Организация профориентационной работы в современной школе
статья (9, 10, 11 класс)
Школа является важнейшим местом, где ученики могут получить помощь в выборе профессии. Современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристикой его важнейших компонентов: профессионального самоопределения и создания предпосылок построения профессиональной карьеры. Эти компоненты выступают, с одной стороны, как особенности, характеризующие направление и содержание воспитательной работы в старших классах. В рамках этих особенностей строятся задачи и содержание профессиональной ориентации, направленные на формирование активной позиции школьника в профессиональном самоопределении и построения профессиональной карьеры в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_proforientatsionnoy_raboty_v_sovremennoy_shkole.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация профориентационной работы в современной школе.
В современном мире существует множество самых разнообразных специальностей. Некоторые профессии возникли тысячи лет назад, другие – появились в последние год-два. Меняется наша жизнь, меняется и набор самых востребованных специальностей в определенный период времени. Именно поэтому вопрос «Кем быть?» – является очень важным для подрастающего поколения . Выпускник школы должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Работа, которую осуществляет школа по профориентации важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
При проведении мероприятий по профориентации в школе необходимо учитывать возрастные особенностей школьников. Всю работу можно разделить на несколько этапов:
1 этап- формирование положительное отношение к труду, раскрытие важности и необходимости его для общества, сила и красота труда, формирование потребности быть полезным людям.
2 этап- раскрытие нравственных основ выбора жизненного пути, знакомство с конкретными видами трудовой деятельности, расширение представлений о труде взрослых.
3 этап-расширение полноты сведений об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают осознанное решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.
Школа является важнейшим местом, где ученики могут получить помощь в выборе профессии. Современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристикой его важнейших компонентов: профессионального самоопределения и создания предпосылок построения профессиональной карьеры. Эти компоненты выступают, с одной стороны, как особенности, характеризующие направление и содержание воспитательной работы в старших классах. В рамках этих особенностей строятся задачи и содержание профессиональной ориентации, направленные на формирование активной позиции школьника в профессиональном самоопределении и построения профессиональной карьеры в будущем.
Принципы построения профориентационной работы в школе:
- Систематичность и преемственность - работа ведется с первого по выпускной класс.
-Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Основные направления профориентационной работы в школе:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
У обучающихся 5-7 классов происходит развитие познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. В этот период важно проведение профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
Профориентационная работа с обучающимися 8-9 классов направлена на углубленное изучение профессиональной сферы в разных областях; проводятся групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
С обучающимися 10-11 классов важно проводить мероприятия по самоподготовке и саморазвитию, деятельность которых направлена на формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, происходит коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Профессиональное самоопределение - процесс развития самопознания личности относительно будущей профессиональной деятельности, является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.
Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.
В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования ведётся профильное обучение. Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.
Таким образом - основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования. Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.
Основной целью школы должно быть создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.
Список используемой литературы:
1.Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
Статья в журнале "Школа и производство" "Опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе"
http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=51&MAGAZINE_ID=48420...
Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы.
Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы....
Организация профориентационной работы в коррекционной школе
Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы....
"МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требует новых подходов к профессиональному определению молодежи. Формирование самостоятельной, ответственной и ...
Доклад «Планирование и проведение профориентационной работы в современной образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоят...