Организация профориентационной работы в коррекционной школе
статья
Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._proforientatsionnaya_rabota.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог - психолог:
Минаева Светлана Сергеевна
Статья: «Организация профориентационной работы
в коррекционной школе »
Проблемам организации и осуществления профориентационной работы в школах посвящено большое количество научных исследований. Вопросами развития и управления профессиональной ориентацией школьников занимаются Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., которые в своих научных работах подробно раскрывают механизм самоопределения учащихся в современных условиях.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Целями профориентационной работы являются:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Среди основных задач профориентационной работы выделяют:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся с ограниченными возможностями в обучении;
- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация – это система, включающая в себя множество аспектов, таких как просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация специальных занятий. Выделяют социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический аспекты.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций учащихся в профессиональном самоопределении, где основной акцент делается на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии учащихся в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников специалисты выделяют несколько этапов (временные периоды) организации работы по профориентации.
Первый этап работы по направлению осуществляется в начальной школе
(1 - 4 классы). На данном этапе у младших школьников происходит формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе, социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
На втором этапе работы (среднее звено: 5 - 7 классы) происходит развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
На третьем этапе (старшая школа (8 - 9 классы)) осуществляется работа по групповому и индивидуальному консультированию с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
На четвертом этапе (10-11 классы) происходит обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Решение задач профориентации в условиях школьного обучения осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Работу по профессиональной ориентации осуществляет педагогический коллектив учреждения (по различным направлениям работу проводят классные руководители, социальные педагоги, психологи, педагоги - организаторы, учителя “Технологии”).
Школьный педагог – психолог в рамках организации профориентационной работы осуществляет следующие виды деятельности:
- проводит работу по изучению профессиональных интересов и склонностей учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит занятия по профориентации учащихся;
- организует беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по диагностике профессиональной направленности учащихся.
Существует несколько критериев, по которым определяется готовность учащихся (старшеклассников) к профессиональному самоопределению.
1. Когнитивный критерий, предполагающий сформированность следующих параметров:
- знание собственных склонностей, способностей, индивидуальных качеств;
- владение способами самодиагностики и саморазвития;
- знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями;
- знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств;
- понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.
2. Мотивационно – ценностный критерий, включающий в себя наличие:
- заинтересованности в получении знаний; устойчивые познавательные интересы;
- положительного отношения к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем; осознанной мотивации на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности;
- четкого представления о необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
3. Деятельностно - практический критерий, включающий в себя знания, умения и навыки:
- умение проявлять волевые усилия в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей;
- умение проявлять собственный творческий потенциал, коммуникативность и самостоятельность в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам;
- готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
Организация профориентационной работы в условиях
коррекционной школы
При организации профориентационной работы в коррекционной школе необходимо учитывать факторы, которые определяют содержание, способы восприятия и усвоения материала, возможности применения знаний в практической деятельности по данному направлению. Ограниченные возможности у учащихся (низкий уровень развития представлений об окружающем, ограниченный социальный опыт, трудности освоения этапов деятельности, сложности при переносе способов действий), а также небольшой выбор предлагаемых профессий для детей с ограниченными возможностями в здоровье затрудняют процесс формирования профессионального самоопределения. В связи с этим возникает необходимость создания адаптированной модели развития представлений у учащихся о профессиональной сфере.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется в начальной школе (начиная с первого – второго класса). На этом этапе происходит формирование ценностного отношения к труду взрослых, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие представлений о профессиях и тех качествах, которыми необходимо обладать для успешного выполнения той или иной деятельности.
Среди основных задач профориентационной работы в начальной школе выделяют следующие:
- развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о труде людей;
- расширение знаний и представлений о профессиях;
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
- активизация внимания и памяти учащихся, развитие элементов логического мышления;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды.
Работа осуществляется с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррекционно – развивающей работы.
В основу положены следующие принципы:
- комплексное воздействие на процесс развития ребенка, максимальное использование межанализаторных связей;
- активное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования познавательной мотивации, повышения интереса к занятиям;
- учет ведущей деятельности (ведущим видом деятельности в большинстве своем продолжает оставаться игровая деятельность) при наполнении структуры занятия (в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повышает эмоциональную и умственную активность детей);
Профориентационная работа осуществляется поэтапно. На предварительном этапе проводится анкетирование учащихся с целью выявления уровня развития представлений о профессиях. Основной этап включает в себя: проведение ознакомительных занятий с каждой возрастной группой.
В процессе работы используются специальные тематические игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, двигательной сферы, эмоциональных проявлений, волевой сферы.
Содержание курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела предполагает изучение материала в период всего курса обучения с постепенным усложнением содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа в коррекционной школе.
данная статья преднозначена в помощь учетелям в профориентационной работы с учащимися....
Статья в журнале "Школа и производство" "Опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе"
http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=51&MAGAZINE_ID=48420...
Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида
Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....
Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"
Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....
Модель профориентационной работы в коррекционной школе
В статье рассказывается об опыте работы коррекционной школы по профориентации. Описываются инновационные проекты с учащимися разных возрастов, реализованные на базе МКОУ КШ №8....
Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...
Особенности профориентационной работы в коррекционной школе
Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена...