Организация адаптационного процесса в 1 классе
консультация

Проскурякова Татьяна Юрьевна

Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе.  В данной разработке представлены основные направления деятельности учителя, родителей и психолога, по создание благоприятных условий в период адаптации ребенка к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_adaptatsionnogo_protsessa_v_1_kl.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса адаптации первоклассников

 

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был  бы ровный контингент учащихся.

2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она, чаще всего, совершенно бессистемна.

3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение

4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.

5. У современных детей более слабое здоровье.

6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.

 

Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение.

Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:

  • уметь принимать учебную задачу;
  • находить способы её решения;
  • отбирать нужные средства;
  • контролировать свои шаги;
  • самому оценивать полученные результаты.

Организация процесса адаптации.

Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.

Обследование детей.

1. АДАПТАЦИОННАЯ  КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

к методике Александровой Э. М. и Ст. Громбах

(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)

Исследования Александровской Э. М. и Ст. Громбах позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в школе, к которым необходимо привыкнуть на данном возрастном этапе. К ним относятся такие, как овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения. Субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность ребенка пребыванием в школе, выступает его эмоциональное состояние. Характер поведения ребенка в каждой из названных сторон школьной жизни служит критерием социально-психологической адаптации.

         Критерии:

         I – эффективность учебной деятельности;

         II – усвоение школьных норм поведения;

         III – успешность социальных контактов;

         IV – эмоциональное благополучие.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, мы сможем определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у ребенка.

Высокий уровень:

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимателен. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень:

 - Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень:

 - Первоклассник отрицательно или индифферентно        относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

2. "МЭДИС" Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей         дошкольников. 

Методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.

Цели:
1 субтест - на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.
2 субтест - на понимание количественных и качественных соотношений.
3 субтест - на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.
4 субтест - на выявление математических способностей.

3. Исследование навыка работы в паре «Варежка».

Целью методики является изучение отношения детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества, выявление позиции ребенка в совместной деятельности.

4. Исследование социометрического статуса ребенка «День рождения».

Методика направлена на изучение социометрического статуса ребенка в классе, выявление позиции ребенка в системе межличностных отношений класса.

Впереди:

  • Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.

Методика служит для диагностики развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец).

  • Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). 
  • Выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения.
  • Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Изучение самооценки младшего школьника.

И многое другое.

Воспитательная работа.

  • Первая встреча «Путешествие в страну Смешариков».
  • 1 сентября «День знаний».
  • Организация похода «В поисках клада».
  • Поздравление каждого ребёнка с днём рождения.
  • В будущем проведение театрализованных представлений на Новый год, 23 февраля, 8 Марта.

Важной является и работа с родителями.

Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей и психолога, а также родительские собрания, которые проводятся в 1-х классах в течение адаптационного периода. На собрании мы приглашаем родителей к сотрудничеству; знакомим с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказываем о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, проводим анкетирование, которое помогает больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”. Психолог в свою очередь знакомит родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей, отвечает на вопросы и проводит консультации.

Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.

  Важно поддерживать в ребёнке его стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

В этой работе я показала своё видение проблемы адаптации первоклассников, которая меня очень волнует, и я постоянно ищу пути помощи всем участникам этого процесса.

Помните,

что самое большое родительское счастье –

видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Мы желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе

1. Описание воспитательной  системы  (из опыта работы)                                     ...

«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноцен...

Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....

Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе

В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.А если спросить родителей ученик...

«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Введение.Истинный показатель цивилизации –не уровень богатства и образования, не величинагородов, не обилие урожаев, а облик человека,воспитанного страной.Р. Эмерсон   У педагога сегодня раз...