Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе
опыты и эксперименты
Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_ispolzovanie_igry.doc | 571.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Эффективное использование игры в обучении английскому языку в начальной школе»
Выполнила: учитель английского языка
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Арефьева Светлана Юрьевна
Категория соответствия
С. Нижний Саянтуй
2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 3
- Значимость и актуальность темы. 3
- Противоречия, послужившие созданию данного опыта. 3
- Цели. 4
- Задачи по достижению цели. 4
- Методы исследования. 4
- База исследования. 4
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
2.1. Анализ изученной литературы. 6
2.1.1.Возрастные особенности младших школьников. 6
- Игра в жизни младших школьников. 7
2.1.3. Роль игры в процессе обучения младших школьников английскому языку. 8
2.2. Ведущие идеи педагогического опыта. 9
2.3. Ожидаемый результат опыта 9
2.4. Научная новизна педагогического опыта. 10
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 11
- Этапы работы по проблеме. 11
- Описание фрагментов уроков. 11
3.2.1. Игры, используемые на этапе разминки. 11
3.2.2. Игры, используемые на этапе введения нового материала. 13
3.2.3. Игры, используемые на этапе проверки домашнего задания. 14
3.2.4. Игры, используемые в качестве динамической паузы. 15
3.2.5. Игры, используемые на этапе закрепления изученного материала. 16
3.3. Средства, служащие оптимизации уроков с помощью игровых моментов. 18
3.4. Тематическое планирование с указанием тем, где применяются игры. 19
3.5. Результаты мониторинга отношения учащихся к предмету. 20
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
4.1. Эффективность проводимой работы 22
4.2.Трудности. 22
Литература 23
Приложения 24
"Любите детство: поощряйте его игры,
его забавы, его милый инстинкт".
Жан-Жак Руссо
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Значимость и актуальность темы.
В данной работе описывается педагогический опыт по теме «Эффективное использование игры в обучении английскому языку в начальной школе».
Актуальность данной работы состоит в том, что только с 2006, согласно новым государственным стандартам, изучение английского языка в общеобразовательных учреждениях России стало начинаться со 2-го класса. Учащиеся данного возраста – 7-8 лет - характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. Однако, придя в начальную школу, учителя иностранного языка столкнулись с серьезной проблемой в виде нехватки опыта работы в младших классах. Ранее они преподавали иностранные языки только учащимся среднего и старшего звена. Здесь же приходится брать во внимание возрастные особенности и констатировать тот факт, что у младших школьников, несмотря на постепенную смену ведущей деятельности с игровой на учебную, первая остается преобладающей. При таком условии, как правило, не срабатывают традиционно применяемые приемы и формы обучения, которые успешно используются преподавателями в старшей школе. Кроме того, монотонность и однообразие уроков, большая учебная нагрузка снижают мотивацию к обучению в младших классах.
Игра же эффективно помогает учителю подстегнуть учеников, побудить их работать активно, снять скованность учащихся, снизить утомляемость, повысить их внимание, улучшить восприятие, тем самым усиливая мотивацию учащихся к учению. Кроме того, игра дает прекрасную возможность развития творческой активности учащихся (работа воображения, развитие художественных способностей каждого и т. д.), что ведет к их самореализации и развитию их личности в целом.
- Противоречия, послужившие созданию данного опыта.
Опыт возник в результате противоречий между возможностями, потребностями младших школьников при обучении английскому языку и несовершенством и лишь частичным решением данных вопросов в предложенных УМК. К сожалению, хотя и зная, что игра – преобладающая деятельность детей младшего школьного возраста, авторы многих учебников забывают уделять этому пункту должное внимание. Думается, что задача учителя состоит в том, чтобы исправить эту ошибку с помощью правильно подобранных игр, соответствующих интересам и возрастным особенностям учащихся. Это позволит сделать каждый урок английского языка интересным и эффективным.
- Цели
Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие цели:
- создать свою систему работы по использованию игры на уроках английского языка в младших классах;
- доказать преимущество использования данных форм и приемов в сравнении с действующим УМК;
- обеспечить своему опыту транслируемость (распространение).
1.4. Задачи по достижению цели.
Для достижения поставленных целей следуют решить ряд задач:
- Изучить психолого-педагогические идеи и методические рекомендации по использованию игр на уроках английского языка в младшей школе.
- Приблизить, адаптировать игровые приемы и формы, виды игр к условиям своей практической деятельности.
- Разработать комплекс игр, который бы активно влиял на процесс обучения английскому языку в младшей школе.
1.5. Методы исследования.
- Наблюдение за поведением и деятельностью учащихся на уроке при применении игровых форм и приемов.
- Анализ результатов мониторинга ЗУНов учащихся по английскому языку.
- Анализ результатов анкетирования учащихся.
1.6. База исследования.
Базой исследования служат примерные программы по иностранным языкам для начального общего образования новых государственных стандартов по иностранному языку со 2 по 11 класс и учебно-методические комплексы для начального звена общеобразовательной школы для 2-4 классов, разработанные О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой.
2 класс
Учебник: Английский язык. «Rainbow English» 2 класс в 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, – М.: Дрофа, 2015
Рабочая тетрадь: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык «Rainbow English» 2 класс: М.: Дрофа, 2016
- класс
Учебник: Английский язык «Rainbow English» 3 класс в 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, – М.: Дрофа, 2018
Рабочая тетрадь: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. «Rainbow English» 3 класс: М.: Дрофа, 2018
4 класс
Учебник: Английский язык. «Rainbow English» 4 класс в 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, – М.: Дрофа, 2018
Рабочая тетрадь: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык «Rainbow English» 4 класс: М.: Дрофа, 2018
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Анализ изученной литературы.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Для данного педагогического опыта было важно рассмотреть младший школьный возраст и роль игры в этот период жизни.
- Возрастные особенности младших школьников.
Еще Жан-Жак Руссо говорил: "Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей..."
Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю прежде всего необходимо знать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л. С. Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей Современные методисты (И.Н. Верещагина, З.Н. Никитенко, А. С. Комаров и др.) также представляют в своих трудах характеристики данного возраста.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Их отличает любознательность, острота и свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает непосредственный эмоциональный отклик.
Воображение сначала опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
В младшем школьном возрасте развивается и совершенствуется речь.
Мышление становится доминирующей функцией. Все более значимым становится наряду с наглядно-образным словесно-логическое мышление. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
Память младших школьников достаточно развита, они умеют запоминать произвольно, хотя это умение несовершенно. Они легко могут запоминать то, что особенно впечатляет, что отвечает их личным интересам.
Дети младшего школьного возраста способны концентрировать внимание, но у них возрастная особенность внимания в том, что у них сравнительно слабое произвольное внимание и еще преобладает непроизвольное внимание. Особенно это видно в первые годы обучения: их внимание не может долго концентрироваться на выполнении однообразных, долгих, утомительных задач. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, появляется принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Кольцова М.М., Новоселова С.Л., Эльконин Д.Б. в своих исследованиях отмечают, многообразие человеческой деятельности принято делить на три основных вида: игру, учение и труд. Каждый период человека характеризуется ведущим видом деятельности: игра, учение, труд. Все эти виды взаимосвязаны, однако элементы той или иной деятельности встречаются на любом возрастном этапе. В младшем школьном возрасте происходит, начиная с 6-7 лет, постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей и определяет развитие мышления, памяти, восприятия, воображения. Однако, самое главное, с точки зрения данного педагогического опыта, заключается в том, что игра сохраняет свое значение, дети не теряют интереса к игре и продолжают играть до 10-12 лет. (З. Н. Никитенко)
Таким образом, видится, что успешность обучения английскому языку в начальной школе зависит от соблюдения важнейшего условия - учета таких психолого-физиологические особенностей младших школьников, как эмоциональность, открытость, повышенная утомляемость и потребность в движениях, несовершенное произвольное внимание, необходимость высокой мотивации и все еще неослабевающая роль игровой деятельности в их жизни.
2.1.2 Игра в жизни младших школьников.
Младший школьник в игре удовлетворяет потребности в тех видах деятельности, которые ему еще не доступны по возрасту. В игре он подражает жизни взрослых, воспроизводит их действия и взаимоотношения, познает смысл их труда, овладевает моральными нормами поведения, исполняет различные социальные роли.
Игра для школьников младших классов - способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Основополагающим для работы педагога является также утверждение А.С. Макаренко: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".
Игра у детей "определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности", что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра - это:
- деятельность (т.е. речевая);
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- "учение с увлечением".
Специфика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в том, что "учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится". Ставить цель - отдохнуть, переключиться - нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.
- Роль игры в процессе обучения младших школьников английскому языку.
Ряд методистов и педагогов-практиков (А. С. Комаров, Дж. Стайнберг, З. Н. Никитенко, И. В. Вронская, Петрова Л. П. и др.) утверждают, что возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечивать естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Практика показывает положительное влияние на процесс обучения английскому языку всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и т.п. (см. Приложение 1) Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.
Детская игра является одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.
- Ведущие идеи педагогического опыта.
Изучив взгляды ученых и педагогов на данную проблему, стоит выделить идеи Джерри Стайнберга и Александра Комарова, которые являются ведущими для данного педагогического опыта.
- Игры должны использоваться на уроке по следующим причинам:
- Возрастные особенности учащихся
- Монотонность и однообразие уроков. Традиционная классно-урочная организация обучения часто несет на себе печать этого.
- Сложность учебного периода (нарастающая учебная нагрузка в младших классах)
- Возможность развития творческой активности учащихся (работа воображения, развитие художественных способностей каждого и т. д.)
- Игры на уроках должны использоваться различные.
- Игры могут использоваться в любое время, на любом этапе урока.
- Ожидаемый результат опыта
Игра должна помочь учителю
- "Подстегнуть" учеников, способствовать их активной работе
- Снять скованность учащихся
- Исправлять ошибки учащихся быстро, не давая им глубоко закрепиться в памяти
- Повысить внимание учащихся, улучшить их восприятие
- Усилить мотивацию учащихся к учению
Игра должна помочь учащимся:
- Расслабиться после выполнения трудных и монотонных заданий
- Проявить свои творческие способности
- Глубже и надолго запомнить материал
- Сохранять высокую мотивацию к учению
Возможные этапы урока для проведения игр:
- Зарядка-пятиминутка
- Повторение изученного
- Введение нового материала
- Закрепление только что пройденного
- «Внештатные ситуации»
- Конец урока «на высокой ноте»
- Научная новизна педагогического опыта.
Научная новизна работы заключается в попытке обобщить и систематизировать имеющийся материал по вопросу использования игр при обучении английскому языку младших школьников, разработать оптимальный комплекс игр для применения в рамках классно-поурочной организации обучения в начальной школе и экспериментально выявить эффективность данного комплекса.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Жизнь — это игра, а где игра — там другая жизнь
- Этапы работы по проблеме.
Для работы по теме «Эффективное использование игры в обучении английскому языку в начальной школе»
- разрабатывала конспекты уроков с применением игровых форм и приемов на разных этапах обучения в младшей школе;
- проводила анкетирование по поставленной проблеме;
- проследила динамику ЗУНов, уровня мотивации и изменение в поведении учащихся.
- Описание фрагментов уроков.
В данном разделе предпринята попытка сгруппировать игры согласно этапам урока. Хотя стоит сразу оговориться: одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала и в меньшем отрезке времени.
3.2.1. Игры, используемые на этапе разминки.
В зависимости от владения английским языком упор в разминке может быть сделан как на фонетику (особенно в 1 год обучения иностранному языку), так и на лексику.
- "У кого друг Язычок уже проснулся?" (фонетическая разминка)
2 класс. Учитель просит учеников разбудить своих друзей Язычков, которые живут в домиках-ротиках и которые очень нужны на уроках английского языка, чтобы правильно говорить. "Язычок спит[ŋ]- [ŋ], просыпается [i]-[i],и широко-широко потягивается[i:]. Затем он прыгает на холодный пол и ищет тапочки [Λ]-[o]. Смотрит на часы и удивляется, что проспал [a:]-[o:]! Язычок быстро и широко открывает окно: [ æ]. Умывается и фыркает [v]-[f].Одевается в шелковую скользящую рубашку [s], застегивает молнию на брюках [z]. А на столе его уже ждет самовар, в котором пыхтит пар [p]. Чай такой горячий, что Язычок ошпарил язык и дует на него [ө][ð]. Наконец он выходит во двор, где рычит его собачка [r] и говорит ей "Привет!" [ai] – [hai]!
Сюжет о Язычке может варьироваться в зависимости от того, какие звуки необходимо повторить в первую очередь.
- Что в волшебном мешочке? (фонетическая разминка)
2 класс. Учитель сообщает, что у него есть волшебный мешочек и в нем, что-то появилось. Это и нужно узнать. Обязательно выполнить задание, чтобы в следующий раз мешочек принес другой сюрприз. В мешочке могут быть карточки со звуками, буквами, словами. Ученики вытаскивают по одной из карточек, озвучивая то, что там написано.
- Кто лучше? (фонетическая разминка)
Фонетическую разминку можно проводить в виде мини-соревнования. Учитель формирует команды (в основном в зависимости от того как сидят за партами дети) и раздает каждому участнику в каждой команде карточку со словом для отработки желаемых звуков (т.е. со словом (2 класс) или фразой (3 класс) или скороговоркой (4 класс) и т.п. в зависимости от уровня владения языком). Каждый ученик по очереди показывает свою карточку представителю другой команды, который должен произнести написанное. Потом то же самое проделывают представители другой команды. Учитель фиксирует правильность или неправильность и подсчитывает "очки" для каждой команды.
- Поиграем в учителя (фонетическая, лексическая разминка)
Заурядное упражнение "Делай, как я", когда учащиеся должны повторять за учителем звуки или слова, можно превратить в одну из любимых игр младших школьников "В учителя и учеников". То есть разминку ведут сами ученики по очереди, выступая в роли учителя, спрашивая других одноклассников, контролируя правильность выполнения заданий. Например, во втором классе это: 1-й "учитель" просит назвать 5 звуков, которые он показывает на карточках. 2-й "учитель" делает то же самое с буквами, а 3й "учитель" может проконтролировать, правильно ли подбирают ученики английские названия к картинкам (иногда рисункам на доске, выполненным предварительно на перемене тем учеником, кто хочет побыть учителем).
По мере овладения иностранным языком, такие "учителя" уже могут проводить и лексическую разминку. То есть задать учащимся несколько вопросов по теме, которая проходится: "Do you like red apples?", "Do you like green plums?" "Do you like brown bananas?" и получить ответы "Yes, I do", "No I don't" и т.д.
- Снежный ком (лексическая разминка)
Эта игра помогает активировать необходимый набор лексических единиц. Цель – скатать из слов по определенной теме "снежный ком". Например, в третьем классе ученик 1 называет слово по теме "Домашние животные" – "a hamster". Ученик 2 должен повторить "a hamster" и сказать свое, например, "a kitten". Ученик 3 повторяет уже "a hamster, a kitten" и добавляет "a guinea pig" и т.д. Выигрывает тот, кто последним повторит все слова в той последовательности, как они были сказаны.
Эта игра может использоваться как в разминке, так и на других этапах урока (например, закрепление изученного материала).
- Игра в мяч (лексическая разминка)
Данная игра достаточно подвижна, поэтому помогает в качестве разминки действительно разбудить учеников, если английский язык у них по расписанию первым уроком.
Ученики встают свободным кругом вокруг учителя, который в быстром темпе называет слово по-русски (по-английски) и бросает мячик одному из учеников. Ученик должен быстро кинуть мячик обратно учителю с переводом слова на английский (русский) язык. Замешкавшиеся выбывают из игры после 2 попытки. 2 класс – возможные темы: "Животные", "Фрукты", "Семья", "Дни недели", "Индейская деревня","Остров" и т.д. 3 класс – возможные темы для игры: "Мой город", "Помощь по дому", "Домашние животные", "Внешность", "Одежда", "Месяцы" и т.д. 4 класс – "Дом", "Город", "Профессии", "Школа". Грамматические правила: "Множественное число имен существительных", "Личные и притяжательные местоимения" "Неправильные глаголы", и т.д.
3.2.2. Игры, используемые на этапе введения нового материала.
Дети в начальной школе любознательны. При восприятии материала склонны обращать внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы.
1) Визит любимых героев
Игровой момент состоит в том, что ученики с неподдельным интересом наблюдают, что говорят, показывают, делают те или иные герои: фея Динь-Динь, Коровка Китти, Балерина Элис, Винни-Пух, Фи-Фи Незабудка и др. Частые гости на уроках в младших классах – куклы Барби и Кен. От учителя здесь требуется владение актерскими способностями и "мастерством озвучивания" героев разными голосами. Иногда требуются и "декорации" в виде квартиры для Барби с Кеном или домика для Фи-Фи Незабудки и ее друзей, но это стоит того. Вместо сухого книжного диалога, вводящего новые лексические единицы или грамматические структуры, ребята слышат для них пока еще "живой" разговор героев. Потом сами вливаются в игру, овладевая новым материалом.
Пример ввода вопроса-ответа "What is your name? I am…" во 2 классе.
Учитель: Ребята, вы знаете наших гостей? Это Барби и Кен. А знаете вы, что их родной язык – английский. Знаете, как они знакомились? Послушайте.
Barbi: Hi!
Ken: Hello!
Barbi: What is your name?
Ken: I'm Ken. What is your name?
Barbi: I'm Barbi. (Обращается к ученику1): And what is your name?
Учитель, как будто подсказывает шепотом: "Это Барби хочет познакомиться с вами и спрашивает, "Как тебя зовут?" Давайте ответим, как отвечали они сами друг другу. "I'm…" и спросим, как их зовут. "What is your name?"
Ученик1: "I'm Zhenya. And what is your name?"
В разговоре с Барби и Кеном участвуют все ученики.
С помощью ИКТ здесь успешно используются отрывки из специально разработанных игровых и мультипликационных видео программ "Английский язык с Хрюшей и…", "Magic English", "Дора-путешественница", где герои с экрана обращаются к ученикам, побуждая их вступить в беседу.
2) Изобрази…
2,3,4 класс. Помимо прочего, данная игра эффективна особенно для тех детей, у кого развита кинематическая память. Данная игра проходит продуктивно в темах о животных во всех трех годах обучения в младшей школе. С энтузиазмом в нее играют ученики, когда мы изучаем движения (2 класс), игры (2,3 классы), помощь по дому (3 класс), школьную жизнь и профессии (4 класс)
Пример ввода структуры "be going to " в рамках темы "Профессии" в 4 классе.
Изображения людей разных профессий и подписи под ними ''a model", "a writer", "a singer", "a pilot", "a police officer", "a doctor", "a teacher", "an actor/ an actress", "a reporter", "a sportman", "a vet", "a driver". "a dancer".
Учитель просит ребят изобразить по очереди, кем они собираются стать после вопроса "What are you going to be?"
Хором: "What are you going to be?"
Ученик1 изображает пишущего человека, который время от времени что- то обдумывает.
Ученик2: Danil is going to be a writer.
Ученик 1: Yes, I am going to be a writer.
Выходит угадавший ученик 2. Хором ученики: What are you going to be?"
Ученик 2 с помощью друга показывает, что прослушивает легкие пациента.
Ученик 3: "Dasha is going to be a doctor!"
Ученик 2: "Yes, I am going to be a doctor." И т.д.
- Игры, используемые на этапе проверки домашнего задания.
Зачастую и проверку домашнего задания можно провести в игровой форме. В данный процесс втягиваются учителем все ребята, а не один отвечающий.
- Отгадай, кто (что) это?
Мы часто играем с любимыми игрушками ребят, которые они приносят из дома. Задание может быть, например, описать, свою игрушку (как выглядит, цвет, характер, что умеет делать). Прошу ребят игрушки заранее не доставать, чтобы все задумались, кто же это там в портфеле. На самом деле такая коллективная проверка домашнего задания помогает развитию навыков аудирования и говорения у учеников, закреплению лексических единиц и грамматических структур.
Например, в рамках темы "Внешность" в 3 классе ученик 1 описывает свою игрушку: "It is white. Its ears are long, and its eyes are red. It has got a small nose. It can jump and run very well. It is not brave, but it is very nice." Остальным разрешается спрашивать наводящие вопросы, чтобы отгадать загадку. Ученик2: Can it swim?" Ученик1: "No, it can't." Ученик3: "Is it a rabbit?" Ученик1: "Yes, it is. It's a rabbit. Its name is Grishka." Показывает всем свою игрушку. Отгадавший рассказывает о своей игрушке.
Аналогичный игровой прием можно использовать и при проверке домашних рассказов о лучшем друге, попросив заменить имя друга на "she"или "he".
- Конкурс на лучшего исполнителя
Если домашним заданием является стихотворение или выразительное чтение упражнения, можно объявить конкурс на лучшего исполнителя, заранее подготовив сладкие призы и/или шуточные медальки или мини грамоты. Дети сами решают, кому отдать призовые места.
- Игры, используемые в качестве динамической паузы.
Дети младшего школьного возраста быстро утомляются. Из опыта знаю, что необходимо следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать их к дальнейшему продолжению работы, когда очевидно, что наступает спад работоспособности. При первых признаках снижения внимания необходимо сменить вид работы, провести с детьми подвижную игру (можно под музыку).
- Зарядка
Зарядку могут вести и сами ученики, как только запомнят команды и действия.
Stand up!
Hands up!
Hands on your hips!
One, two, three –
Hop! Hop! Hop!
One, two, three –
Stop!
Hands down!
- "Дотронься быстрее!"
Учитель просит детей встать, затем быстро командует:
Touch your eyes!
Touch your feet!
Touch your head!
Touch your shoulders! И т.д.
Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо выполнивший ее неверно или последним. Игра заканчивается, когда выбыли все, кроме одного ученика. Он становится победителем. Впоследствии роль ведущего выполняют сильные ученики. Ненавязчиво, но здесь также имеется возможность проверить навыки аудирования и усвоение лексики по теме "Внешность и части тела".
- Шустрый алфавит
С помощью такой физкультминутки запоминается внешний вид букв. Ребятам предлагается в быстром темпе принимать позы букв T, P, I, W, X, Y, D и т.д.
- Счетоводы
Ученикам предлагается измерить класс шагами от самого дальнего угла до дверей и обратно. Направления могут выбираться разные. Учащиеся, сосчитав шаги, сообщают результат, вспоминая заодно правила образования количественных числительных.
- Игры, используемые на этапе закрепления изученного материала.
- Компьютерные обучающие игры
Так как даже младшие школьники теперь увлекаются компьютерными играми, стоит не отставать от их интересов и жить в ногу со временем. В этих целях были подобраны игры, которые соответствуют по содержанию интересам школьников и подходят для закрепления материала. Так, например, для 2 класса идеальны игры серии Magic English – они направлены на усвоение лексики по темам "Семья", "Друзья", "Животные", "Цвета" и развитие слуховых и орфографических навыков: "Произнеси написанное слово вслух", "Вставь нужную букву в слово". К тому же игры "Ответь на вопрос" по темам позволяют закрепить на только лексику, но и соответствующий грамматический материал.
- Snakes and Ladders
Ради справедливости стоит отметить, что повторение пройденного материала во многом разнообразят игры типа "Snakes and Ladders", представленные по каждой теме в используемых УМК. (См. Приложение 2) Ученики по достоинству оценили данные игры и с удовольствием в них играют, повторяя как лексический, так и грамматический материал по теме. Для игры в такие игры был специально изготовлен большой игральный кубик, который вот уже четвертый год на вершине популярности среди всех игровых средств на уроках английского языка в младшей школе.
- Соревнование
Повторению пройденного материала может быть посвящена как часть урока, так и урок целиком. В последнем случае я иногда меняю форму проведения в целом на урок-соревнование. В рамках соревнования игровые задания можно перечислять бесконечно. Вот, например, только некоторые из них, которые использовались на уроке-соревновании в третьем классе.
Класс делится на 2 команды, которые выбирают себе капитанов.
А) Конкурс капитанов
Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один балл. Побеждает тот капитан, кто будет иметь больше баллов.
Б) "Глухой телефон". Задание на формирование навыков аудирования
Команды стоят в 2 ряда. Учитель шепчет на ухо первым число с 1 до 100. Ребята должны шепотом передать число до последнего в каждом ряду. Выиграла та команда, в которой последний игрок скажет правильное число. Конкурс повторяется 3 раза. Числа: 11, 26, 58. Балл за каждый правильный ответ.
В) Тема "Внешность, Одежда" Составь фоторобот. Задание на аудирование
Каждая парта – полицейский участок. Учитель обращается в отделения милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
Учитель: Ican`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.
Г) "Наряди меня". повторение лексики по теме "Одежда"
Можно использовать куклу либо ученика, как модель. Противоположная команда говорит, что надето на куклу/ ученика. Балл за правильное название одежды.
Д) Последняя буква. Задание на активизацию лексики по изученным темам
Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
Е) Подарок в письме. Повторение орфографии пройденного материала.
Учитель готовит для каждого ученика 3 конверта. В эти конверты он кладет буквы, чтобы из них можно было сложить какое-либо слово. Например, в один конверт вкладываются буквы, из которых состоит слово "shoes", в другой – "skirt", в третий "trainers" т.д. Команды должны правильно выстроить слова и догадаться, что это за подарки.
Ё) Что я делаю сегодня и что я делал вчера. Повторение грамматического материала Past Simple.
Учитель называет глагол (jump, play, help, climb, ski, skate, walk, watch). Первая команда говорит предложение о том, что они делают обычно (Н-р: I jump in the yard). Вторая команда с этим же словом – что они делали вчера. (I jumped in the yeard yesterday). И наоборот. Балл за каждое правильное предложение.
Ж) Самый интересный рассказ. Задание на активизацию лексики и грамматики по изученным темам.
Каждой команде даётся задание составить рассказ на определённую тему («Наши питомцы», «Празднование Нового Года» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.
- Ролевая игра
В своем опыте я использовала ролевые игры не только фрагментарно, но видоизменяла и форму урока в урок-ролевую игру. Ученики 40 минут бывали то гостями куклы Барби, то черепахами и кроликами. На таких уроках они себя ведут так, как повели бы себя в этих условиях их герои. Я стараюсь, чтобы со стороны дети дома меньше делали зазубренных заготовок к таким урокам, так как самым ценным для меня является то, что они скажут неподготовлено в тех или иных условиях, используя свой багаж знаний, свою фантазию и творческие возможности. (Пример сценария одного из таких уроков смотри в Приложении 3)
- Драматизация
Этот вид игр - самый трудоемкий с точки зрения подготовки, но и запоминается данный материал вследствие этого надолго. Игра-драматизация дает возможность ученикам усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка, Исполняя роли в различных подготовленных постановках, дети сопереживают своим героям, начинают ориентироваться в отношениях между людьми. Уроки-театрализации, на которых используются драматизации, обычно проходят в конце полугодия или года, чтобы показать результат, достигнутый детьми. (Пример сценария урока-театрализации смотри в Приложении 4)
- Средства, служащие оптимизации уроков с помощью игровых моментов.
В ходе использования игровых приемов на уроках английского языка в младшей школе был сформирован набор средств, который используется регулярно. Число данных средств, несомненно, пополняется в ходе приобретения дальнейшего педагогического опыта. Вот некоторые из них
- "волшебный" мешочек
- игровой кубик увеличенного размера
- пирамидка – рассказчица
- мяч
- наборы карточек и картинок
- куклы-герои (Барби и Кен, фея Динь-Динь и Фи-фи Незабудка и др.)
- интерактивная доска
- компьютер и подборка аудиозаписей
- проектор
- Тематическое планирование с указанием тем, где применяются игры.
| 3 класс | 4 класс |
Часть 1. Let's make a parade!
Часть 2. Let's make a trip!
| Раздел 1 Where are you from?
Раздел 1 Is your family big?
Раздел 3 Are you a good helper?
Раздел 4 What do you celebrate?
Раздел 5 I'm very nice!
Раздел 6 What is your favourite season?
Раздел 7 Have you got a pet?
Раздел 8 What are good friends like?
| Раздел 1 My summer favourites
Раздел 2 The animals I like
Раздел 3 It's time for me
Раздел 4 I like my school
Раздел 5 The place that makes me happy
Раздел 6 This is where I live
Раздел 7 My dream job
|
- Результаты мониторинга отношения учащихся к предмету.
Динамика изменений наглядно прослеживается во 2 "В" классе в группе из 11 человек (в 3,4 классе- 12 человек), где я работала над проблемой непрерывно в течение 3 лет.
Результаты анкетирования, которое проводилось в конце каждого года обучения в младших классах можно представить в следующих диаграммах.
Наблюдение за детьми на протяжении 2 лет показало, что они положительно относятся к учебному предмету "английский язык". Английский для них – это каждый раз что-то "новенькое", "интересное", "удивительное". Ребята инициативны, сами вносят предложения, а это важно с точки зрения мотивации – значит, они заинтересованы в том, что изучают. Поэтому и уроки проходят динамично, весело, эффективно.
Учащиеся открыты для приобретения все больших знаний, навыков, умений. Игры, как это видно из приведенных выше данных, играют здесь немаловажную роль.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Эффективность проводимой работы
Хочется отметить, что с 2017 по 2019 г ни в одной из групп в младших классах, где преподавала английский язык, не было неуспевающих. Подавляющее количество младших школьников успевают на "4" и "5".
- Трудности.
Безусловно, каждый класс – это цельный организм со своим характером и особенностями. Не раз приходилось наблюдать, как игровой прием, успешно сработавший в одном классе, малоэффективен в другом параллельном. Более того, каждый ребенок – индивидуум со своими социально-поведенческими особенностями. Для успешности и эффективности использования игр на уроках старалась приглядеться к каждому классу, к каждому ученику. Поэтому и планирование уроков, и подбор игр к ним часто зависят от психологических особенностей ребят. Учитывать стоит и уровень их развития и информированности.
И с другой стороны, правильно подобранные игры на уроках иностранного языка помогали мне глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Литература
- Верещагина И. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 1 класса для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и старших грум детских садов/ И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001 – 93 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
- Вронская И. В. «105 занятий по английскому языку для дошкольников», - СПб.: КАРО, 2006
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
- Комаров А. С. «Игры и пьесы в обучении английскому языку», - Ростов-на -Дону: Феникс, 2007
- Никитенко З. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык 2-4 классы. – 2-е издение. – М: "Просвещение", 2006
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: АСТ: Астрель, 2006, - 380, [4] с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998, 256 с
- Стронин М.Ф.– «Обучающие игры на уроке английского языка» М., «Просвещение», 1981
- Стайнберг Дж. «110 игр на уроках английского языка», - М.: АСТ: Астрель, 2006
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
- http://petrova.21416s01.edusite.ru Личный сайт Петровой Л.П.- учителя английского языка. Использование игр на уроках английского языка
- http://www.developingteachers.com
- http://www.rusnauka.com
Приложения
Приложение 1 Классификации игр
Приложение 2 Игра типа "Snakes and Ladders
Приложение 3 Сценарий урока-ролевой игры "С днем рождения, Барби". 2 класс
Приложение 4 Сценарий театрализованного урока в 4 классе с использованием игры-драматизации
Приложение 1
Классификации игр
1. Классификации игр по А.В. Запорожцу и А.П. Усовой:
1) «Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;
2) подвижные игры;
3) дидактические игры».
2. Классификация учебных игр в обучении английскому языку по А. А. Деркачу
* Языковые игры:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. стилистические;
3. Классификация игр по Г.К. Селевко.
Приложение 2
Игра типа "Snakes and Ladders"
Приложение 3
Сценарий урока-ролевой игры "С днем рождения, Барби". 2 класс
Декорации: Дом для Барби, кукольная мебель – стол, стулья, кукольные торт и свечи.
На доске: 5 воздушных шариков, поздравление "Happy Birthday!", цветы из цветной бумаги.
Дети приносят мягкую игрушку и наряженных кукол. Они- гости именинницы Барби
Гости приходят и здороваются с Барби:
- Нi!
- Hello!
- Good afternoon!
Barbi: - Nice to meet you!
Guests to Barbi: - Glad to see you!
- Happy Birthday to you!
Barbi: Oh, Ken! It's Alice! She is nice!
Guest1: And my name is Karoline! Who are you?
Гости знакомятся друг с другом: I am …. What is your name?
Гости дарят подарки Барби:
- Take our presents, please!
- It's a brown bear!
- It's a pink hare!
- It's a yellow mouse!
Barbi: - Thank you for your gifts!
Guests:
- How beautiful you are, Barbi!
- You have a skirt, a top, and a hat on!
Barbi (показывает свой наряд): - I make them myself. Oh, you are pretty too.
Guests:
- I have a nice dress on! (показывает платье)
- We have hats on. They are wonderful. Have a look at us! (демонстрируют шляпы)
- I have a beautiful skirt on! (показывает юбку)
- I have a green poncho and trousers on! (показывает пончо и брюки)
- I have a pink top on! (демонстрирует шляпу)
- I have a skirt and a jacket on!
-I have trousers and a shirt on!
-I have a silver dress on!
- I have jeans and a T-shirt on!
Barbi: - Let's have dinner, my friends!
Guests: -How old are you?
-Let's count!
One, two, three, four, five, six, seven, eight!
Barbi -I am eight today!
Guests - Lets sing a song!
Все гости поют песню "Happy Birthday to you!"
Happy Birthday to you!
Happy Birthday to you!
Happy Birthday, dear Barbi!
Happy Birthday to you!
Barbi: Let's dance!
Guests: Why not!
OK.
Танцуют под музыку.
Guests: Let's play hide-and-seek!
With pleasure!
Let's count!
One little, two little, three little fishes.
Four little five little, six little fishes.
Seven little, eight little, nine little fishes.
Ten little fishes!
Играют в прятки.
Barbi: Thank you very much!
Guests: thank you! Good-bye!
Приложение 4
Сценарий театрализованного урока в 4 классе с использованием игры-драматизации
Selfish Giant
Play
Cast
Storyteller
Giant
Boy
Child 1
Child 2
Child 3
Child 4
Spring
Summer
Autumn
Winter
Snow
Frost
The North Wind
Bird 1
Bird 2
Bird 3
Tree 1
Tree 2
Scene 1
Сад, играют дети
Storyteller (показывает на сад): This is a very beautiful garden. It is a Giant's garden. The Giant is very selfish. But now he is away and children can come and play in the garden.
Дети играют, деревья раскачиваются, птички поют.
Birds (поют на мелодию песни "Чунга-Чанга"): Flying clouds
In the blue-blue sky,
Where are you going
Flying so high?
Over the mountains
And over the sea
Flying clouds
Won't you take me?
Child 1: It is a lovely garden!
Child 2: There is soft green grass in it.
Child 3: What beautiful flowers grow here!
Child 4: The birds sing so sweetly in the garden!
Children 1-4 (хором): How happy we are here!
Storyteller: But one day the Giant came back.
Входит Великан
Giant: What are you doing in my garden?
Child 1: We are playing in it.
Child 2: We like to jump and run in your garden.
Child 3: We like to play hide-and-seek in your garden.
Child 4: It's fun to play tag in your garden!
Giant: it's my OWN garden! You can't play in it. Go away! Shew-shew!
Дети убегают, а Великан начинает строить стену.
Giant: I will build a wall round my garden. Nobody can play here!
Уходит.
Scene 2
Storyteller: Then Spring came…
Входит Весна
Spring: I like to skip!
I like to jump!
I like to run about!
I like to play!
I like to sing!
I like to laugh and shout!
(Оглядывается вокруг) Oh! No children! No games! I don't like this garden! Good-bye!
Уходит
Bird 1: Where are the children?
Bird 2: We don't want to sing here!
Bird 3: Let's fly away!
Улетают
Tree 1: There are no children in the garden!
Tree 2: We won't blossom any more!
Storyteller: Only Winter, Snow and Frost stayed in the Selfish Giant's garden.
Входят Зима, Снег и Мороз
Winter: How I like this garden! No flowers, no birds, no children!
Snow: How nice! I can cover up the grass with my white cloak!
Frost: Wonderful! I can paint trees white and silver.
Winter: The North Wind come and stay with us.
Winter, Snow, Frost (хором): the North Wind will blow,
And we will have snow!
Входит Северный Ветер
North Wind: This garden is a nice spot.
I will blow,
And we will have snow.
And what do children for fun?
Ha-ha ha!
They don't skip, jump and run!
Садятся в саду
Scene 3
Великан сидит и смотрит на сад
Giant: It's still winter. I can't understand why spring is so late!
Storyteller: Then Summer came…
Входит Лето
Summer (поет на мелодию песенки "Чижик-Пыжик"): I am the season
When nights are short,
When children are full
Of fun and sport
Playing, swimming
All the day
With a happy song
On a sunny day!
(Оглядывается вокруг) Oh! I will never come to this garden! Only Winter, Snow and Frost are in it! Bye-bye!
Уходит. Зима, Снег, Северный Ветер и Мороз смеются над ним.
Storyteller: Then Autumn came…
Входит Осень
Autumn: Down, down, down,
Red, Yellow, Brown
Autumn leaves fall down!
Oh no! I'm sorry but I can't give golden fruit to this garden! The Giant is very selfish. See you some other day!
Уходит под смех Зимы, Северного Ветра, Снега и Мороза, которые начинают танцевать
Storyteller: So it was always Winter in the garden. And Frost, Snow and the North Wind danced under the trees.
Великан лежит, вдруг слышит музыку (мелодия из "Чунга-Чанга")
Giant: The music is so sweet. I think spring has come at last!
(Выбегает в сад) What do I see?! Children are in my garden! They are sitting I the trees… And the trees are in blossom again!!!
Tree 1: We are happy!
Tree 2: Children are back again!
Bird 1: We are happy too!
Bird 2: We can sing songs to children!
Раздается плач
Giant: But who is crying under the tree?
Tree 1: Climb, little boy!
Tree 2: Don't be afraid!
Boy: I can't! I'm little and you are too high for me. I can't reach up your branches.
Великан подходит к мальчику
Giant: Calm down little boy! I will help you.
Дети пугаются и убегают
Children 1-4: Selfish Giant! Selfish Giant!
Великан садит мальчика на дерево. Деревья еще больше расцветают.
Tree 1: How wonderful!
Tree 2: We are in blossom again!
Прилетают птицы и начинают петь
Birds 1-3 (поют на мелодию из песенки о Кузнечике): Love is a tender feeling
Love is a way of being
Love is sharing your candy
Love is being very friendly!
Love, love!
Love, love!
Love is a tender feeling!
Love, love!
Love, love!
Love is a way of being!
Boy: Thank you very much, Giant!
Giant: How selfish I have been!
Появляются дети и Весна
Spring: The Giant is not wicked or selfish any longer, children.
Child 1: Your garden is so beautiful, Giant!
Child 2: It is so nice!
Child 3: We are so happy in it!
Child 4: Let's play together!
Giant: It is YOUR garden, little children. I will pull down the wall. Now my garden is the children's playground for ever and ever.
Великан и дети играют вместе
Giant and children (хором): One, two, three,
Play with me
Four, five, six,
Pick up sticks,
Seven, eight, nine,
Walk in line.
Child 1: Thank you very much, kind Giant!
Giant: But where is your little friend?
Child 2:We don't know.
Child 3: He has gone away.
Child 4: We have never seen him before!
Giant (поворачивается и спрашивает зрителей): Then who was he?
Выходят рассказчик и мальчик
Storyteller: The boy was an Angel. He helped the Giant to become kind.
Boy: Kind hearts help trees blossom and people become happy!
The End
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе
Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитич...
Использование интегральной оценки при обучении английскому языку в начальной школе.
Методическая работа инновационного опыта:Использование интегральной оценки при обучениианглийскому языку в начальной школе. Номинация: инноватика в образовании СОДЕРЖАНИЕ...
Статья"Использование песен, стихов, считалок при обучении английскому языку в начальной школе"
Использование песен, стихов, считалок делает процесс обучения увлекательным и способствует развитию памяти учащихся....
"Игры на уроках английского языка в начальной школе обучения"
Применение различных форм обучения в обучению иностранного языка: игры, сказки, пословицы, диалоги, игровые ситуации....
РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются вопросы практического применения разнообразных образовательных технологий на уроках английского языка на младшей ступени обучения....
Мастер-класс «Приемы эффективного обучения английскому языку в начальной школе»
Материал знакомит с активными методами обучения иностранному языку, показывает их практическое применение в условиях обучения с применением системно-деятельностного подхода....