Организация профориентационной работы в коррекционной школе
статья

Минаева Светлана Сергеевна

Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._proforientatsionnaya_rabota.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог - психолог:

 Минаева Светлана Сергеевна

Статья: «Организация профориентационной работы

в коррекционной школе »

   Проблемам организации и осуществления профориентационной работы в школах посвящено большое количество научных исследований. Вопросами развития и управления профессиональной ориентацией школьников занимаются Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., которые в своих научных работах подробно раскрывают механизм самоопределения учащихся в современных условиях.

   

   Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

   Целями профориентационной работы являются:

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

 - выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

   Среди основных задач профориентационной работы выделяют:

- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в процессе обучения и во внеурочной деятельности;  

- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся с ограниченными возможностями в обучении;

- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

   Профессиональная ориентация – это система, включающая в себя множество аспектов, таких как просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация специальных занятий. Выделяют социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический аспекты.

   Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций учащихся в профессиональном самоопределении, где основной акцент делается на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии учащихся в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

   С учетом психологических и возрастных особенностей школьников специалисты выделяют несколько этапов (временные периоды) организации работы по профориентации.

   Первый этап работы по направлению осуществляется в начальной школе

(1 - 4 классы). На данном этапе у младших школьников происходит формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе, социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

   На втором этапе работы  (среднее звено: 5 - 7 классы) происходит развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

   На третьем этапе (старшая школа (8 - 9 классы)) осуществляется работа по групповому и индивидуальному консультированию с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

   На четвертом этапе (10-11 классы) происходит обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

   Решение задач профориентации в условиях школьного обучения осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Работу по профессиональной ориентации осуществляет педагогический коллектив учреждения (по различным направлениям работу проводят классные руководители, социальные педагоги, психологи, педагоги - организаторы, учителя “Технологии”).

   Школьный педагог – психолог в рамках организации профориентационной работы осуществляет следующие виды деятельности:

- проводит работу по изучению профессиональных интересов и склонностей учащихся;

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проводит занятия по профориентации учащихся;

- организует беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

- создает базу данных по диагностике профессиональной направленности учащихся.

   Существует несколько критериев, по которым определяется готовность учащихся (старшеклассников) к профессиональному самоопределению.

1. Когнитивный критерий, предполагающий сформированность следующих параметров:

   - знание собственных склонностей, способностей, индивидуальных качеств;

   - владение способами самодиагностики и саморазвития;

   - знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора                  в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями;

   - знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств;

   - понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

2. Мотивационно – ценностный критерий, включающий в себя наличие:

   - заинтересованности в получении знаний; устойчивые познавательные интересы;

   - положительного отношения к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем; осознанной мотивации на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности;

   - четкого представления о необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

3. Деятельностно - практический критерий, включающий в себя знания, умения и навыки:

   - умение проявлять волевые усилия в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей;

   - умение проявлять собственный творческий потенциал, коммуникативность и самостоятельность в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам;

   - готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

Организация профориентационной работы в условиях

коррекционной школы

   

   При организации профориентационной работы в коррекционной школе необходимо учитывать факторы, которые определяют содержание, способы восприятия и усвоения материала, возможности применения знаний в практической деятельности по данному направлению. Ограниченные возможности у учащихся (низкий уровень развития представлений об окружающем, ограниченный социальный опыт, трудности освоения этапов деятельности, сложности при переносе способов действий), а также небольшой выбор предлагаемых профессий для детей с ограниченными возможностями в здоровье затрудняют процесс формирования профессионального самоопределения. В связи с этим возникает необходимость создания адаптированной модели развития представлений у учащихся о профессиональной сфере.

   Знакомство детей с миром профессий осуществляется в начальной школе (начиная с первого – второго класса). На этом этапе происходит формирование ценностного отношения к труду взрослых, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие представлений о профессиях и тех качествах, которыми необходимо обладать для успешного выполнения той или иной деятельности.

   Среди основных задач профориентационной работы в начальной школе выделяют следующие:

   - развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о труде людей;

   - расширение знаний и представлений о профессиях;

   - обогащение словарного запаса, развитие связной речи;

   - активизация внимания и памяти учащихся, развитие элементов логического мышления;

   - развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды.

   Работа осуществляется с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррекционно – развивающей работы.

   В основу  положены следующие принципы:

- комплексное воздействие на процесс развития ребенка, максимальное использование межанализаторных связей;

- активное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования познавательной мотивации, повышения интереса к занятиям;

- учет ведущей деятельности (ведущим видом деятельности в большинстве своем продолжает оставаться игровая деятельность) при наполнении структуры занятия (в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повышает эмоциональную и умственную активность детей);

   Профориентационная работа осуществляется поэтапно. На предварительном этапе проводится анкетирование учащихся с целью выявления уровня развития представлений о профессиях. Основной этап включает в себя: проведение ознакомительных занятий с каждой возрастной группой.

   В процессе работы используются специальные тематические игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, двигательной сферы, эмоциональных проявлений, волевой сферы.

   Содержание курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела предполагает изучение материала в период всего курса обучения с постепенным усложнением содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа в коррекционной школе.

данная статья преднозначена в помощь учетелям в профориентационной работы с учащимися....

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....

Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....

Модель профориентационной работы в коррекционной школе

В статье рассказывается об опыте работы коррекционной школы по профориентации. Описываются инновационные проекты с учащимися разных возрастов, реализованные на базе МКОУ КШ №8....

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...

Особенности профориентационной работы в коррекционной школе

Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена...