Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени
статья по английскому языку на тему
В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_audirovaniyudokument_microsoft_word_5.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Огородникова Е. В.
Обучение аудированию на уроках английского языка
Как известно, процесс общения, в том числе на иностранном языке, возможен благодаря двум видам речевой деятельности – говорению и аудированию.
Несмотря на то, что аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности и протекает без внешних проявлений, это активный процесс, в ходе которого слушающий выполняет сложные мыслительные операции, направленные на восприятие, понимание и переработку услышанной информации.
Кроме того, навыки аудирования, сформированные в процессе овладения родным языком, не переносятся на иностранный язык, поэтому аудирование на иностранном языке имеет свои специфические особенности.
Трудность овладения этим видом речевой деятельности на иностранном языке связана с субъективными (связанными с личностными особенностями слушающего) и объективными трудностями. К таким трудностям относятся:
1. Языковые (наличие незнакомых слов, нового грамматического материала, разговорных форм, особенности произношения, темп речи и др.)
2. Психологические (боязнь не понять собеседника или прослушиваемый материал).
3. Контекстуальная осведомлённость (незнание контекста или фоновой информации).
Таким образом, особая важность аудирования для процесса общения и получения информации с одной стороны и объективные трудности овладения этим видом речевой деятельности с другой, свидетельствуют об актуальности данного вопроса в современной методике обучения иностранным языкам. Недооценка аудирования крайне отрицательно сказывается на языковой подготовке школьников, т.к. несформированность аудитивных умений и навыков может явиться причиной невозможности осуществления процесса общения. Поэтому пониманию иноязычной речи нужно учить специально, причём умению понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления, разного уровня правильности.
В современных УМК по английскому языку уделяется достаточное внимание развитию умения учащихся понимать речь на слух. Аудиокурсы к учебникам содержат различные типы текстов, но не всегда продумана система работы с ними, недостаточно количество заданий для осуществления проверки степени их понимания учащимися и последующей работы с полученной информацией. Поэтому, актуальным является вопрос о разработке дополнительных комплексов упражнений к имеющимся в аудиокурсах текстам, которые позволили бы более эффективно обучать аудированию на иностранном языке.
Государственный стандарт общего образования по иностранным языкам определяет обязательный минимум содержания образовательных программ по иностранному языку в речевом умении «аудирование»:
Основное общее образование | Среднее общее образование (базовый уровень) |
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием). | Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседника в процессе общения, содержания аутентичных аудиотекстов различных жанров и длительности звучания: - понимание основного содержания несложных аудио- и видеотекстов монологического и диалогического характера - выборочное понимание необходимой информации в прагматических текстах - относительно полного понимания высказываний в наиболее стандартных ситуациях повседневного общения. |
Таким образом, стандарт определяет 3 основные учебные цели аудирования:
1.Аудирование с целью понимания основного содержания текста.
2. Аудирование с целью относительно полного понимания содержания текста.
3. Аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.
Стандарт также обозначает необходимые умения, которые направлены на достижение 3х целей аудирования.
Основное общее образование | Среднее общее образование (базовый уровень) |
- Выделять основную информацию В воспринимаемом на слух тексте - Выбирать главные факты, опуская второстепенные - Выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст - Игнорировать неизвестный языковой материал. | - Отделять главную информацию от второстепенной - Выявлять наиболее значимые факты, определять своё отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую информацию. |
Следовательно, комплексы упражнений для развития умения аудировать должны базироваться на целях обучения данному виду речевой деятельности и обеспечивать развитие соответствующих умений.
Кроме того, в Требованиях к уровню подготовки определяется, какие типы текстов следует использовать при обучении аудированию, а именно:
- прагматические тексты ( прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале ( в аэропорту), рекламные объявления)
- аутентичные аудио- и видеотексты различных жанров и длительности звучания
- тексты монологического и диалогического характера
- публицистические тексты ( интервью, репортажи).
Предпочтение следует отдавать тем типам текстов, которые учащиеся могли бы воспринимать на слух при посещении страны изучаемого языка. Важно, чтобы на материале каждого конкретного типа текстов у учащихся развивались те умения, которые будут задействованы при восприятии этого типа текста в реальной жизни.
В современной методике принята трёхступенчатая модель обучения аудированию. Эта модель включает 3 стадии:
1. До прослушивания (Pre- listening)
2. Прослушивание (Listening)
3. После прослушивания ( Post- listening)
Все 3 стадии в совокупности решают единый комплекс следующих задач:
- антиципация содержания аудиотекста
- выделение главной мысли ( идеи) аудиотекста
- выделение основных фактов и деталей аудиотекста, постановка новых целей обучения.
1 стадия
На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, формирование мотивации к получению новой информации, построение предположений о содержании аудиотекста, т. е. происходит погружение учащихся в контекст аудиотекста.
Такое погружение может осуществляться с помощью следующих заданий:
- Обсуждение вопросов, связанных с темой аудиотекста.
- Называние ассоциаций, связанных с темой текста.
- Построение предположений о содержании текста по его заголовку.
- Верные/ неверные утверждения (может использоваться и для дальнейшего контроля).
- Предположения о содержании текста по серии картинок.
- Заполнение таблицы
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Вместе с тем на данном этапе большое значение имеет подготовка учащихся к восприятию текста в языковом плане, т. е. снятие лексических и грамматических трудностей. Здесь может использоваться весь арсенал заданий для формирования лексических и грамматических навыков. Однако, чем старше ступень обучения, тем более свёрнутой будет языковая подготовка, т. к. методисты указывают на необходимость формировать умения понимать основное содержание текста без понимания значения отдельных новых слов, не влияющих на понимание основного смысла, а также развивать языковую догадку, позволяющую выяснять значения незнакомых слов из контекста.
2 стадия
На данной стадии происходит контакт учащихся с аудиотекстом, с новой информацией. Как правило, аудиотекст предъявляется 2 раза, первый раз с целью предварительного ознакомления и понимания общего содержания. При выполнении таких заданий учащиеся развивают умения:
- определять тему / проблему в аудиотексте
- определять основные идеи аудиотекста
- отделять главную информацию от второстепенной
Виды заданий:
- Ответ на общий вопрос на понимание основной идеи текста (О чём?)
- Прослушивание текста по частям и установление соответствия частей текста и основной идеи.
- Расположение частей текста в правильном порядке.
Второй раз текст прослушивается с целью более детального изучения и понимания подробностей. Учащиеся развивают умения:
- извлекать необходимую информацию
- выделять факты и аргументы в соответствии с поставленными вопросами
- определять временную и причинно- следственную связь событий и явлений.
Проверка понимания может осуществляться с помощью следующих видов заданий:
- Верные/ неверные утверждения
- Заполнение пропусков в тексте
- Определение фактических ошибок или информации, не содержащейся в тексте
- Заполнение таблиц
- Задания с множественным выбором ответа
- Графическое представление информации (схемы, рисунки, диаграммы)
- Ответы на специальные вопросы
В ходе предъявления аудиотекста целесообразно использование опор. К визуальным опорам относятся картинки, фотографии, карты, схемы. Вербальные опоры могут быть представлены в виде ключевых слов, плана, а также заданий, которые направлены непосредственно на проверку понимания (т.к. они обычно выдаются ученикам уже на этапе прослушивания аудиотекста).
3 стадия
На данной стадии полученная учениками информация перерабатывается, переосмысливается и используется для дальнейшего развития коммуникативных умений. Как правило, на этой стадии происходит развитие продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма. Учащиеся обсуждают содержание текста в монологической или диалогической форме, выражают оценочное отношение к нему, развивают идеи, затронутые в тексте, выполняют творческие, практические задания на основе полученной информации. На данном этапе целесообразно применение (как и на первом) парных, групповых и коллективных форм работы, а также осуществление дифференцированного подхода.
Основываясь на изложенных выше целях, содержании и технологии обучения аудированию, мною были разработаны комплексы упражнений по обучению данному виду речевой деятельности по 12 темам на основе аудиоприложения к УМК под редакцией Кузовлева В. П.
Healthy Life Style
Text 1 “Healthy Eating”
1. Pre- listening.
1) What food do you like?
2) Does food influence people’s health?
3) What is the most useful food in your opinion?
2. Listening.
Listen to the doctor’s lecture about healthy eating and fill in the table:
Food groups | In which food you can find it | What it gives you |
Protein | ||
Fat | ||
Carbohydrates | ||
Fiber | ||
Vitamins and minerals |
3. Post- listening.
Discussion:
1) Is your diet healthy? Why? Why not?
2) Do you want to change your diet? How can you do it?
Free time
Text 2 “What’s on in London this week?”
1. Pre- listening.
1) What kinds of entertainment can you name?
2) What places of entertainment in London can you name?
2. Listening.
Listen to the radio announcement with a rundown of “What’s on in London this week” and fill in the table:
What’s on? | Where? | When? |
A musical “…” | The New … … | On… |
a… “ An Ideal Husband” | The Globe… | On… |
a… “ Romeo and Juliet” by… | The Barbican… | On… |
a… between “ …” and “ …” | Wembley… | On.. |
3. Post- listening.
1) Choose the entertainment you would like to go to. Explain your choice.
2) You and your friend want to go out. Discuss the entertainments and choose the one you both would like to go to.
3) Imagine you are a radio DJ. Find the information about what’s on in our settlement (town) this week and prepare a radio announcement.
Text 3 “The First film”
1. Pre- listening.
What do you know about the history of the cinema?
Know | Want to know | Have learnt |
2. Listening.
Listen to the information and choose the right ending of the sentences:
1) The inventors of the were ( French\ Americans\ Russian).
2) The first film projector was made in (1795\ 1895\ 1785).
3) The first film lasted (23\ 30\3) minutes.
4) This film was about (the train\ the ship\ people).
5) The people ran out of the cinema, because (they didn’t like the film\ they were afraid of the film\ they were afraid of the film projector).
3. Post- listening.
Fill in the 3d column of the table. Find some more information about the history of the cinema and share it with your classmates.
Science
Text 4 “A High- Tech Life”
1. Pre-Listening.
1) What do you associate with the word “hi-tech”? (work in groups)
2) What hi-tech products are more important for you than others?
2. Listening.
Listening 1. What pieces of technology do these people speak about?
Listening 2. Choose the right statement for each speaker:
1) How does the girl use her computer?
a) she uses it only as a type- writer;
b) she uses it for playing;
c) she uses it as a source of information.
2) What does the man’s wife think about cars?
a) she thinks that a car is not a luxury, but it’s a necessity;
b) she says cars are useful, but not essential;
c) she believes that a car is a way of self- expression.
3) What is the girl’s attitude to the telephone?
a) she could easily live without a telephone;
b) mobile phones are dangerous for a person’s health;
c) it’s not possible for her to live without a telephone.
3.Post-Listening.
1) Read the texts you have just listened to and act out a conversation about these pieces of technology
a) between a girl and her little sister
b) between a man and his wife
c) between a girl and her mother.
2) Group discussion: “Computers: for and against” (also cars, mobile phones)
Love and Friendship. People’s Relations
Text 5 “Love Stories”
1. Pre-Listening.
1) Where can we meet “our second half” nowadays? Share your ideas.
2) Have you heard anything about how people can get acquainted with the help of the Internet?
3) What does the title of the text “Love in a Bottle” suggest? Have you any ideas?
2. Listening.
Listen to the people telling their stories and put the events of their stories in a correct order.
Love on the Internet: Debbie and Per
1) Debbie was worried.
2) Debbie and Per met on a chat line.
3) Debbie and Per fell in love.
4) Per wanted to phone Debbie.
5) They spoke on the phone.
6) They chatted on the Internet, exchanged hundreds of e- mails, and some photographs.
7) They got married.
8) Debbie opened the door and saw Per with lots of beautiful red roses.
9) Debbie sent her address to Per.
Rosa and Vincent: Love in a Bottle
1) Rosa and Vincent have three children and the house by the sea.
2) Rosa flew to America.
3) They wrote to each other and spoke on the phone.
4) Rosa could not read the letter.
5) For a joke she wrote an answer and sent a photo.
6) She asked a friend to translate the letter.
7) She broke the bottle and saw a letter.
8) Rosa walked on the beach and stood on a green bottle.
9) Vincent wrote back.
3.Post- listening.
1) Retell these stories.
2) Think of your own unusual stories of love and friendship.
Weather
Text 6 ‘Weather Forecast”
1. Pre-listening.
1) What kind of weather do you like?
2) Do you often listen to weather forecast?
3) What does today’s weather forecast say?
2. Listening.
Listen to the weather forecast in Great Britain and Europe and fill in the table (use weather symbols).
country | weather | temperature |
South England | ||
Midlands | ||
Scotland | ||
Wales | ||
Spain | ||
France | ||
Germany | ||
England | ||
Italy, Greece | ||
Scandinavia |
3. Post- listening.
Make up your own weather forecast for tomorrow.
Famous People
Text 7 “A Fairy-Tale Princess”
1. Pre-listening.
1) What do you know about Princess Diana?
2) Look through the statements and say whether they are true or false in your opinion.
2. Listening.
Listen to the text and check if you were right. Mark the statements as true (F) or false (F).
1) Diana was born on the 1st of July 1961 in Wales.
2) She completed her education at a boarding school in Kent.
3) Diana’s first work in London was a nanny.
4) Prince Charles and Diana were married in 1991.
5) Charles and Diana had two sons.
6) Diana was loved by the British.
7) Diana didn’t care about poor people.
8) Diana was a favourite person of reporters.
9) Charles and Diana could not divorce.
10) Diana was only 36 years old when she died in a car accident.
3. Post-listening.
Say what new information you have learnt about Princess Diana.
Text 8 “Why is he popular?”
1. Pre-listening.
What do you know about Dmitry Khvorostovsky? Do you believe that…
1) Dmitry Khvorostovsky is a pop-star?
2) He comes from Moscow?
3) His favourite occupation in his childhood was football?
4) He met his wife in ballet school?
5) He misses Russia?
2. Listening 1.
Listen to the information about Dmitry Khvorostovsky and prepare to answer the questions:
1) What kind of singer is Dmitry Khvorostovsky?
2) Where did he come from?
3) What is Dmitry making at the moment of the interview?
4) In what country and city is he at the moment of the interview?
5) What does he think about being famous?
6) What was his favourite occupation in his childhood?
Listening 2.
Listen to the information once again and answer the question of the title: Why is he popular?
3. Post-listening.
Imagine you are a reporter (a journalist). You are taking an interview from Dmitry Khvorostovsky. Act out a dialogue.
Text 9 “What did these masters design?”
1. Pre-listening.
1). Have you heard about such things as the Tsar Cannon and the Tsar Bell, Vasily Blazhenny Cathedral, the Grand Kremlin Palace, the Tretyakov Gallery?
2) Do you know when they were designed and who designed them? Share your ideas.
2. Listening.
Listen to the information and fill in the table.
Who? | What? | When? |
| 1.? 2. the Grand Kremlin Palace 3. ? 4. ? 5. ? 6. bought masterpieces of Russian painters 7. ? | 1. 1147 2. --- 3. ? 4. --- 5. 1552 6. --- 7. ? |
3. Post-listening.
Find the information and continue the table.
Литература
- Аудирование в средней школе. / сост. Е.Н. Нечаева. – Киров, 2006.
- Рогова Г.В. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». – М.: «Просвещение», 1991.
- Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования. / ИЯШ. 2007. - № 4
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки)
- Аудиокурс к УМК под ред. Кузовлева В.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение аудированию на уроках английского языка.
Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения. В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использо...
Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"
Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...
Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.
Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...
«Использование видео при обучении аудированию на уроках английского языка в старших классах»
Аудирование на основе песни и просмотра клипа на песню Jonas Blue "I see love"...
«Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе»
В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...
Обучение аудированию на уроках английского языка в системе дистанционного обучения
https://cyberleninka.ru/article/v/primenenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-formirovanii-navykov-audirovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v...
статья «Обучение аудированию на уроках английского языка в основной и старшей школе»
В данной статье я рассказываю об важности и актуальности, а также трудностях обучения аудированию на уроках английского языка, показывая на примерах из практики моей работы как повысить мотивацию к из...