Организация адаптационного процесса в 1 классе
консультация
Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. В данной разработке представлены основные направления деятельности учителя, родителей и психолога, по создание благоприятных условий в период адаптации ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_adaptatsionnogo_protsessa_v_1_kl.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация процесса адаптации первоклассников
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она, чаще всего, совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.
Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение.
Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
- уметь принимать учебную задачу;
- находить способы её решения;
- отбирать нужные средства;
- контролировать свои шаги;
- самому оценивать полученные результаты.
Организация процесса адаптации.
Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.
Обследование детей.
1. АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
к методике Александровой Э. М. и Ст. Громбах
(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)
Исследования Александровской Э. М. и Ст. Громбах позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в школе, к которым необходимо привыкнуть на данном возрастном этапе. К ним относятся такие, как овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения. Субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность ребенка пребыванием в школе, выступает его эмоциональное состояние. Характер поведения ребенка в каждой из названных сторон школьной жизни служит критерием социально-психологической адаптации.
Критерии:
I – эффективность учебной деятельности;
II – усвоение школьных норм поведения;
III – успешность социальных контактов;
IV – эмоциональное благополучие.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, мы сможем определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у ребенка.
Высокий уровень:
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимателен. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень:
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень:
- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
2. "МЭДИС" Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников.
Методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.
Цели:
1 субтест - на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.
2 субтест - на понимание количественных и качественных соотношений.
3 субтест - на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.
4 субтест - на выявление математических способностей.
3. Исследование навыка работы в паре «Варежка».
Целью методики является изучение отношения детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества, выявление позиции ребенка в совместной деятельности.
4. Исследование социометрического статуса ребенка «День рождения».
Методика направлена на изучение социометрического статуса ребенка в классе, выявление позиции ребенка в системе межличностных отношений класса.
Впереди:
- Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.
Методика служит для диагностики развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец).
- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
- Выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения.
- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
Изучение самооценки младшего школьника.
И многое другое.
Воспитательная работа.
- Первая встреча «Путешествие в страну Смешариков».
- 1 сентября «День знаний».
- Организация похода «В поисках клада».
- Поздравление каждого ребёнка с днём рождения.
- В будущем проведение театрализованных представлений на Новый год, 23 февраля, 8 Марта.
Важной является и работа с родителями.
Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей и психолога, а также родительские собрания, которые проводятся в 1-х классах в течение адаптационного периода. На собрании мы приглашаем родителей к сотрудничеству; знакомим с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказываем о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, проводим анкетирование, которое помогает больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”. Психолог в свою очередь знакомит родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей, отвечает на вопросы и проводит консультации.
Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.
Важно поддерживать в ребёнке его стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
В этой работе я показала своё видение проблемы адаптации первоклассников, которая меня очень волнует, и я постоянно ищу пути помощи всем участникам этого процесса.
Помните,
что самое большое родительское счастье –
видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Мы желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе
1. Описание воспитательной системы (из опыта работы) ...
«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноцен...
Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....
Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе
В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.А если спросить родителей ученик...
«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
Введение.Истинный показатель цивилизации –не уровень богатства и образования, не величинагородов, не обилие урожаев, а облик человека,воспитанного страной.Р. Эмерсон У педагога сегодня раз...
ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы....
Краевой профессиональный конкурс лучших классных руководителей «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
Номинация Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководит...