РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по английскому языку

Тувина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются вопросы практического применения разнообразных образовательных технологий на уроках английского языка на младшей ступени обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тувина Светлана Викторовна

учитель английского языка  МБОУ «Лицей № 33»,  г. Иваново

РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы практического применения разнообразных образовательных технологий на уроках английского языка на младшей ступени обучения.

Информационные и цифровые технологии затрагивают все сферы жизни современного человека, в том числе влияют на особенности развития подрастающего поколения.

Известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» обращает внимание на то, что предпочтения и стили обучения у современных школьников сформировались под воздействием передовых информационных технологий. Цифровое поколение или поколение "Z" – это дети, родившиеся в информационном обществе. В связи с этим, при планировании учебной деятельности педагогу необходимо учитывать особенности их развития, восприятия, интересов и потребностей [1].

Применение разнообразных образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное и развивающее обучение, как классических, так и современных форм, методов и приёмов, способствует повышению эффективности процесса обучения детей цифрового поколения.

Российский педагог А. Я. Савельев рассматривает технологию обучения как «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами; представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» [4].

Наиболее актуальными образовательными технологиями, применяемыми на уроках английского языка с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, можно назвать следующие:

  • Технология развития критического мышления (ТРКМ);
  • Технологии развивающего обучения;
  • Геймификация (игровые технологии);
  • Метод проектов;
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • Интерактивные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология дифференцированного (разноуровнего) обучения и др.

Одной из эффективных технологий в обучении английскому языку является технология развития критического мышления. Цель технологии развития критического мышления (ТРКМ) — развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) [2, с.10-11].

«Кластер» или «Гроздь»- один  из приемов технологии критического мышления, которые я успешно использую на своих уроках. Учащимся предлагается ключевое слово, вокруг которого возникают группы других слов или выражений. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки и наглядная графическая схема, позволяющая структурировать языковой материал. Например, при изучении темы «Семья» ученики  2 класса строят  такой кластер:

G:\публикация\2020-02-21 кластер\кластер 001.jpg

Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора,  обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей [5].

Современный урок английского языка в начальной школе - это урок с использованием средств ИКТ и Интернет-ресурсов, а именно: электронных форм учебников (ЭФУ) и электронных приложений, электронных словарей, мультимедийных презентаций, обучающих видеороликов и др.  Практически каждый учебно-методический комплект по английскому языку включает в себя электронное приложение, которое позволяет учителю проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать мотивацию учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний с помощью тестовых заданий. Использование электронного приложения к учебнику обеспечивает введение информации не только через текст, но и через видео, красочные иллюстрации, что позволяет сделать учебный материал ярким и запоминающимся, т.к.  младшие школьники    лучше всего воспринимает именно визуальную информацию.

На уроках английского языка в начальной школе широко применяется метод проектов по различным темам: «Мой любимый домашний питомец», «Моя любимая игрушка» «Мои увлечения» и др. По мнению профессора Е.С. Полат, метод проектов — это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом»[3]. Этим практическим результатом является компьютерная презентация по теме проекта, которую ученики создают с использованием программы Power Point.  С примерами проектных работ учащихся можно посмотреть на сайте учителей начальной школы лицея https://svev.jimdofree.com

 Метод проектов способствует формированию речевых компетенций учащихся, развитию лексических и грамматических навыков говорения, универсальных учебных действий.

Одной из разновидностей проектной творческой деятельности на уроках английского языка в начальной школе является создание интерактивных тетрадей или лэпбука (англ. lapbook), которые выступают в роли своеобразного дидактического материала. Лэпбук учащийся создает самостоятельно, размещая в нем языковой материал (слова по изучаемым темам, грамматические правила) в виде рисунков, диаграмм, приклеивает маленькие кармашки и окошечки, в которые можно вложить флеш-карточки с картинками для запоминания лексики.  Создание своего лэпбука дает учащимся возможность систематизировать изученный материал в необычной занимательной форме. Технология создания интерактивной тетради проста и доступна младшим школьникам, способствует развитию памяти, внимания, воображения, творчества, мышления, логики, самостоятельной работы учащихся.

Проектируя урок английского языка на младшей ступени обучения, учитель должен учитывать, что современные дети не могут долго концентрироваться на одном упражнении, необходима частая смена видов деятельности. Решению этой задачи может помочь введение игровых элементов в учебную ситуацию или геймификация. Применение игровых технологий на уроке английского языка в начальной школе целесообразно не только  в целях закрепления лексико-грамматического материала и развития коммуникативных навыков у учащихся, но и снятия эмоционального напряжения и монотонности учебного процесса.

На младшей ступени обучения широко применяются языковые игры,

направленные на отработку языкового материала на уровне фонетики, грамматики и лексики, подвижные игры которые можно применять во время физкультминуток, игры - драматизации, коммуникативные (ролевые игры). Наибольший интерес у младших школьников вызывают настольные игры (англ. board games) с фишками и с распечатанным игровым полем в рабочей тетради или на развороте учебника, например лото (бинго), лексическое домино, «Морской бой» различные «ходилки» и др. 

Таким образом, активное применение разнообразных современных образовательных технологий поможет учителю сделать учебный процесс динамичным и увлекательным, добиться высокого уровня знаний и умений учащихся.

Информационные ресурсы

  1. Коатс Дж.  Поколения и стили обучения. — М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие/ 2-е издание — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. –144 с.
  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные техноло               гии в системе образования/ Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. — Изд-во Академия, 2008. — 272 c.
  4. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высш. образование в России. - 1994. - № 2. 
  5. Справочник технического переводчика.URL:http://www.iks-media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".

Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....

Мультимедийные информационные средства обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС

Информационные компьютерные технологии прочно вошли в процесс обучения. Компьютер успешно используется при изучении различных предметов, в том числе и английского языка. Практика показыва...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе

Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе...

Мастер-класс «Приемы эффективного обучения английскому языку в начальной школе»

Материал знакомит с активными методами обучения иностранному языку, показывает их практическое применение в условиях обучения с применением системно-деятельностного подхода....