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;
-ощущение свободы выбора;
- ощущение успешности (компетентности).
Создание данных условий на уроках технологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии, путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.
Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи, вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения. Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационно-коммуникативных технологий позволяет представить учебный материал как систему опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивные модели дают возможность учащимся самостоятельно прорабатывать материал, делать прогнозы, исправлять свои ошибки. Высоким уровнем самостоятельности является создание собственной модели и объяснение принципов ее функционирования.
Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний.
Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:
- «минуты разминки»;
- «заполнение таблички»: знал, узнал, хочу узнать больше;
- «пометки на полях»;
- «рефлексия себя на уроке»: «Я», «Мы», «Дело».
Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения обучающихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует обучающихся на самостоятельный поиск информации.
Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию.
Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. Отрабатываются умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.
Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные обучающиеся оказывают поддержку слабым, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого обучающегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый обучающийся может реализовать свои знания на том или ином уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний
Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...
• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
«Создание условий для формирования учебных универсальных действий на уроках».
В современной школе каждый учитель, планируя предстоящий урок, продумывает, как увязать содержание урока и формирование комплекса универсальных учебных действий. Это предполагает формирование и освоен...
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
Формирование учебной мотивации на уроках технологии
Формирование учебной мотивации на уроках технологии....
Домашнее задание, его роль в формировании учебных компетенций на уроках технологии в условиях перехода на новый ФГОС
Домашнее задание, его роль в формированииучебных компетенций на уроках технологиив условиях перехода на новый ФГОС...