Создание условий для формирования учебной мотивации на уроках технологии.
статья по технологии по теме

На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса. Постоянно векдряются новые спососбы и приемы учебной деятельности, вовлекающие обучающего в мио знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая:

-познавательные потребности;

-цели;

-интересы;

-стремления;

-идеалы;

-мотивационные установки.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется следующими  факторами:

- характером образовательной системы;

- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

- особенностями самого обучающегося;

- личностными особенностями преподавателя;

- спецификой учебного предмета.

Для положительной учебной мотивации учащихся необходимо обеспечить:

-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;

-ощущение свободы выбора;

- ощущение успешности (компетентности).

Создание данных условий на уроках технологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии, путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.

Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи,  вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения.                Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационно-коммуникативных технологий позволяет представить учебный материал как систему  опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивные модели дают возможность учащимся самостоятельно прорабатывать материал, делать прогнозы, исправлять свои ошибки. Высоким уровнем самостоятельности является создание собственной модели и объяснение принципов ее функционирования.

Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний.

Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:

  • «минуты разминки»;
  • «заполнение таблички»: знал, узнал, хочу узнать больше;
  • «пометки на полях»;
  • «рефлексия себя на уроке»: «Я», «Мы», «Дело».

Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения обучающихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует обучающихся на самостоятельный поиск информации.

Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию.

Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. Отрабатываются  умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.         

Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные обучающиеся оказывают поддержку слабым, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого обучающегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый обучающийся может реализовать свои знания на том или ином уровне.



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

На современном этапе обучающийся поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая:

-познавательные потребности;

-цели;

-интересы;

-стремления;

-идеалы;

-мотивационные установки.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется следующими  факторами:

- характером образовательной системы;

- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

- особенностями самого обучающегося;

- личностными особенностями преподавателя;

- спецификой учебного предмета.

Для положительной учебной мотивации учащихся необходимо обеспечить:

-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;

-ощущение свободы выбора;

- ощущение успешности (компетентности).

Создание данных условий на уроках технологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии, путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.

Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи,  вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения.                Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационно-коммуникативных технологий позволяет представить учебный материал как систему  опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивные модели дают возможность учащимся самостоятельно прорабатывать материал, делать прогнозы, исправлять свои ошибки. Высоким уровнем самостоятельности является создание собственной модели и объяснение принципов ее функционирования.

Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний.

Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:

  • «минуты разминки»;
  • «заполнение таблички»: знал, узнал, хочу узнать больше;
  • «пометки на полях»;
  • «рефлексия себя на уроке»: «Я», «Мы», «Дело».

Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения обучающихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует обучающихся на самостоятельный поиск информации.

Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию.

Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. Отрабатываются  умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.         

Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные обучающиеся оказывают поддержку слабым, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого обучающегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый обучающийся может реализовать свои знания на том или ином уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

«Создание условий для формирования учебных универсальных действий на уроках».

В современной школе каждый учитель, планируя предстоящий урок, продумывает, как увязать содержание урока и формирование комплекса универсальных учебных действий. Это предполагает формирование и освоен...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Формирование учебной мотивации на уроках технологии

Формирование учебной мотивации на уроках технологии....

Домашнее задание, его роль в формировании учебных компетенций на уроках технологии в условиях перехода на новый ФГОС

Домашнее задание, его роль в формированииучебных компетенций на уроках технологиив условиях перехода на новый ФГОС...