«Формирование ценностного мира обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии».
статья
Одним из важных направлений социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство современной школы является формирование у учащихся эмоционально-ценностного компонента личности, который выступает одним из важнейших звеньев концепции гуманистического воспитания. Данная статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование ценностного мира обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии».
Учитель биологии и химии, Ауэр Т.В. (ВКК)
Одним из важных направлений социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство современной школы является формирование у учащихся эмоционально-ценностного компонента личности, который выступает одним из важнейших звеньев концепции гуманистического воспитания.
Большое внимание в решении этой проблемы должно быть обращено к формированию ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Данная категория детей наиболее уязвима в организации образовательного процесса, в силу имеющихся нарушений в развитии. Процесс становления ценностных ориентаций у детей с ОВЗ идет сложно, противоречиво и отстает от современных требований. Необходима адекватная организация учебной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка. Вследствие этого нужна специальная подготовка педагогических кадров образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование.
В нашей школе педагоги формируют у детей с ограниченными возможностями здоровья ценности, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности; среди них основные - это ценности «Я - личность», «Семья», «Здоровье», «Труд», «Патриотизм».
Для человека с ограниченными возможностями здоровья осознание значимости и уникальности собственного «Я - личность» происходит медленно, для этого требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. Формирование ценности «Я - личность» в инклюзивной воспитательной среде нашей школы происходит на основе демонстрации различия многовариантности, неповторимости и уникальности каждого человека.
На своих уроках я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха. Я использую любую возможность, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку словом, взглядом. Даю понять детям, что они такие же личности как и их сверстники. Данные методы стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, поглощают негативную энергию, формируют у него образ самого себя, дают возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой ты есть, почувствовать себя нужным в этом огромном мире. Важно отметить, что школьники , обучающиеся по общеобразовательной программе, относятся к детям с ОВЗ как к равным, доброжелательно, никогда не заостряют внимание на их здоровье.
Ценность «Патриотизм». По данному направлению я формирую знания о своей малой родине, о стране, в которой ты родился, гордость за своё Отечество, уважение к языку своего народа. Задача в воспитании человека с ограниченными возможностями здоровья - познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), а также с историей своей собственной семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств. Для формирования ценности «Патриотизм» в инклюзивной воспитательной среде я организую классные часы: «Символы России», «Моя Россия», праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Космонавтики, Дню Конституции, Дню Инвалидов и другие.
Ценность «Труд». Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому в ходе реализации проекта наши усилия направлены на воспитание психологической и практической готовности детей с ОВЗ к труду, на формирования у них положительного отношения к труду как к важнейшему общественному долгу и жизненной потребности человека. Формирование трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ мы осуществляем через практическую деятельность в творческих мастер – классах по выжиганию по дереву, изготовлению поделок из бросового материала. А цикл онлайн-уроков на платформе ПроеКТОриЯ расширяет первоначальные представления детей о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставляет возможность обучающимся с ОВЗ «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. Также мы знакомим школьников с профессиями через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания дети осознают, что на земле нет ненужных профессий и что выбор профессии - это ответственная работа, которой следует уделять внимание с раннего детства. А добросовестное отношение к любой работе имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств как терпение, старание, внимательность, справедливость, организованность, целеустремленность и самоконтроль.
Учитель технологии формирует знания и опыт хозяйственно-бытового труда, выращивание рассады в школьных кабинетах, высадка цветочных растений в грунт, посадка и уход за овощными растениями.
Ценность «Семья». Семья является одним из первых социальных институтов человека. Именно в семье происходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей ребенка. За последние годы произошли социально-экономические перемены в обществе, которые негативно повлияли на стабильность семьи и повлекли за собой кризис в современной семье.
Современная семья характеризуется утратой семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье.
В семье с ребенком с отклонениями в развитии ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Поэтому наша работа по формированию внутри семейных ценностей проходит в рамках родительского клуба, где мы проводим тематические встречи с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; используем совместные мастер — классы с детьми и родителями для поиска общих интересов, увлечений.
Ценность «Здоровье» - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества». В ходе образовательного процесса происходит переоценка ценности «Здоровье» как здоровыми детьми, так и детьми с ОВЗ. Дети с ОВЗ начинают яснее осознавать важность сохранения и восстановления здоровья. Учащиеся начинают понимать, что возможности здорового человека выше, при более высоком уровне здоровья круг общения расширяется. Дети активно участвуют во всех спортивных мероприятиях: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка мальчики», соревнования по волейболу. Большое эмоциональное впечатление получают во время походов на природу. В данном мероприятии сочетаются многие ценностные ориентиры: нравственные, социальные, трудовые, навыки правильного поведения в природной среде, личностные, экологические, любовь к малой родине.
Посредством изучения природы, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир. На уроках биологии возможны привитие патриотизма, любви к Отечеству, забота о здоровье людей и о здоровье планеты, уважения старших, заботы о младших, целеустремлённости, желания получать и ценить знания о природе, умение ценить красоту родной земли, ценить мир!
При отборе ценностей в содержание предметного цикла я подбираю учебный материал с учетом логики усвоения базовых ценностей, возрастных особенностей детей с ОВЗ, их особых образовательных потребностей. Учебный материал использую как средство стимулирования и организации различных видов деятельности учащихся с целью их ценностного ориентирования, проявления оценочной реакции, эмоциональной отзывчивости, развитии эмоционально-волевой сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...
Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Выступление с докладом...
Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»
Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...