Интеллектуально познавательная игра "Авторалли"
материал (9 класс)

Иванова Оксана Васильевна

Даннная игра может быть использована для профориентации учеников 9-11 классов. Кроме того, данная игра может быть интересна руководителям групп учреждений среднего профессионального образования, работающих в группах студентов I-II курсов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин и специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 

Интеллектуально-познавательная игра «Авторалли» направлена на осознание обучающимися мотивов своего учения, поведения в жизни, определение цели своей будущей профессиональной деятельности и умения предвидеть ее результат. Она является инструментом формирования личности, профессионала, поэтапной самореализации будущего специалиста в своей профессиональной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Кузбасса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНСК - КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Интеллектуально – познавательная игра

«Авторалли»

Российская Федерация

Ленинск-Кузнецкий

2021

Цель: формирование представления о профессии «Слесарь по ремонту строительных машин» и специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Задачи: 

- содействовать пониманию сущности и значимости профессии «Слесарь по ремонту строительных машин» и  специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» у юношей старших классов;

- способствовать развитию  логического мышления, кругозора  и творческих способностей учащихся;

- воспитывать интерес к будущей профессии; доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: оформление для доски, мультимедийный комплекс,  музыкальное сопровождение, раздаточный материал, лист оценивания команд, наградные материалы.

Структура мероприятия:

  1. Организационный этап (общий сбор, деление на команды, приветствие участников).
  2. Вводный этап (Сообщение темы, цели мероприятия, мотивация). 
  3. Основной этап (выполнение заданий игры).
  4. Заключительный этап (подведение итогов игры, награждение, рефлексия).
  5. Результативность мероприятия.

Время проведения: 60 мин.

Сценарий игры:

Ведущий 1

Здравствуйте!

Ведущий 2

Здравствуйте, уважаемые зрители и болельщики. Мы рады приветствовать вас на авторалли. Сегодня в заезде участвуют три экипажа, давайте их поприветствуем.

Итак,  первый экипаж, который выходит на старт это  «…………………..» (команда заходит в аудиторию, представляет эмблему и девиз, если они есть).

Ведущий 1

Следующий наш экипаж «……..……………» (команда заходит в аудиторию, представляет эмблему и девиз, если они есть).

Ведущий 2

И вот на старте появляется третий экипаж «……….…………….» (команда заходит в аудиторию, представляет эмблему и девиз, если они есть).

Ведущий 1

Экипажи на старте и готовятся начать гонку. Но прежде чем отсчитать последние секунды до гонки мы рады представить наших судий, которые будут следить за тем, чтобы команды прошли по трассе не нарушая правил и дошли до финиша без поломок и потерь набранных баллов.

Приветствуем!

Судья под номером 1 ____________________________________

Судья под номером 2 ____________________________________

Обращаем ваше внимание на то, что судьи имеют право штрафовать экипажи за следующие нарушения: выкрики с места, подсказки, шум и другие нарушения в зависимости от ситуации. За каждое нарушение с экипажа снимается 1 бал.

Ведущий 2

Итак, экипажи заявлены, судьи  представлены, самое время  увидеть  маршрут, который предстоит пройти нашим экипажам  (на экране показана карта, на которой определены участки трассы):

  1. Участок  трассы – разгоночный
  2. Участок  трассы – интеллектуальный
  3. Участок  трассы – исторический
  4. Участок  трассы –  штурманский
  5. Участок трассы – творческий

Желаем всем удачи. Поехали!

Ведущий 1

Экипажи пересекли стартовую прямую и вышли на первый участок трассы «Разгоночный», который пройдет под девизом «Кто быстрее!»

На данном этапе экипажи набирают скорость,  отвечая на вопросы. Право дать ответ на вопрос предоставляется экипажу, который быстрее остальных нажмет на гудок. Если ответ не верный, то право ответить переходит к другому экипажу. Судьи внимательно следят за очередностью.

Вопрос

Ответ

1

Автомобиль, у которого «съехала крыша» - это…

Кабриолет

2

Как называют спортсмена, управляющего малолитражным гоночным автомобилем без кузова: картёжник, картограф или картингист

Картингист

3

Она меньше Волги  и как река, и как автомобиль.

Ока

4

Путевая  мера для измерения расстояния, введённая в Древнем Риме, равная 1,609344 километра

Миля

5

Автомобиль, где на каждую букву в названии приходится ровно по одному кольцу

Ауди

6

Что в переводе с греческого означает слово светофор

Несущий свет

7

Кто из русских царей впервые обратил внимание и принял меры для безопасности дорожного движения

Петр I

8

Что является сердцем машины?

Мотор

9

Что означает слово «тротуар»?

Дорога для пешеходов

10

Каких колес не бывает:

Лысых, шипованных, волосатых

Волосатых

11

Бабушка автобуса?

Карета

12

Электровоз идет  на север со скоростью 80 км/ч, ветер западный, скорость ветра 20 км/ч. В каком направлении летит дым?

У электровоза нет дыма

13

Автомобиль, который  доверили собирать узбекам?

Дэу

Ведущий 2

Экипажи достойно прошли первый участок трассы и добрались до второго, который называется  «Интеллектуальный».

        Ваша профессия связана с устранением поломок в автомобиле. Чтобы устранить любую поломку надо хорошо знать из чего состоит автомобиль. Поэтому, на данном участке вам предстоит поломать голову над тем, какие части автомобиля зашифрованы в филворде.

        Экипажам выдаются бланки с заданием. (Приложение 1) На выполнение задания экипажам отводится  2-3 минуты.  За каждое  найденное слово – 1 балл.

Ведущий 1

Пока экипажи проходят довольно сложный участок трассы, мы вернемся на трибуны и предоставим возможность болельщикам заработать  баллы для команды, за которую болеют. (Приложение 2)

Ведущий 2

Итак, экипажи справились с заданием. Судьи подсчитываю баллы, а мы давайте посмотрим, какие слова были зашифрованы -  внимание на экран.

Ведущий 1

Давайте выясним, с какими результатами экипажи преодолели первые два участка трассы.  Для оглашения результатов предоставляем слово судьям (судьи объявляют результаты, которые заносятся в таблицу заезда).

Ведущий 1

Команды молодцы, ответственно взялись за выполнение заданий. Каждый участок трасы становится все сложнее и сложнее, но экипажи стремятся вперед и готовы преодолеть все трудности, которые им встречаются на пути.

Мы доехали до следующего участка трассы, который называется «Исторический». Давайте посмотрим, какое испытание для экипажей он несет. Перед вами три категории: «О том, о сем», «Отечественный автопром», «Зарубежный автопром». В каждой категории по 5 вопросов, за каждый правильный ответ команда может набрать от 10 до 50 баллов. Начнем с экипажа, который набрал меньше всех баллов на предыдущих участках трассы. Время на раздумье не дается, вы должны дать ответ после того как вопрос будет озвучен.  

Категория «О том, о сем»

10  Первый автомобильный двигатель работал на…

(Пару)

20 Когда порывистый «двигатель» в одну  лошадиную силу на сено - овсовом  топливе сменился экипажем на 3-х колесах, долго не могли найти название новому чуду. В Германии его называли  «motorwagen», во Франции «отомобиль», а какое слово использовали в России для обозначения механических  экипажей?

  1. Автогон
  2. Самопер
  3. Самокат

(Самокат)

30 Это устройство было установлено в Лондоне в декабре 1868 года  и  предназначалось для транспортных средств и облегчало переход пешеходов через улицу. 

(Газовый светофор)

40   Как переводится с латинского языка слово «автомобиль»:

  1. Самодвижущийся
  2. Управляемый
  3. Движущийся

(Самодвижущийся)

50  Как прозвали первые велосипеды с деревянными колесами

  1. Дрыгоног
  2. Костотряс
  3. Лоботряс
  4. Вырвиглаз

(костотряс)

Категория «Отечественный автопром»

10 Кот в мешке.  Первый грузовик этой марки был выпущен в декабре 1976 года заводом, который был построен на Каме. Грузовики этого бренда использовались по всему миру - это Африка, Куба, Болгария, Китай, Польша, Югославия. Они хорошо зарекомендовали себя в условиях Афганистана. Они  участвуют и побеждают в ралли «Париж – Дакар».

(Камаз)

20 Первый советский завод по выпуску автомобилей.

(АМО)

30 Какое название было у автомобиля – иномарки, которую  выпускал в Советском Союзе завод «Коммунар». Мощность  двигателя- 30,1 кВт, (40 лошадиных сил), скорость- 118 км/ч.

                                                     ( Запорожец)

40 При конструировании этот автомобиль планировалось назвать «Родина», но когда он сошел с конвейера, его название изменили.  

(Победа)

50 Легендарный советский грузовик  грузоподъемностью до 1500 кг, который широко использовался в годы Великой Отечественной Войны.

(Полуторка)

Категория «Зарубежный автопром»

10 В 1886 г. Немецкий изобретатель Карл Бенц запатентовал свой автомобиль. Сколько было колес у этого автомобиля?

(Три)

20 1927 год, когда впервые 1000  серийных изготовленных автомобилей  появились на рынке, считаются официальным годом рождения фирмы Вольво. Что означает слово «Вольво» на латыни?

  1. Я лечу
  2.  Я качусь
  3.  Я тащусь

                                                     ( Я качусь)

30 Первая паровая повозка, пригодная для практического применения, была построена в 1769 году французским военным инженером Жозефом Кюньо. Для каких целей была построена эта повозка?

(Для перевозки артиллерийских снарядов)

40  Дедушка автобуса

(Дилижанс)

50 Американский ученый – самоучка, который изобрёл автомобиль, названный «Квадрицикл». Автомобиль весил 500 фунтов и передвигался на 4-х велосипедных шинах.

         ( Форд)

Ведущий 2

        Финиш уже совсем близко. Команды добрались до следующего участка трассы, который называется «Штурманский». На данном участке все решения принимает штурман экипажа. Штурманы, просим вас выйти вперед.

        Для вас мы приготовили видеосюжеты. На экране три инструмента, которые вам хорошо знакомы, это: зубило, напильник, молоток. За каждым инструментом скрыт видеосюжет. После просмотра выбранного сюжета надо назвать ошибки, которые были допущены.

        Право выбрать первым предоставляется штурману, чей экипаж меньше всех набрал баллов на предыдущих участках трассы.

Ведущий 1

        Попросим судей объявить результаты  за участки трассы «Исторический» и «Штурманский».

Ведущий 1

Как мы видим, экипажи приближаются к финишу. Остался самый сложный участок трассы «Творческий» или  «Автосалон будущего». Здесь экипаж должен работать слаженно, так как от результата зависит исход гонки.

На данном этапе экипажам предстоит выполнить не простую задачу, проявив креативность в создании автомобиля будущего. Ваша задача заключается в следующем:

  1. Собрать автомобиль из конструктора «Лего», которого еще не придумали.
  2. Дать название автомобилю.
  3. Презентовать судьям (охарактеризовать изобретенный автомобиль).

Ведущий 2

Пока экипажи выполняют задание на данном участке трассы, дадим возможность размяться гостям и болельщикам. Давайте поиграем в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать вам утверждение, а те кто верит в то что я права, должны встать, те кто не верит – наклониться к соседу сидящему с левой стороны. (Приложение 3)

Ведущий 1

Экипажи готовы представить свои автомобили. Судьи внимательно и беспристрастно оценивает каждую работу. Каждый экипаж может получить от 1 до 5 баллов.

Ведущий 2

Попросим судей объявить результаты за конкурс «Автосалон будущего».

Ведущий 1

Итак, все экипажи справились с трудностями трассы, пришли к финишу, осталось подвести итоги и выяснить, какой экипаж пришел на финиш с наибольшим количеством баллов и кто занял второе и третье почетные места. Но прежде чем это сделать у болельщиков есть возможность изменить исход гонки, добавив свои  баллы экипажу, за который болели.

Предоставляем слово нашим зорким и справедливым судьям.

Ведущий 2

Поприветствуем победителей ралли! (награждение экипажей)

Благодарим всех за участие, ждем вас в  следующий раз  на новых этапах ралли. На выходе из аудитории мы просим выбрать цветной стикер в соответствии с вашим настроением. Каждый цвет стикера соответствует сигналу светофора: Зеленый – все понятно, все понравилось, настроение замечательное, узнал для себя много нового и интересного; Желтый – было интересно, остались вопросы, настроение хорошее; Красный – зря пришел, потратил время.

Источники информации

  1. https://www.popmech.ru/vehicles/47456-vysokie-tekhnologii-rolls-royce-wraith/
  2. http://www.tezcar.ru/ustroistvo.html
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F
  4. http://russiahousenews.info/around-the-world/istoriya-pervogo-svetofora
  5. http://www.rollmaster.ru/info/Istoriya-velosipeda_530_article.html
  6. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-transport/
  7. http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-transport
  8. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-transport.html
  9. https://www.audi.ru/ru/web/ru/why-audi/layer/history.html
  10. https://www.audi.ru/ru/web/ru/why-audi/layer/history-of-the-four-rings.html
  11. https://fishki.net/auto/1311561-interesnye-fakty--ob-avtomobiljah.html
  12. http://avtovin.com.ua/50-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D0%B1-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%85/
  13. https://www.kolesa.ru/article/istoriya-otechestvennogo-avtoproma-gorditsya-nechem-2012-11-15
  14. http://otauto.narod.ru/istoriya/istoriya.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Филворд  

Название экипажа___________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Эталон филворда

             

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конкурс для зрителей «Отгадай загадку»

1.На рояль он не похож,

Но педаль имеет тоже.

Кто не трус и не трусиха

Прокачу тебя я лихо.

У меня мотора нет,

Я зовусь (велосипед)

2.Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен и овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (автомобиль)

3.Ем я уголь, пью я воду.

Как напьюсь, прибавлю ходу .

Везу обоз на сто колес

И называюсь ... (паровоз)

4.Смело в небе проплывет,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? ... (самолет)

5.  По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход.

Лишь гудит машина важно.

Что такое? ... (пароход)

6.  Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит он в пять минут ... (трамвай)

7. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти   (Светофор)

8. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.  
(Троллейбус)

9. Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)

10. Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?  
(Электричка)

11. Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)

12. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома.
(Трамвай)

13. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...
(Автобус)

14. Четыре брата бегут,

Друг друга не догонят. (Колеса)

15. В городах глубокой ночью

Спят автобус и трамвай.

Если транспорт нужен срочно –

Ты машину вызывай.

Та приедет: "Я свободна!

Довезу куда угодно!" (Такси)

16. Как таблицу умноженья,

Знайте правила ...       (Движенья)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Верю - не верю!

Верите ли вы, что проект парового двигателя разработал Кулибин?

Ответ: Нет, так как его разработал Ползунов Иван Иванович, российский теплотехник

Верите ли вы, что первый двигатель внутреннего сгорания создал французский изобретатель Этьен Ленуар в 1860 году?

Ответ: да

Верите ли вы, что самый первый автомобиль вместо бензина заправляли дровами?

Ответ: да

Верите ли вы, что победитель первых автогонок ехал со средней скоростью менее 30 км/ч ?

Ответ: да

Верите ли вы, что серийная легковая машина «Победа» выпускалась до войны?

Ответ: нет после войны

Верите ли вы, что российский император Николай II будучи владельцем самой большой в Европе коллекции автомобилей не мог запомнить названия ни одной машины?

Ответ: да.  (Его гараж вызывал зависть у многих европейских монархов. Николай II обожал носиться по просёлочным дорогам на большой скорости. Разумеется, его возили опытные шофёры.)

Верите ли вы, что тормоз – это устройство, придающее автомобилю ускорение с отрицательным знаком?

Ответ: да

Верите ли вы, что рычаг с ножным приводом в автомобиле называется «клаксон»?

Ответ: нет, так как этот рычаг называется «педаль», а «клаксон» - это устройство для подачи автомобильного гудка.

Верите ли вы, что багажник самосвала – это кузов?

Ответ: да

Верите ли вы, что жёсткая деталь автомобиля, обеспечивающая мягкую езду называется «рессора»?

Ответ: да

Верите ли вы, что конструкционно предусмотренное отклонение колёс от вертикальности называется «развал»?

Ответ: да

Верите ли вы, что часть автомобиля, в которой химическая энергия топлива преобразуется в механическую называется двигатель?

Ответ: да

Верите ли вы, что прибор предназначен для измерения частоты вращения вала двигателя называется «одометр»?

Ответ: нет, он называется «тахометр», «одометр» - это счётчик пробега автомобиля

Верите ли вы, что домкрат помогает поднять автомобиль на большую высоту?

Ответ: нет, так как «домкрат» поднимает автомобиль на небольшую высоту

Верите ли вы, что стремление задних колёс обогнать передние называется «поднос»?

Ответ: нет, так как это «занос»

Верите ли вы, что  фигурка косули украшает капот автомобиля «Волга ГАЗ-21»?

Ответ: нет, так как это фигурка оленя

Верите ли вы, что грузовик ЗИЛ получил прозвище «бычок»?

Ответ: да

Верите ли вы, что экономичным автомобилем считается тот, который тратит мало горючего. Из российских автомобилей самый экономичный – "Ока".

Ответ: да, он расходует 5 литров бензина на 100 км при скорости 80 км/ч

Верите ли вы, что «аудиенция» – это выезд на автомобиле «Ауди»?

Ответ: нет, так как  «аудиенция» - это официальный приём у высокопоставленного лица

Верите ли вы, что на эмблеме автомобиля «БМВ» изображён пропеллер?

Ответ: да, так как фирма до 1919 года была авиационной

Верите ли вы, что автомобиль «Понтиак» получил имя вождя индейского племени?

Ответ: да, сначала в честь вождя был назван город в США, а позже в нём основали автомобильную фирму

Верите ли вы, что «Роллс - Ройс» считается самым экономичным в мире?

Ответ: нет, наоборот он считается самым не экономичным в мире

Верите ли вы, что «Ситроен» - это французский автомобиль, работающий на ситро, идея которого позаимствована из сказки  Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Ответ: нет

Верите ли вы, что очень популярная в мире немецкая машина концерна "Фольксваген"  за свой внешний вид была прозвана "жуком"?

Ответ: да

Верите ли вы, что самым безопасным в мире автомобилем признан «BMW X6?

Ответ: нет, это "Вольво-700"

Верите ли вы, что «троллейвоз» - сказочный транспорт троллей?

Ответ: нет, так как это грузовой троллейбус

Верите ли вы, что «внедорожник» – это автомобиль, который нельзя (стыдно) выпускать на дороги.

Ответ: нет, это автомобиль повышенной проходимости

Верите ли вы, что болгарском Пловдиве создан музей в назидание безответственным водителям? 

Ответ: да, в нем все экспонаты - это автомобили побывавшие в аварии

Верите ли вы, что дорожное покрытие дало название тёмно-серой автомобильной эмали?

Ответ: да, оно называется «Мокрый асфальт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"

Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе...

Интеллектуально-познавательная игра «Твои соседи по планете» для 8-11 классов

Данное мероприятие позволяе вспомнить,  а  может  быть,  узнать  впервые,  кто  сильнее  в  царстве  зверей,  кто  самый  маленький,...

Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова

В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова....